Лучший. Сорок лет спустя.»Советский спорт» восстановил хронику признания Евгения Ловчева лучшим футболистом страны
В конце декабря 1972 года Евгению Ловчеву дозвонились в Кисловодск, где он отдыхал после сезона: «Журналисты признали вас лучшим футболистом года». А 31 декабря в еженедельнике «Футбол-Хоккей» было опубликовано интервью и семейное фото Ловчева, что в те времена вызывало настоящий фурор.
Редакция «Советского спорта» не могла оставить это событие незамеченным, тем более Ловчев периодически напоминает. Стоит возразить, выразить спорное мнение, как Евгений Серафимович использует шутку на все времена:
– Ты играл в футбол? А я – лучший футболист СССР. Мне виднее.
ФУТБОЛКА, ГРИБ, ИНТЕРВЬЮ
Сорок лет не отмечают? Мы не суеверные и провели ряд памятных мероприятий.
Во-первых, в ходе еженедельного интернет-эфира «Часа футбола» Ловчеву была вручена спартаковская футболка с номером 1972 – знак нашего уважения к юбиляру и юбилею.
В
о-вторых, мы отважились на римейк известного фотоснимка Алексея Хомича. Сорок лет назад заботливый папа Ловчев, взяв в руки бутафорский гриб, позировал с дочкой Катей (которая к тому моменту уже научилась ходить), на фоне природы. За эти годы Катя, как уже было отмечено, повзрослела, а Евгений Серафимович немного поседел. Во время съемки, как и Хомичу, не удалось отыскать настоящий гриб, и в процессе дела использовалось изделие из картона.
В-третьих, мы отыскали журналиста, который сорок лет назад первым сообщил Ловчеву радостную новость и взял интервью у лауреата. Сделать это оказалось непросто: интервью в «Футболе-Хоккее» напечатано без подписи…
– Кажется, интервью брал Валера Винокуров, – предположил Ловчев. – Но не уверен.
Звонок Винокурову. Разговора не помнит, ссылается на «неидеальную память» или других заслуженных авторов. Но, заслушав интервью из подшивки, сдается: мое изложение!
Уже на следующий день была встреча в редакции.
ЛОВЧЕВ ПРОТИВ САБО
– Эх ты, Валера. Не включил меня в тройку лучших, – ознакомившись с результатами открытого голосования, наигранно укоряет Ловчев.
– У меня хорошая тройка, – следует возражение. – И сейчас назову: Сабо, Логофет, Андриасян. Да, Ловчев, можно сказать, выстрелил в сборной. Но я выбрал других великолепных футболистов, в 1972 году проявивших себя с лучшей стороны.
– Что, я не помню, что ли, как выглядел Сабо? – горячится Ловчев. – Неважно он играл в тот год! Но и я никогда не считал себя выдающимся. Стрельцов – вот кто выдающийся. Кстати, Геша Логофет не верил, что меня выберут. «Не признают тебя, Женя, – говорил он. – Паблисити не то». В то время я еще не знал таких слов.
Изучаем подшивку. Один из поднятых Винокуровым вопросов поражает сравнением: почему сборная СССР в 1972?м выглядела хуже клубов? Это при том, что главная команда страны выступила в финале чемпионата Европы и стала бронзовым призером Олимпиады…
– Вы осознаете, какая была шкала ценностей? – обращается Винокуров к молодым сотрудникам редакции. – В год, когда мы взяли две медали, сборная не убедила. А теперь великим достижением является выход с Хиддинком в полуфинал Евро.
– Что?! А матч с Голландией? – возражает Ловчев. – Тот самый случай, когда игра сборной была близка к идеалу. Какие скорости наши тогда показали. И это, безусловно, достижение отечественного футбола.
Далее взыскательный публицист наехал на Месси; вставил несколько шпилек в адрес тех, кто ставит его выше Пеле. И это был тот редкий случай, когда Ловчев соглашался, кивал головой.
ЛУЧШИЕ В РОССИИ – АФРИКАНЦЫ!
И вот новое интервью журналиста с футболистом – спустя сорок лет. Ностальгическое. И, конечно, полемичное!
Ловчев: – В декабре 1972-го я поехал отдыхать в Кисловодск по рекомендации Симоняна. Жил в большом санатории, в номере люкс. Телефонов в номерах не было, аппарат был установлен на первом этаже. Ко мне прибегает служащий: «Москва вызывает!». Я сразу понял, какой повод. Потом был с тобой разговор.
Винокуров: – Подробностей не вспомню. Проходное интервью на две странички. Только по конструкции предложений догадываюсь, что это мой текст.
Ловчев: – Потому что ты написал и забыл. А я через себя пропустил, для меня это высшая награда в карьере… Может, поговорим о лучших игроках 2012-го?
Винокуров: – Пожалуй. Моя тройка: Это’О, Траоре, Муса. Чему вы удивляетесь? Вы спросили о лучших, я вам ответил. А как играли россияне, мы видели на Евро.
Ловчев: – Взять Кокорина. Да он в два раза сильнее Мусы.
Винокуров: – Кокорин – молодец, не спорю, но игра шла у него лишь в конце года. Может, еще Кержакова назовем? Нет лучших среди россиян или россиян среди лучших.
Ловчев: – У нас совершенно разные взгляды на футбол, я тебя не понимаю.
Винокуров: – Конечно, разные! Но сорок лет назад я об этом не задумывался.
…Встреча завершилась на мажорной ноте – Винокуров с Ловчевым записали видеообращение с добрыми пожеланиями российскому футболу и всем болельщикам.
ИТОГИ ОПРОСА-1972
В опросе журналистов Евгений Ловчев получил 40 первых мест, 26 вторых и 16 третьих, набрав в сумме 188 очков. Второе место занял вратарь киевского «Динамо» Евгений Рудаков (156), третье – защитник тбилисского «Динамо» Муртаз Хурцилава (140).
Комментарии: