Владислав Ващук: Мне не могут простить красно-белых
Мы встретились с Владиславом Ващуком в летнем дворике ресторана «Тампопо», что находится в самом центре Киева на улице Саксаганского, в десяти минутах ходьбы от Крещатика. «Тампопо» (в переводе с японского – «одуванчик») – семейный бизнес Владислава и его супруги, бизнесвумен Маргариты Сичкарь. Сама обстановка – легкая киевская прохлада, пение птиц, ландшафтное решение дворика – располагала к продолжительной и откровенной беседе.
В «Спартак» и обратно
– Влад, вам не кажется, что вы уникальный футболист? Из киевского «Динамо» перейти в «Спартак», а затем вернуться! С позиции прожитого времени не считаете переход в стан красно-белых ошибкой?
– Понимаете, я не очень люблю оглядываться назад. Да, зимой 2003-го я перебрался из Киева в Москву. Руководство «Спартака» было заинтересовано в моих услугах. Хотя на первых порах привыкнуть, что я игрок этой команды, было совсем не просто. Помню, делился своими впечатлениями с известным дизайнером, моим хорошим другом Борисом Красновым: «Представляешь, я прихожу на тренировку, а там все красно-белое...»
– Киев и «Спартак» всегда были антагонистами. В чем, на ваш взгляд, это заключается?
– Я не играл в союзном чемпионате, но прекрасно помню дух киевско-спартаковского противостояния. Однако все противоречия оставались на футбольном поле. А уж нынешнее-то поколение игроков «Динамо» точно не испытывает никаких предрассудков по части «Спартака».
– Чего не скажешь о болельщиках. В Киеве вам не простили уход в стан красно-белых. После возвращения в «Динамо» появлялись даже оскорбительные баннеры...
– Меня и предателем называли, и более жестко. Моим друзьям приходилось срывать эти баннеры. Однажды даже завязалась драка. Затем в фан-клубе киевского «Динамо» у меня состоялась встреча с четырьмя представителями… Я их даже болельщиками назвать не могу. Конструктивного диалога не получилось. Я сразу же спросил: «В чем суть претензий ко мне?» «Ты ушел в «Спартак», – у них был единственный аргумент. По сути, парни болеть-то за «Динамо» начали два-три года назад, они даже историю команды толком не знают, а пытались меня чему-то учить. Горе-болельщикам просто нужно найти антигероя. Увы, иногда и сейчас на трибунах динамовского стадиона подобные вещи проскальзывают. Кстати, поклонники «Спартака» отнеслись к моему переходу довольно спокойно, они не слишком переживали, что в их команду перешел игрок из Киева.
– Олег Романцев – одна из самых загадочных футбольных личностей в России. Вам удалось найти с ним общий язык?
– Мне нравилось, что Олег Иванович разговаривал с футболистами, приглашал их на индивидуальные беседы. Первое, что мне довелось услышать от Романцева: «Мы не бегаем кроссы». У нас сохранились хорошие отношения. Два с половиной года назад у меня был сложный период. Мы разговаривали на тему моего перехода в московское «Динамо». Правда, Романцев сразу предупредил, что он в этой команде ничего не решает.
– Футбольная молва говорит о том, что во многом проблемы Романцева лежат в области любви к различным напиткам… Вам не показалось, что творческий отпуск Олега Ивановича сильно затянулся?
– Вы далеко не первый, кто рассказывает о пристрастии Романцева к алкоголю. Не знаю… На тренировках и во время матчей он был абсолютно адекватен. А в свободное время – это, извините, личное дело каждого. Мне кажется, что все намного проще: Олегу Ивановичу трудно осознать себя в какой-либо другой команде, кроме «Спартака».
Бромантан – подсудное дело
– История с бромантаном заставила по-новому смотреть на футбол?
– А как вы думаете? Последствия для меня оказались самыми печальными. Теперь приходится постоянно чистить печень. Ведь она сама по себе не восстанавливается. Стал гораздо внимательнее относиться к пре
паратам, которые предлагают клубные доктора. Например, кофеин. Вроде бы обычный кофе, но с повышенной концентрацией.
– На месте Егора Титова, получившего годичную дисквалификацию, мог оказаться любой спартаковец? В том числе и Владислав Ващук?
– Конечно, мог бы! Понимаете, осенью 2003-го, когда нас начали чистить, болельщики даже не представляли, что происходит с командой. Каждый день мы ездили на переливание крови, затем отправлялись в барокамеру, через всю Москву возвращались на базу в Тарасовку. В такой обстановке к играм команда практически не готовилась. В итоге этот год стал самым провальным в российской истории «Спартака». Мы заняли 10-е место, что больно ударило по репутации игроков.
– С главными действующими лицами допингового скандала – тренером Чернышовым, врачами Катулиным и Щукиным – больше не общались? Не было желания по-смотреть им в глаза?
– Давайте будем называть вещи своими именами: «Спартак» отравили! А это уже подсудное дело. С Катулиным после его увольнения из клуба я не виделся. С Щукиным как-то пересекались. Что же касается Чернышова, то не мог тренер находиться в полном неведении. Ведь такой препарат стоил не три копейки. Где-то эти деньги в клубе нашлись?
Бышовец с ревностью относился к успехам Лобановского
– В одном из интервью уже много лет назад нынешний наставник «Локомотива» Анатолий Бышовец говорил, что все его победы «чистые», а успехи Лобановского – сплошная фармакология.
– Я не отношусь серьезно к таким заявлениям. С Бышовцем мы пересекались на сборе в Турции. Он мне рассказывал разные вещи про Валерия Васильевича. Думаю, Бышовец завидовал Лобановскому на протяжении всей своей карьеры. Бышовец ведь киевлянин, и он очень ревностно воспринимал успехи «Динамо». В Лиге чемпионов обыгрывали грандов точно не благодаря фармакологии.
– Какое самое сильное впечатление осталось от общения с Лобановским?
– Лобановский – великий. Он знал абсолютно все – и не только в области футбола. Однажды Валерий Васильевич вызвал меня к себе и сказал буквально следующее: «Я тебя уважаю как футболиста, как человека, но подойди к президенту клуба и скажи, что тебе нужна другая команда…» Представляете, в каком шоковом состоянии я находился. Отправился к Игорю Суркису, он меня успокоил. А вскоре я сам осознал, что таким образом Лобановский решил меня встряхнуть. Это великолепный психологический ход. При этом сам Васильич говорил, что игроку тяжело находиться в одной команде больше пяти лет. Возможно, это подтолкнуло меня к переходу в «Спартак». Хотя Лобановский на тот момент уже ушел из жизни.
– Главный тренер сборной Украины Олег Блохин приходит в бешен-ство, когда его пытаются сравнивать с Валерием Васильевичем. Однако, на мой взгляд, у сборной Блохина и команд Лобановского есть общие черты...
– Если очень захотеть, то общие черты можно найти в работе любых тренеров.
– И тем не менее…
– Я не хотел бы проводить параллели. Это было бы с моей стороны просто некорректно.
Арифметика за «Динамо»
– В 32 года в советское время футболиста отправляли на пенсию. Не потеряли желания кому-то что-то постоянно доказывать?
– Это ущербный стереотип, идущий от прошлых времен. Объясните мне: каким образом ветераны «Милана» выигрывают Лигу чемпионов? Просто восприятие у людей совершенно иное. Сейчас вот в киевский «Арсенал» пришел мой старый друг Дима Парфенов. Я очень удивился. На прошлой неделе ему исполнилось 33 года, еще играть и играть, а в России он оказался не нужен. Думаю, Парфенов быстро восстановится после перелома переносицы и выйдет на прежний уровень.
– После приобретения «Динамо» Папе Диакате не мелькнула мысль, что придется сесть на банку, как говорят футболисты?
– Суркис не скрывал, что приглашает сенегальца для создания серьезной конкуренции в центре обороны. Пожа
луйста, я конкуренции не боюсь. Жаль, что Диакате получил травму, но это с каждым может случиться.
– «Динамо» стартует в Лиге чемпионов. Прошлогодний провал уже забыт? К слову, вы согласны с утверждением Игоря Суркиса, что по своему потенциалу нынешний состав «Динамо» сильнее звездной компании конца 1990-х?
– Все это абстрактные сравнения. Наша команда во главе с Лобановским ставила конкретную задачу – выиграть Кубок чемпионов. Хотя, знаете, не так давно я поймал себя на мысли: нынешняя Лига должна для «Динамо» получиться успешной.
– Это почему?
– Судите сами: через каждые 10–11 лет в Киеве появляется суперкоманда. 1975-й, 1986-й, 1997-й… Все это арифметика, но какая-то логика, согласитесь, присутствует. Целый год мы не играли в Лиге чемпионов, признаться, я успел соскучиться. Сейчас готовлюсь по специальной программе.
– Выскажу свое личное мнение, что многие игроки «Динамо» не полностью раскрыли свой потенциал, «переиграв» в чемпионате Украины. Шовковский, Белькевич, Хацкевич, Головко, Гусин могли бы спокойно заиграть в одном из европейских чемпионатов топ-пятерки. Как, кстати, и Ващук. Предложения-то имелись?
– Наверное, кого-то из нас нужно было отпустить. Предложений действительно хватало. Еще до «Спартака» меня звали в «Монако» и дортмундскую «Боруссию». На мой взгляд, каждому из нас не хватало профессиональных агентов. Потенциальные покупатели общались напрямую с руководством клуба. Команда играла, нам создавали неплохие условия. Многим ребятам помешали травмы. Вот сейчас все начали страховать машины. Это стало обязательным условием, а в Европе каждый футболист получает страховку. И мы к этому обязательно придем.
С Владивостоком бы разобрались
– Накануне матча Украина – Италия я общался с итальянскими журналистами и был поражен тем, что они практически не знают украинских игроков, называя лишь фамилии Шевченко и Тимощука. Это субъективизм или украинский футбол так низко котируется в Старом Свете?
– Это уже, извините, непрофессионализм ваших итальянских коллег. Сборная Украины попала в восьмерку сильнейших на чемпионате мира, «Динамо» и «Шахтер» регулярно играют в еврокубках. Любой футболист готовится к матчу, разбирает игру соперника – так должен работать и журналист.
– Как бы вы отнеслись к объединению чемпионатов России и Украины, что-то вроде чемпионата СНГ?
– Для меня однозначно – это положительная идея. От совмест-ного чемпионата выиграют и российские, и украинские клубы. Это не только ностальгия, но и хорошие деньги.
– Каким образом формировалась бы гипотетическая лига? Заметьте, российский футбол – это не только Москва и Петербург, но и Томск, Пермь, Владивосток, наконец. Неужели украинские клубы прельстит перспектива подобных путешествий?
– Этот вопрос не в моей компетенции. Существуют какие-то рейтинги, места в чемпионатах. Можно взять, условно говоря, по шесть сильнейших российских и украинских клубов. Думаю, разобрались бы как-нибудь – нужно летать во Владивосток или нет.
Киев – Санкт-Петербург
Ващук о...
Досуге
– Я посещаю игры КВН, бываю в Comedy Club. И это не какой-то имиджевый ход. Здесь можно по-разному додумывать. В конце концов, я не выхожу на сцену, не лезу в камеру. Мне интересно само действие. К тому же мы в прекрасных отношениях с многолетним ведущим КВН Александром Масляковым.
Шутках
– Мне кажется, что последнее время шутки становятся на грани фола. На украинской сцене КВН который год уже шутит про Макса Шацких (пытаются обыграть проблемы на поле форварда киевского «Динамо»). Зло шутят, меня это раздражает. Однажды меня пригласили в жюри, и я выставил команде низший балл за очередную порцию неумных шуток про Максима. Порой сценарии пишут люди, абсолютно не разбирающиеся в футболе.
Бизнесе
– Помимо ресторана «Тампопо» у нас есть своя торговая марка WAWA. Сейчас мы объединились с известным киевским дизайнером Виктором Анисимовым и планируем осеннюю коллекцию одежды свозить в Москву. Футболисты из России или Украины слишком закомплексованы в отличие от западных коллег. И закомплексовала нас система. Вроде бы коммунистов уже нет полтора десятка лет, а менталитет остался. Я благодарен своим родителям и супруге за то, что у меня нет подобных комплексов. Хотя отважиться пройтись по подиуму было совсем не просто. Казалось бы, играл на стотысячных стадионах, а тут в зале присутствует каких-то 500 человек.
Друзьях
– Краснов, Масляков… Мне нравится общаться с людьми не только из мира футбола. Не так давно познакомился с Олегом Коханом – продюсером фильма «Два в одном», который на Ялтинском кинофестивале завоевал Гран-при и приз «Золотое яблоко». Интересно, что Олег занимался футболом в школе киевского «Динамо». В Москве общались с Ольгой Орловой, которая пела в группе «Блестящие».
Комментарии: