Сергей Юран: Прививаю команде стиль «Арсенала». Лондонского

Спорт день за днем 1184 0 Автор: Юрий Дудь, Евгений Стаценко - 16 октября 2007

В жестокой сече на берегах Дона «Шинник» завоевал 88-е очко в первенстве первого дивизиона, де-факто оформив то, что было известно еще летом — в следующем сезоне клуб из Ярославля снова сыграет в премьер-лиге. Главный творец успеха — Сергей Юран, один из самых колоритных футболистов страны 90-х, который в последний раз появлялся в высшем российском дивизионе еще в качестве игрока восемь лет назад. За неделю до того, как «Шинник» прорвался наверх, Юран встретился с корреспондентами «Спорта» и дал детальный инструктаж, как вывести команду в элиту.

Отпразднуем без поросячьего визга

– Для вас имеет значение, с какого места выходить в премьер-лигу?
– Имеет — меня устроит только первая строчка. В самом конце сентября мы проиграли на выезде «Машуку», и после матча я сказал ребятам, что второе место меня не устроит категорически. Мы лидируем с первых туров, и опускаться на второе место, какие бы привилегии оно нам ни давало, — это неправильно.

– Выходит, с празднованием успеха футболистам придется повременить.
– После сезона у всех у нас будет полное право отдохнуть от футбола. Моя позиция: футболисты — это, в первую очередь, люди, а не гладиаторы, которые должны, должны, должны… Как только чемпионат подойдет к концу, мы отметим и медали, и другие праздники. Хотя у нас это будет в разумных количествах, а не до поросячьего визга, как принято в России.

– Лично у вас много праздников накопилось, которые надо будет отметить?
– Так я же в этом году даже жену не смог из роддома забрать, когда она второго ребенка рожала. «Шинник» тогда был на выезде в Хабаровске и Иркутске. В принципе, я бы мог туда не полететь, но это было бы неправильно по отношению к команде. Прилетели, и я сразу же помчался в Москву. Так получилось, что, когда уезжал, у меня был один сын, а когда прилетел — уже двое. Хорошо, что жена у меня понимающая. Ведь чтобы построить тренерскую карьеру, от многих житейских вещей приходится отказываться. На том выезде мы, кстати, взяли четыре очка.

– Тем не менее вы в этом году наверняка установили рекорд по преодолению маршрута Ярославль — Москва.
– Ну да, когда играем дома, после второй игры уезжаю в Москву — на два-три дня. А в Ярославле я, как и большинство ребят, живу на базе. Таким способом показываю им, что главное — сконцентрироваться на цели, которую мы перед собой поставили.

В премьер-лигу — вне очереди

– Что дал вам первый дивизион, помимо яркой записи в портфолио?
– Здесь я по-настоящему узнал страну. Уехал в Европу в 1991-м, вернулся в 2001-м. Посмотреть Россию у меня попросту не было времени. А в этом году порядочно поездил и узнал наконец, в какой красивой стране мы живем.

– Чему изумились больше всего?
– Байкалу. Когда приехали в Иркутск, мне сказали, что до Байкала отсюда всего 30 километров. Мы заказали автобус и поехали. Когда я увидел всю эту красоту, то… В общем, был сильно потрясен. Еще впервые побывал на Дальнем Востоке — в Хабаровске. Если и правда есть программа по развитию этого региона, то из этого места надо делать настоящую конфетку.

– Самый сложный выезд сезо­на-2007?
– Махачкала. Жутковато там все-таки находиться. Закрытая гостиница, вокруг люди с автоматами, на игру выезжаем с вооруженным эскортом. Еще воды горячей не было, поэтому ездили по городу и искали баню, чтобы помыться. Неприятно. Все-таки мы уже не в каменном веке живем.

– Перед началом сезона на вопрос о подковерных играх вы сказали: «С волками жить — по-волчьи выть». Выть не пришлось?
– Не пришлось. Когда пришел в «Шинник», в команде оставалось только три игрока. Работы хватало, но она дополнялась разговорами о беспределе первого дивизиона. Я говорил, что мы будем играть по своим правилам — мне говорили, что задачу выполнить нереально. Говорили, что на выход в премьер-лигу стоит очередь. И согласно ей, в этом году поднимается не «Шинник», а другие команды, которые в этой очереди стоят уже по два-три года. В декабре Мутко и Толстых провели в «Лужниках» собрание по первому дивизиону, на котором обсуждались все эти разговоры. Мутко и Толстых пообещали, что в этом году дивизион будет жестко контролироваться. Сезон начался, и с беспределом я так ни разу и не столкнулся.

– То есть вы утверждаете публично: «Шиннику» в этом году ни разу не предлагали договориться?
– Ни разу. Наверное, в том числе из-за того, что люди знают мои принципы. Все-таки я десять лет в Европе играл. Расскажи о таких вещах в Германии или Австрии, они посмотрят на тебя как на дурака.

Спасибо, что выгнали

– Сергей Юран — один из немногих, кто играл и в киевском «Динамо», и в московском «Спартаке». Адептом какой тренерской мысли вы себя считаете?
– Никогда не скрывал: самое большое удовольствие от игры в футбол я получал в «Спартаке» в 1995 году. Играя в той знаменитой Лиге чемпионов, мы просто ловили кайф! Став тренером, я пропагандирую такой же футбол. Чтобы люди думали на поле, чтобы контролировали мяч и играли зрелищно. При этом физическую подготовку я взял киевскую. Так что получается такой киевско-спартаковский гибрид.

– Вы ведь учились в Высшей школе тренеров?
– Да, причем два раза. Хочу сказать большое спасибо ее руководителю Андрею Лексакову. Пусть он меня и выгнал оттуда, когда я первый раз поступил.

– Выгнал? За что?
– Я неправильно относился к учебе, прогуливал занятия. Шел туда с настроением: «Чему вы меня можете научить?» Но сейчас понимаю, что именно ВШТ помогла мне систематизировать те знания, которые я приобрел во время игровой карьеры. Мне ведь удалось поработать с Романцевым, Лобановским, Эрикссоном, Топмеллером, другими известными тренерами. Теперь я аккумулирую то, что подмечал у них, под свое видение футбола.

– В течение этого сезона вы могли покинуть «Шинник» и уйти на повышение?
– Да. После первого круга у меня было предложение возглавить команду премьер-лиги.

– И почему не приняли его? Не устроили амбиции тех, кто делал предложение?
– Я считаю неправильным уходить, не сделав дело до конца. Кроме того, я много общаюсь с Юрием Палычем Семиным и Борисом Петровичем Игнатьевым — я бы сказал, волками от футбола. И Семин как-то сказал: в тренерской карьере надо, как и в игровой, расти постепенно. Сначала вторая лига, потом первый дивизион, потом премьер-лига.

– В премьер-лигу вы войдете с «Шинником»?
– Все предложения я сдвинул на конец сезона. Хочу работать в Яро­славле, но у меня остался только год контракта. В такой ситуации каждый тренер чувствует себя не очень комфортно. Следовательно, будет разговор с губернатором о переподписании контракта и бюджете клуба на следующий год. Хочу крепко стоять на ногах в премьер-лиге, а не мучиться. Поэтому нам нужны будут деньги — они позволят пригласить в «Шинник» хороших, по-настоящему играющих футболистов.

– То есть вы не собираетесь повторять ошибок «Терека», «Кубани» и многих других команд, которые, выходя в премьер-лигу, решали творить там подвиги старым составом?
– Да, я понимаю, что первый и высший дивизионы серьезно отличаются друг от друга. Поэтому мы будем укреплять состав процентов на пятьдесят.

Поеду в «Баварию»

– Киевское «Динамо» уже много лет болеет тренерской лихорадкой. По-вашему, почему?
– Я вижу только одну проблему — после ухода Лобановского в клубе нет доверия к тренеру. Дайте ему возможность самостоятельно комплектовать команду, воплощать в жизнь собственные идеи. В Киеве работают по системе Лобановского, а это очень сложно. Только один Папа, как мы его называли, мог это делать. В России многие руководители лезут в селекцию, чуть ли не замены тренерам навязывают. Убежден, что это есть и в Киеве. И пока туда не придет иностранец, там будет чехарда.

– На Украине так думают, кажется, все, кроме руководства «Динамо».
– Нет, там есть много своих тренеров. Но нужна ответственность, надо взять ее на себя. Человек перед подписанием контракта должен выставить условия перед руководителем, чтобы в его работу не вмешивались. Если ты будешь делать так, как тебе говорят, результата не будет — рано или поздно тебя все равно уберут. Когда я приехал в Ярославль, то договорился с губернатором, что ко мне никто не лезет. Я занимаюсь футбольными делами, руководство — развитием клуба.

– Если бы у вас был выбор, в какой клуб хотели бы поехать на стажировку?
– Уже точно поеду в «Баварию», но кроме этого хочу съездить в «Арсенал» к Венгеру. Мне очень нравится, как играет его команда. Подвижная средняя линия без крайних полузащитников, игроки при этом постоянно меняются местами. Именно такой стиль я пытаюсь привить в Ярославле.

– Какую команду премьер-лиги вам нравится смотреть больше всего?
– ЦСКА играет в неплохой футбол. Скорость, мысль. Хотя когда Газзаев только начинал в ЦСКА, мне очень не нравилось. Но сейчас это совершенно другой футбол.

Без вредных привычек

– Вы жаловались, что очень много курите. Как реагируете, когда видите своих игроков с сигаретой?
– Я знаю, кто у меня в команде курит. Относиться стараюсь профессионально: если это не мешает футболу — пожалуйста. Когда я играл в «Бенфике», мы могли сидеть с Руем Коштой за столом, играть в карты и курить, а рядом находился Эрикссон и пил кофе.

– Как-то трудно поверить, что сигареты не мешают спортивной карьере. А как же выносливость?
– Когда играл, выкуривал в день семь — десять сигарет и не ощущал, что мне это мешает. Поэтому, если игрока хватает на два тайма, я могу простить ему курение. А вот алкоголь — исключено. Такого игрока в моей команде не будет даже в запасе.

– Один из самых известных игроков нынешнего «Шинника» Дмитрий Кудряшов давно страдает от избыточного веса. Как решаете эту проблему?
– Я много беседую с ним. У него контракт с «Шинником» еще на год, но в одной из последних бесед я сказал прямо: в его нынешнем физическом состоянии у него нет шансов на премьер-лигу. Либо он сбрасывает вес, либо мы подыскиваем ему команду в первом дивизионе. Дима все понимает и в межсезонье хочет уехать в Германию, чтобы в тамошней клинике ему сделали операцию и устранили проблему. Несмотря ни на что, мы должны понимать, что это один из талантливейших игроков России. Не зря ведь, когда ему было 15 лет, Арсен Венгер приглашал его в «Арсенал».

– Вы, помнится, тоже имели проблемы с лишними килограммами?
– Да, с весом мне было тяжело бороться — была расположенность к полноте. Мой метод — следил за питанием и проводил по две тренировки в день. Даже когда у команды было только одно занятие, в этот же день выходил на поле и занимался индивидуально.

– Сейчас вы не тренируетесь, а тренируете. Но при этом выглядите много лучше, чем в годы игровой карьеры. Как так?
– Я стал мудрее и убрал из жизни вещи, которые позволял себе, будучи игроком, — ночные клубы и все такое. У меня двое детей — я должен следить за здоровьем. Кроме того, я не полностью реализовался как игрок и хочу реализоваться в качестве тренера. Поэтому меня ничто не отвлекает от работы.

Источник: http://www.sportdaily.ru

Комментарии: