Андрей Рубин: Время вспоминать
Андрей Рубин, оставивший очень яркий след в латвийском футболе, недавно завершил карьеру. Вместе с UEFA.com он вспоминает о своих успехах и ошибках.
Еще недавно изобретательным и стремительным крайним полузащитником Андреем Рубиным любовались болельщики "Сконто", английского "Кристал Пэлэс", российских "Спартака" и "Шинника", а также "Интера", "Карабаха" и "Симурга" из Азербайджана. Однако главной командой Рубина всегда была сборная Латвии, за которую он провел 117 матчей. Теперь все это история. Время и боль заставили хавбека сказать футболу: "Прощай!"
В голосе Рубина легко угадываются грустные нотки. Все-таки когда тебе всего 34, еще хочется на поле, еще хочется на любимый левый фланг, еще хочется к мячу. Но - баста. "Все, колено уже ничего не позволит, - Рубин объясняет UEFA.com главную причину ухода. - Боль не оставляет. Ходить могу, но в футболе ходить не годится".
На поле Рубин как раз бежал. Скорость всегда была его особым достоинством. "Сейчас меня зовут в ветеранские команды, - улыбается хавбек. - Может, и воспользуюсь предложением. На серьезном же уровне в полную силу уже не потяну. А играть вполноги мне неинтересно".
Характер - это из детства. Невысокий и даже хрупкий Рубин без воли ничего бы не добился, и собирать ее в кулак пришлось с самого начала. "Да, в детстве колени мы разбивали раз за разом! - вспоминает Рубин знакомство с любимым делом. - И не только колени! Это сейчас дети занимаются на хороших полях, а мы рубились на асфальте. И ни о каких великих достижениях, конечно, и не мечтали".
Сейчас Рубин признает свое место в истории латвийского футбола. "Думаю, не зря отдал столько лет игре, - соглашается он. - Меня помнят, и это здорово. А ведь в детстве много раз бросал футбол, попадал в дурные компании. Все могло кончиться плохо, но тренеры приходили домой, уговаривали взяться за ум. Спасибо им большое, что убедили!"
Для мальчишки первые тренеры - это навсегда. Но когда ты стал профессионалом, когда футбол превратился в смысл жизни, найти своего тренера особенно важно и трудно. У Рубина он нашелся. "Александр Старков сделал из меня футболиста, - хавбек признает бесспорный факт. - В "Сконто" был очень сильный состав, но Старков нашел мне место на краю и неизменно давал шанс. Его доверие меня окрыляло, мы прекрасно понимали друг друга, и у меня все получалось само собой".
В 2005 году Старков позвал Рубина в Москву, в "Спартак". Сейчас переход в самый именитый клуб в своей карьере Рубин называет ошибочным шагом. "Спартак" - это великий клуб, и для латвийского футболиста играть в нем - мечта, - Рубин словно возвращается в красно-белые времена. - Но я с самого начала сомневался, потому что в "Шиннике" играл в "основе" и проблем не испытывал. Кроме того, хватало других предложений, звали, к примеру, в Испанию. Но Старков уговорил".
Почему же ничего не получилось? "Мне кажется, я не был готов к столь солидному уровню, хотя внутри коллектива все было прекрасно, отношения с ребятами были отличными
, - вспоминает Рубин, на счету которого 10 голов за латвийскую сборную. - Но к "Спартаку" в России особое отношение, психологическое давление велико. И шансов почти не дают: вышел, что-то не получилось, и все - ты уже малоинтересен. Комфортно после этого себя уже не чувствуешь, а для меня это очень важно".
Поэтому "Спартак" и не входит в список клубов, в которых Рубин-легионер не только играл, но и к которым душа по-прежнему лежит. "На первом месте, конечно, "Шинник"! - Рубин парирует не раздумывая. - До сих пор прекрасно общаюсь и с тренером, и с ребятами. Еще назову "Кристал Пэлэс", потому что атмосфера в Англии на футболе - это незабываемо. После Лондона ничего подобного нигде больше не встречал".
А вот на уровне сборных подобные ощущения у Рубина были - на чемпионате Европы-2004 в Португалии. "О, это особое время! - восклицает обычно очень спокойный Рубин. - Мы были не просто командой, мы были семьей. Можете не верить, но волнение было только в первом матче против чехов. А против Германии и Нидерландов мы не волновались, просто верили друг в друга и играли в футбол. Сборная - это счастливое воспоминание для меня".
Рубин подчеркивает, что в Португалии команду интересовала только игра. "Мне противостояли [Карел] Поборски, [Филипп] Лам, [Микаэль] Райцигер, [Марк] Овермарс, - Рубину приятно называть звездные фамилии. - Сразиться с такими футболистами - это же сказка! До сих пор помню, как едва не забил голландцам... Какие там премиальные как стимул?! Я вспомнил о них только после чемпионата Европы, как и все остальные ребята
".
Именно на ЕВРО-2004 Рубин показывал свой лучший в жизни футбол. "Был в безупречной форме, - отмечает полузащитник. - Да и как на таком форуме можно было сыграть плохо?! Но самым памятным матчем в карьере все равно назову ответный поединок плей-офф в Турции [Латвия в ответном стыковом матче сыграла со счетом 2:2 и по сумме двух матчей вышла в финальную часть турнира]. То была эпохальная встреча! Я летел в Стамбул с одной мыслью: мы не имеем права вернуться домой пустыми, без ЕВРО. И мы совершили чудо!"
В ноябре эпохальному стамбульскому матчу исполнится уже 10 лет. Время не знает остановок. Вот и сам Рубин уже только зритель большого футбола. "Сначала было тяжело привыкнуть к тому, что все завершилось, - уверяет наш герой. - Но время дает возможность прийти в себя. В доме у меня вроде есть один мяч, но я даже не помню, где он лежит. Не тянет..."
Так неужели пути Рубина и латвийского футбола разошлись окончательно? В глазах сверкает лукавый огонек. "Не знаю, что будет дальше, - отвечает Рубин. - Сейчас я тренирую семилетних мальчишек, и мне это очень нравится. Вожусь с ними, и пока еще они своего тренера не переигрывают. Хочется этому их научить!" Видимо, пути все-таки не расходятся...
Комментарии: