Мартин ЙИРАНЕК: В МОСКВЕ МНЕ НРАВИТСЯ БОЛЬШЕ, ЧЕМ НА ЮГЕ ИТАЛИИ
Защитник "Спартака" и сборной Чехии впервые в карьере столкнулся с таким специфическим явлением, как российское межсезонье.
Полгода назад он давал свои первые российские интервью по-итальянски, с переводом одного из тогдашних спартаковских тренеров Андрея Талалаева. Совсем недавно коллеги говорили мне: "Лучше говорить с ним по-английски". Но когда я обратился к основному защитнику сборной Чехии Мартину Йиранеку с просьбой о беседе для "СЭ", он сразу заявил, что разговаривать хотел бы по-русски.
И это оказалось вовсе не бравадой - лишь однажды за полчаса он не понял смысла вопроса, ну и раза три затруднился сформулировать собственную мысль. Но в любом случае для такого короткого отрезка времени, проведенного в стране (а ведь был еще и отпуск) лингвистический прогресс у Йиранека просто феноменальный!
- Когда не нахожу русских слов, мне приходит на помощь Дима Аленичев, - рассказывает Йиранек. - Я говорю ему фразу по-итальянски, он переводит ее на русский. Мы вообще с ним много общаемся на итальянском - все-таки и я четыре года перед переходом в "Спартак" провел в "Реджине", и он играл за "Рому" и "Перуджу". Замечательный человек, очень помогает - а ведь такие у него достижения в футболе! Ко мне вообще в "Спартаке" очень хорошо отнеслись.
Все, что мне довелось узнать об этом непроходимом (характеристика Александра Старкова во время визита в "СЭ" в прошлом сентябре) правом защитнике и услышать от него самого, говорит о том, что Йиранек пришел в "Спартак" всерьез и надолго. И воспринимает свою новую команду не как кратковременную остановку ради быстрых и легких денег.
УДАЛИЛ ДВА ЗУБА. И ВЕРНУЛСЯ К ДИАНЕ
- В турецких матчах Efes Pilsen Cup вы играли не так уверенно, как в прошлом сезоне. Почему?
- Это были первые игры в сезоне, а они всегда даются тяжело. К тому же мы утром в день матча тренировались и играли после больших нагрузок. Да, я играл неважно, но по этому поводу особо не расстраиваюсь, поскольку знаю свой организм. Для меня еще не время играть хорошо. Наберу форму через месяц, как раз к началу чемпионата.
- Может, дело еще и в том, что вы из-за проблем с зубами не участвовали в декабрьском, втягивающем сборе "Спартака"?
- Возможно, ведь я начал подготовку позже других. Но случилось так, что не было никакой возможности сделать это в декабре. У меня росли два зуба мудрости, и врачи настояли на том, что их надо удалить.
- Понимаю вас: как-то тоже согласился на подобную процедуру, а потом две недели места себе от боли не мог найти.
- У меня было еще хуже - раздулся флюс, подскочила температура. Пять дней безвылазно лежал дома, не мог нормально ни есть, ни пить. Пришлось десять дней принимать антибиотики, а на организм это влияет не лучшим образом. Мне было очень плохо.
- Сведущие люди рассказали: на психологическом состоянии Йиранека могло отразиться расставание с его подругой Дианой, мисс Чехии...
- А мы опять вместе! Да, у вас верная информация, на месяц мы расходились. В какой-то момент думал, что мне нужно быть одному. Но потом свое мнение поменял, и уже две недели, как мы воссоединились. Когда у нас был перерыв между сборами в Турции и Испании, Диана приезжала в Москву, а сейчас вернулась в Чехию, где работает моделью. В сезоне планируем так же - чуть больше половины каждого месяца она будет проводить со мной, а на оставшееся время уезжать домой. Работать-то надо!
ДУМАЛ, ЧТО ЧЕМПИОНАТ РОССИИ БУДЕТ ЧУТЬ ХУЖЕ
- После полугода в России вы не разочаровались в своем решении играть в этой стране? Все-таки не факт, что для основного игрока одной из ведущих сборных Европы чемпионат России - достойное соревнование.
- Нет, не разочаровался. Для меня чемпионат России - очень хорошо. Если честно, я думал, будет чуть хуже. Мне очень понравился стадион "Локомотив": когда мы играли с хозяевами поля, он был заполнен болельщиками. На выездных матчах тоже часто трибуны были полными. Не согласен с теми, кто говорит, что в России нет интереса к футболу.
- Вот только вы-то проводили домашние матчи в пустых на три четверти Лужниках...
- Но это же огромный стадион! Думаю, если будем играть хорошо, туда будет приходить намного больше болельщиков. То, что у "Спартака" их очень много, я знаю. А пустые Лужники лишний раз напоминают нам, что мы должны играть по-другому, чем в прошлом году.
- К лужниковской синтетике приноровились?
- Вообще-то нет. На таком покрытии какой-то не совсем настоящий футбол. Но мне сказали, что эту синтетику сейчас поменяют на другую, более современную. Очень бы этого хотелось.
- В России жить менее комфортно, чем в Италии?
- Мне Москва больше нравится. На юге Италии, где я жил, городок был маленький, там не было ничего, кроме моря. А Москва - мегаполис. Сколько в ней ресторанов, магазинов! В Реджине были только болельщики. Они действительно сходили с ума по команде, на каждом матче был полный 28-тысячник. Но когда проиграешь, иногда приходилось тяжело. Один раз машину чем-то острым расцарапали, нехорошие слова написали. Но некоторым другим игрокам приходилось сложнее, я еще легко отделался.
ПОПРОСИЛ НЕ ВЫЗЫВАТЬ НА СЛЕДУЮЩИЙ МАТЧ СБОРНОЙ
- 9 февраля - официальный день матчей сборных. Из "Спартака" разъедется больше десяти игроков. Вас вызвали?
- У нас сейчас товарищеская игра со Словенией, но я на нее не поеду. Незадолго до матчей сборной наш главный тренер Карел Брюкнер всегда звонит, интересуется делами. В этот раз я попросил, если можно, оставить меня на сборах со "Спартаком". Идет очень важный период подготовки, когда желательно находиться в клубе. Если бы Брюкнер отнесся к моей просьбе негативно, я бы, конечно, поехал. Но в ответ он сам сказал, что, по новым правилам, в товарищеских матчах можно делать не больше шести замен. А потому можно обойтись и без меня.
- О чем вы разговаривали с Яном Коллером перед началом матча "Спартака" с дортмундской "Боруссией" на Efes Pilsen Cup?
- Ян рассказывал, что у него была травма, он долго ее залечивал, но сейчас чувствует себя нормально. Интересовались друг у друга планами наших команд. Когда я рассказал, что чемпионат России начинается в марте, он удивился, что мы так рано начали готовиться. В Германии, как и Италии, где я играл, предсезонка длится всего месяц.
- Тяжело с непривычки приходится?
- Чуть-чуть тяжеловато. Но в России так во всех командах принято, верно? Тренеры хорошо знают, что делают. Значит, так надо.
- Как думаете - звезды уровня Коллера или Томаша Росицки могут согласиться играть в России?
- Прямо сейчас, думаю, вряд ли. Но если смотреть, как развивается российский футбол, то года через два-три ничего невозможного в этом не вижу. Из Бразилии, Аргентины с каждым годом приезжают все более качественные игроки. Правда, что касается самого Коллера, то, насколько знаю, в свои 31 он планирует еще один-два года поиграть в Германии, а потом вернуться в Чехию.
- Тогда-то и можно будет его "перехватить"!
- (Смеется.) Попробовать можно.
- То, что великий чешский хоккеист Яромир Ягр приехал играть в Омск, подняло репутацию российского спорта в Чехии?
- Да, конечно. Многие ведь думали, что ему там будет плохо. Это же не просто Россия, а Сибирь! Очень далеко! А он сказал - все хорошо. В чешской прессе хвалит и Россию, и свой клуб. И ему стоит верить, потому что Ягр человек откровенный. Если бы он там чувствовал себя плохо, скрывать бы не стал.
БЕЗ ЯРОШИКА БОРОТЬСЯ С ЦСКА БУДЕТ ЛЕГЧЕ
- Вас не смущает, что из России трудно уехать в ведущий европейский чемпионат?
- А по-моему, можно. Это доказал Ярошик, который перешел не куда-нибудь, а в "Челси". Потом, еще один игрок ЦСКА уехал во Францию, как его?
- Семак.
- Да-да, Семак. ЦСКА в прошлом году очень хорошо играл в Лиге чемпионов. Жалко, не прошел дальше. А вот "Спарта" играла очень плохо, и, если сравнивать, разница была видна. Из "Спарты" этой зимой никто не уехал в сильный европейский клуб, правильно? Отсюда вывод: для того чтобы тебя пригласили сильные европейские клубы, нужно хорошо играть в еврокубках. Но лучше всего вообще не думать об отъезде, а направить все силы и мысли на игру за свой клуб. Я так и делаю.
- Вы за то, чтобы "Спартак" попробовал выйти в Кубок УЕФА через Кубок Интертото?
- Да. Я хотел бы в этом году сыграть в Европе. Пять-шесть дополнительных матчей, которые из-за этого придется провести, меня совсем не смущают.
- Без Ярошика с ЦСКА будет легче бороться?
- Да, без сомнений.
- Вас удивил его отъезд в "Челси"?
- Нет. Я всегда считал его очень сильным игроком и был уверен, что он еще сыграет в команде более высокого уровня. Так и произошло. С тех пор мы еще не успели поговорить, но как-нибудь будет очень интересно узнать, как все случилось.
ЛЮБЛЮ СХЕМУ С ЧЕТЫРЬМЯ ЗАЩИТНИКАМИ
- Думаете, "Спартак" сможет резко прибавить в следующем сезоне?
- Да. Многие игроки, в том числе и я, пришли в команду летом, и нам нужно было время на привыкание. Плюс к тому большинство новичков перебрались из чемпионатов, которые проводятся по системе "осень - весна", - а значит, не имели достаточно времени для отдыха. Столько месяцев подряд играть тяжело. В новом сезоне уже будет не так, готовиться к нему мы начали все вместе, и тренер нас теперь хорошо знает. Вот посмотрите: Кавенаги стал забивать и почувствовал уверенность, которой у него не было в прошлом году. Появился очень сильный полузащитник Бояринцев. И еще очень важно - вернулся Егор (Титов. - Прим. И.Р.). Он большой игрок. В общем, если никто не получит травму, у нас будет отличная команда.
- Но уже сейчас она кажется очень дружной.
- Так и есть. Больше всего я дружу с Видичем и Пьяновичем, но и со всеми остальными отношения отличные.
- Многие болельщики мечтают, чтобы к вам и Видичу руководство "Спартака" прикупило еще пару защитников такого же класса...
- Я думаю, Игнас Дедура и Родригес - тоже хорошие защитники. Как и Юра Ковтун. Он хоть и в возрасте, но команде очень помогает.
- Возможно, с возвращением Титова "Спартаку" придется переходить на игру в три защитника. Вы когда-нибудь по такой схеме играли?
- Да, в Италии иногда случалось. В таком случае и правую бровку закрывал, и одним из центральных защитников был. В "Спартаке" буду играть так, как попросит тренер. Но нравится мне больше играть по схеме с четырьмя защитниками - именно так мы действуем в сборной Чехии, да и большую часть своей итальянской карьеры я провел именно так.
КТО ТАКОЙ СТАРКОВ, ВСПОМНИЛ СРАЗУ
- Вы слышали что-нибудь об Александре Старкове до того, как он возглавил "Спартак"?
- Да, когда мне сказали, что главным тренером "Спартака" будет Старков, я сразу вспомнил: тот самый, из сборной Латвии, с которой нам на чемпионате Европы пришлось очень непросто. Отыгрались и забили победный мяч только в самом конце!
- Жаль, что Чехия не выиграла Euro-2004. Многие убеждены, что вы были самой зрелищной командой чемпионата. К полуфиналу вас уже видели первым кандидатом в чемпионы.
- Я тоже так думал, да и все мы. Но случилось то, что случилось. Было очень обидно, но Брюкнер сказал нам: "Медаль - это тоже хорошо". И действительно, перед чемпионатом Европы мало кто думал, что мы дойдем до этой стадии, а потом нам было досадно, что золото не взяли. Чешские журналисты тоже по горячим следам критиковали, а через пару недель, остыв, оценили наше выступление на чемпионате Европы как хорошее.
- Что вам кажется отличительным качеством Старкова-тренера?
- Спокойствие. Не кричит никогда. По-моему, это хорошо. Я в Чехии знал игроков, у которых после тренерских окриков сразу появлялась нервозность в игре. Старков умеет объяснить, что от тебя требуется, не повышая тона. И ты все понимаешь. Видно, что у человека большой опыт.
- Чем Старков отличается от Невио Скалы, у которого вы провели первые матчи своей спартаковской карьеры?
- Мне трудно судить о Скале, потому что я играл у него слишком мало. Тем не менее вы можете удивиться, но во время тренировок он уделял тактике меньше времени, чем Старков. У итальянца все упражнения шли без комментариев, мы лишь выполняли задания. Теперь же тренер останавливает занятие, объясняет, как нужно, как лучше.
- Старков - другой, чем ваш соотечественник Петржела?
- Совсем другой. Но Петржелу, у которого я три года играл в пражском "Богемиансе", я тоже уважаю. Для меня он очень хороший человек. Попал к нему в 17 лет, и именно он первым дал мне возможность играть во взрослый футбол.
- В Чехии он позволял себе такие же резкие высказывания, как здесь о ЦСКА?
- Да, Петржела всегда говорит то, что думает.
С ТРЕМЯ СЕРЬГАМИ, НО УЖЕ БЕЗ ИРОКЕЗА
- Прошлым летом вы выделялись прической "огненный ирокез". Где же она сейчас?
- Я ее сделал к чемпионату Европы. Ирокез, если помните, был красного цвета - того, в котором выступала чешская сборная. Через какое-то время после Euro решил, что пора возвращаться к более простой стрижке.
- Три серьги в ушах (две - в правом ухе, одна - в левом) тем не менее у вас остались.
- Их я ношу лет с 17. Тогда среди молодых чешских футболистов это было модно. У меня же еще и пара татуировок есть. Мне так нравится.
- А вот Андрей Канчельскис рассказывал, что Алекс Фергюсон в "МЮ" серьги носить запрещает.
- Правда? Очень уважаю этого тренера, но играю-то не у него, а у Старкова. А он ничего против не имеет. Как и все прежние тренеры, с которыми я работал.
- До конца вашего контракта со "Спартаком" осталось три года. Хотите доиграть весь срок в этом клубе?
- Конечно, хочу. Задач-то еще много надо решить. Выиграть чемпионат России, попасть в Лигу чемпионов. И в ней тоже многого добиться. Так что скучать все это время мне не придется!
Комментарии: