«В Москве было холодно и далеко от Европы». Как живется в Мексике Фернандо Кавенаги
Фернандо Кавенаги и в Мексике не пригодился – телеканал ESPN сообщил, что дни Кавенаги в местной «Пачуке» сочтены. «ССФ» навел справки о делах форварда, чья фамилия по сей день вызывает у болельщиков «Спартака» грустную улыбку, а у соперников красно-белых – едкие насмешки.
Фернандо КАВЕНАГИ
Родился 21 сентября 1983 года в Буэнос-Айресе, Аргентина.
Гражданство: Аргентина/Италия
Нападающий. 181 см, 81 кг
Клубная карьера: «Ривер Плейт», Аргентина (2000–2004), «Спартак», Россия
(2004–2006; 63 матча, 17 мячей),
«Бордо», Франция (2007–2010), «Майорка», Испания (2010–2011), «Интернасьонал», Бразилия (2011), «Ривер Плейт» (2011–2012), «Вильярреал», Испания (2012), «Пачука», Мексика (с 2013 года).
Достижения: чемпион Аргентины (2002, 2003, 2004), обладатель Кубка французской лиги (2006/07), чемпион (2008/09) и обладатель Суперкубка (2009/10) Франции.
ОТ БЫЧКА ДО «КРОТА»
19 июля 2004 года в московском аэропорту «Шереметьево-2» застенчивого 20?летнего паренька по прозвищу Эль-Торито («бычок» – с исп.) обступили полтора десятка журналистов. На следующий день в «Советском спорте» вышла заметка: «Вчера в Москву для подписания контракта со «Спартаком» прилетел нападающий Фернандо Кавенаги, считающийся одним из главных открытий последних лет в мировом футболе».
Ровно месяц спустя, незадолго до его дебюта в новой команде, мы беседовали в Тарасовке с глазу на глаз. Аргентинец, купленный у «Ривер Плейт» за 11,5 млн долларов (рекордные деньги для «Спартака»), демонстрировал первые успехи в изучении русского языка: «направо», «налево», «прямо», «спасибо». Завершил интервью громкой фразой: «Все мои мысли – о «Спартаке». Я связан с этим клубом пятилетним контрактом и хочу завоевать с ним как можно больше титулов».
Реальность оказалась вдвое короче и куда беспощаднее. За два с половиной года в 63 официальных матчах за «Спартак» Фернандо забил 17 голов – как правило, в ворота середняков или аутсайдеров. С титулами тоже не сложилось. Две серебряные медали вряд ли удовлетворили аппетиты трехкратного чемпиона Аргентины.
В январе 2007 года Кавенаги отбыл в «Бордо» (по официальной информации, за 13 млн долларов). После Франции (пожалуй, лучший этапа европейской карьеры) были «Майорка», бразильский «Интернасьонал», возвращение в «Ривер Плейт», короткий период в испанском «Вильярреале». В январе этого года 29-летний форвард нашел очередное пристанище. Клуб «Пачука» из одноименного города в центральной части Мексики предложил аргентинцу контракт по системе «1+2».
Дебют за «кротов» (прозвище игроков «Пачуки») вышел впечатляющим. Во встрече с «Дорадос» в рамках Кубка страны новичок отметился голом и двумя результативными передачами. Пару недель спустя в том же турнире он оформил дубль. Увы, в чемпионате, где «Пачука» идет лишь на 10-м месте, Кави, как правило, ограничивается выходом на замену.
В начале апреля пришла информация, что расторжение договора с аргентинцем – вопрос времени. Стороны обвиняют друг друга в невыполнении контрактных условий, руководство «Пачуки» недовольно низкими показателями Фернандо. «В лучшем случае, – сообщает источник, – нападающий останется в команде до начала мая, когда завершится турнир».
«ССФ» решил разыскать экс-спартаковца.
«КАВИ СТРАДАЕТ ОТ ЛИШНЕГО ВЕСА»
Связаться с Фернандо – задача не из легких. За последнее время он несколько раз поменял номер мобильного, почти не общается со СМИ. Аргентинский журналист Диего Борински – редкое исключение. «ССФ» связался с коллегой, и он согласился помочь, продиктовав контакты Давида, закадычного друга Кавенаги. Через него удалось выйти на игрока. Увы, Кави продолжает хранить молчание. «Извините, не хочу сейчас давать даже короткие интервью. Возможно, через месяц», – отрезал форвард.
Мы решили вновь обратиться к Диего – редактору спортивного журнала El Gra?fico. Борински не раз брал интервью у Кави.
– У нас раньше были теплые отношения с Фернандо, – сказал журналист. – Мы не раз беседовали, в том числе и о России. Правда, прошлым летом серьезно поругались: кое-что из написанного пришлось Кави не по душе.
– Что именно?
– Это касалось его повторного ухода из «Ривер Плейта». Кавенаги не хотел покидать клуб, с которым только вернулся в элитный дивизион. Но через три дня главный тренер Матиас Алмейда объявил, что более не рассчитывает ни на Фернандо, ни на его одноклубника Алехандро Домингеса. Алмейда – кумир болельщиков «Ривера», тем не менее его решение вызвало полемику. Наставник объяснил свою позицию просто – Кави растолстел. Он блестяще играл в первом круге чемпионата и сильно сдал во втором. С приходом Давида Трезеге дела стали еще хуже: в последних девяти матчах Фернандо отличился лишь однажды, хотя прежде забивал почти в каждой встрече.
А еще Кавенаги и Домингес – клиенты одного агента, Нестора Сивори, находящегося в очень непростых отношениях с президентом «Ривер Плейт» Даниэлем Пассареллой.
Мне тренерское решение показалось верным, и я об этом написал. После чего мы с Кави поссорились.
– В «Спартаке» у Кавенаги тоже наблюдались проблемы с весом.
– Неудивлен. Они у Фернандо на протяжении всей карьеры. Невероятно талантливый парень, но не способен на сверхусилия. В «Ривере» Кавенаги набрал 5 лишних кг! Непозволительно для игрока подобного класса и свидетельствует о недостатке профессионализма.
– Кавенаги и Домингес действительно большие приятели?
– Да. Судьба постоянно сводит парней вместе, у них похожий стиль игры – с лоском, риском, на публику. Оба почти в одно и то же время дебютировали за «Ривер», потом в один год перебрались в Россию. Наконец, вместе пришли на помощь родной команде в сложнейший момент ее истории (в 2011 году «Ривер Плейт» впервые вылетел из Примеры. – Прим. ред.). Помню, в матче с «Чакаритой», не поделив что-то, они обменялись оскорблениями, потолкались. Пресса уже готова была раздуть скандал, но ребята вышли из раздевалки в обнимку. Для многих болельщиков Фернандо и Алехандро – единое целое. Слышал, в Новой Зеландии даже есть фан-клуб «Ривера», названный в честь Кави и Чори. Их сердца всегда останутся красно-белыми.
– Удивлены новостью, что Кавенаги, скорее всего, покинет «Пачуку»?
– Скорее, огорчен. В последнее время он меняет команды каждые 6 месяцев. Считаете, совпадение? Парень запустил себя, и этот факт уже не скрыть. Думаю, именно по этой причине Фернандо не готов в данный момент давать интервью. Возможно, его последние неудачи лежат в области психологии. Кави очень переживал, из-за того что не может остаться в «Ривере». Но пока Пассарелла президент, он в клуб не вернется. Кавенаги сам заявил об этом.
«МЫ С НИМ ПЛАКАЛИ ВМЕСТЕ»
Ближайший друг игрока Давид Ла Реджина с удовольствием ответил на вопросы «ССФ».
– Вы давно знакомы с Фернандо?
– С детства. Мы ровесники, играли вместе в академии «Ривер Плейт». У меня, правда, футбольная карьера не сложилась. Но с Кави мы никогда не переставали дружить. К тому же у родителей был известный ресторан в Буэнос-Айресе – излюбленное место встреч поклонников «Ривера». Там мы часто собирались семьями, с родственниками Фернандо, тремя его братьями. Жаль, пару лет назад заведение пришлось закрыть.
– С вами Кавенаги наверняка делится самым сокровенным. Российский период он считает самым сложным в карьере?
– Нет. Имелись языковые проблемы, но в спортивном плане он никогда особо не жалел о том этапе. Я приезжал в Москву, и мы неплохо проводили время. Кави тогда еще был слишком молод и гораздо проще смотрел на вещи. Поверьте, самым непростым для него стал год, проведенный с «Ривером» во втором дивизионе. Когда клуб вылетел, я позвонил ему в Бразилию – мы вместе плакали. Фернандо потом рассказывал, что жена не на шутку перепугалась, решила, что умер кто-то из родных. В итоге Кави пообещал на мой день рождения подарить возвращение клуба в элиту. И сдержал слово! Именно 23 июня прошлого года, когда я отмечал 29?летие, «Ривер» оформил путевку наверх.
– Не вам ли Кавенаги посвятил свой единственный дубль за «Спартак»?
– Странно, что вы знаете об этом! Не помню, с кем был матч (с «Динамо». – Прим. ред.). Забив, Фернандо помчался по полю, корча рожи и размахивая руками. Я узнал эти жесты. Раньше я подрабатывал клоуном, смешил детишек…
«Меня хотели русские и «Ювентус»
С разрешения Диего Борински «ССФ» публикует фрагменты недавнего интервью Кавенаги El Gra?fico, где игрок рассказывает о России, «Спартаке» и семье.
– Многие считают, что вы отправились в Россию исключительно ради пополнения банковского счета.
– Неправда. Еще до заключения контракта я навел справки о российском чемпионате – он далеко не последний среди европейских лиг. Клуб «Спартак», куда я перешел, боролся за высокие места, играл в Лиге чемпионов. Это мой первый европейский опыт, и я не жалею.
– Уезжая в Россию, вы входили в число ведущих футболистов Латинской Америки и без проблем могли оказаться в европейском гранде…
– Меня хотели два клуба из России и «Ювентус». Но итальянцы не предлагали ничего конкретного. Останься я в «Ривер Плейт», неизвестно, как сложилась бы моя карьера, сумели бы меня продать. К слову, после 2004 года результаты команды сильно ухудшились.
– Играя в «Спартаке», вы получали предложения со стороны?
– Нет. По крайней мере, со мной никто на связь не выходил. В аргентинской прессе писали об интересе «Велес Сарсфилда», но не более того. Да и вообще моей целью тогда была Европа, хотел получать и карьерный, и жизненный опыт. В результате уехал во Францию.
– После Москвы в Бордо не было скучно?
– Напротив, рад был сменить обстановку. Да, по сравнению с российской столицей это крохотный и очень спокойный городок. Поселившись в апартаментах в престижном районе, мы с женой наслаждались жизнью. Много путешествовали на машине. В Москве с этим проблемы – холодно, далеко от Европы.
– У вас большая семья?
– Четырехлетний Бенхамин и двухлетняя Софи. Бенха уже ярый фанат «Ривера», гоняет мяч с сестрой, играющей роль футболиста «Бока Хуниорс». В садике у нас уже были проблемы: мальчуган носится и скандирует любимые кричалки. А самое ужасное, обучает друзей песням против «Боки» – сплошь с нехорошими словами. Жена пришла за ним в сад, так мамы детей на нее накинулись: «Ты учишь ребенка гадостям!». Соледад не знала, как объяснить, что Бенха набрался этого на стадионе.
Имена и даты рождения детей вытатуированы на моем левом предплечье. Целую его, когда забиваю голы.
– Вы по-прежнему рисуете?
– Бросил. Пришлось оставить все мои картины в Москве – не помещались в чемоданы (смеется). Мы с Соледад решили не везти их с собой.
– А на гитаре играете?
– Во Франции часто доводилось. Даже брал уроки у аргентинца, давно осевшего в Бордо. Теперь музицирую гораздо реже. С двумя детьми это не так просто. Свободное от тренировок время стараюсь проводить с семьей. Гитара дома есть, но чаще просто слушаю музыку.
– Какие жанры предпочитаете?
– Мне по душе рок. Люблю британские группы U2, Coldplay. Из латиноамериканских исполнителей обожаю Андреса Каламаро, уругвайский коллектив La Vela Puerca. Не прочь послушать кумбию (колумбийский танцевальный стиль. – Прим. ред.), спокойные баллады.
– Не за горами 30?летие, карьера близится к закату. Вы довольны достигнутым или чувствуете, что были способны на большее?
– Никогда не знаешь, что случится завтра. Я так и не поиграл в европейском топ-клубе. Очень хотелось попробовать свои силы в Италии, Англии. Но в целом грех жаловаться. Почти в каждой команде я стабильно выходил на поле, с «Ривер Плейтом» и «Бордо» завоевывал трофеи. Да и рано мне еще подводить итоги! Вешать бутсы на гвоздь пока не планирую.
Комментарии: