Больше не эмерим
Александр Вишневский рассказывает о личной встрече с Унаи Эмери в августе и больше не ждет позитивных изменений в «Спартаке».
После разгромного поражения от «Динамо» футболисты «Спартака» шли через микст-зону, не задерживаясь. Кроме Артема Дзюбы, бросившего на ходу фразу «Пусть говорит наш тренеришка», остановиться согласился только Ари – кажется, просто от удивления, что к нему обратились на понятном ему языке.
– Говорят, вчера вы провели веселую ночь в клубе «Барбадос», это правда? – спросил я на испанском.
– Нет, не правда, – слегка ошарашенно ответил Ари.
– Скажите честно, вы пили алкоголь за последние сутки?
– Не пил. Я готовился к матчу. Был в отеле, концентрировался перед игрой.
– Но Веллитон опубликовал фотографии вечеринки в своем твиттере.
– Ничего не знаю. Меня там не было.
Возможно, имя Ари и правда всплыло в этой истории по недоразумению и в гуляки его записали случайно – по крайней мере, один из пользователей Sports.ru утверждал в комментариях, что тоже был в «Барбадосе» ночью перед игрой и видел там из футболистов только Веллитона с Билялетдиновым, а также Глушакова, ушедшего рано. Да и на опубликованной Веллитоном фотографии кроме него видны лишь первый заместитель генерального директора «Спартака» Роман Асхабадзе и спортивный директор клуба Дмитрий Попов.
Эмери был согласен и на официальное интервью, но «Спартак» три месяца подряд налагал на него вето
Куда интереснее, что ночь этой вечеринки стала последней для Унаи Эмери в качестве главного тренера красно-белых. Всего лишь четыре дня назад Леонид Федун публично говорил, что Унаи Эмери доработает свой двухлетний контракт со «Спартаком» до конца, а теперь разгромное поражение от «Динамо» заставило президента «Спартака» изменить своему слову. Были ли для этого основания? Накануне спартаковцы 90 минут пытались отбирать мяч у «Барселоны»: более энергозатратного матча для команды быть просто не могло. Возможностей для ротации состава у Эмери было минимум: в команде эпидемия травм ведущих полузащитников. «Динамо» же не только не играло в еврокубках, но и последний матч чемпионата России выиграло всего-то за 35 минут, так стоит ли удивляться тому, что команда Дана Петреску в воскресенье была куда свежее?
Проблемы в последних матчах были и у куда лучше укомплектованных команд. Жозе Моуринью после поражения от «Бетиса» с разочарованием сетовал, что игроки мадридского «Реала» не могут отыграть на хорошем уровне второй матч за неделю, а «Валенсия» так выложилась в лигочемпионской игре с «Баварией», что выглядела совершенно беспомощной в Малаге и была разбита в пух и прах – 0:4 на табло и чуть ли не 0:10 по голевым моментам. «Спартак» в воскресенье выглядел куда лучше, чем «Валенсия», однако Леонид Федун решил сказать «Давай, до свидания» тренеру, в которого сам же называл «одним из трех самых прогрессирующих тренеров Европы» и «большой удачей для нашего чемпионата».
Тогда, в мае, Федун был прав. Эмери и «Спартак» казались созданными друг для друга: красно-белые впервые за долгие годы получили тренера, знающего толк в постановке эффектной и зрелищной игры. В августе спартаковские болельщики массово делали принт-скринты и вырезки из турнирной таблицы, наконец-то видя любимую команду единоличным лидером чемпионата, и тогда же Эмери выиграл двухматчевую дуэль с «Фенербахче», исход которой для клуба в имиджевом плане имел колоссальную значимость. Игра в Стамбуле была для «Спартака» главным матчем года, более важным, чем десять любых других игр подряд, и тогда команда выстояла.
После возвращения команды из Стамбула мы встретились с Эмери в московском кафе и проговорили полтора часа. Это был частный разговор, поэтому я никогда не цитировал ничего из сказанного им тогда. Эмери был согласен и на официальное интервью, но «Спартак» три месяца подряд налагал на него вето, хотя Унаи все это время повторял, что сам он всегда готов встретиться и поговорить публично. Почему «Спартак» отказывал – я не понимаю. Что ж, с Эмери мы поговорим позже в Испании, где согласования «Спартака» просить не надо. Но одну деталь разговора я, пожалуй, вполне могу раскрыть: меня слегка удивило, насколько тесно Эмери связывал свою судьбу с красно-белым клубом. Он то и дело произносил фразы вроде «Когда мы будем играть на своем стадионе» и давал понять, что он – не просто наемный работник, а действительно вкладывает в «Спартак» душу и рассчитывает работать в клубе очень долго. Разговоры о «Краснодаре» и «Ростове» увлекали его дальше больше, чем воспоминания о самых удачных матчах «Валенсии». Выводы каждый сделает сам.
А теперь прошло всего три месяца, и проспартаковские журналисты встречали объявление Карпина об отставке Эмери бурными аплодисментами. Мне сложно их понять: в семи матчах до встречи с «Барселоной» «Спартак» потерпел только одно поражение, а факт преодоления клубом квалификационного турнира в Лиге чемпионов по сути важнее того, сколько именно потом очков наберет команда в групповом этапе. Выход в основную сетку Лиги чемпионов лично для Эмери стал пирровой победой: на Лигу чемпионов стало уходить слишком много сил, чтобы успешно выступать в национальном чемпионате, потом случилась эпидемия травм – самыми значимыми стали потери Ромуло и Макгиди.
И пусть в целом качество игры «Спартака» при Эмери сложно назвать высоким, на отставку по спортивным результатам испанец не наработал. Но, к сожалению для Эмери, он попал в клуб, где гендиректор метил на тренерский пост – и это только начало многочисленных спартаковских подковерных интриг. Все эти внутренние проблемы были и до Эмери, и после него останутся, но кое-что в «Спартаке» с уходом испанца исчезает – это вера в скорое окончание периода безвременья в самом титулованном клубе России. Пока в «Спартаке» был Эмери, была и надежда, что в итоге тренер сможет выстроить симпатичную атакующую игру, как было у него во всех его предыдущих командах – «Валенсии», «Альмерии» и «Лорке». Там не рубили сплеча после первой же череды неудач и верили тренеру. «Спартак» не поверил – и остается с Карпиным, который по своему тренерскому уровню ниже Эмери на пропасть.
С Эмери у «Спартака» был шанс сделать качественный шаг вперед, теперь этот шанс упущен, и клуб еще долго будет топтаться на месте. Строителям надо быстрее воздвигать стадион «Спартак» – потому что лишь после окончания его строительства Леонид Федун согласится продать клуб. И только после этого в «Спартаке» может быть наведен порядок. А пока «Спартак» остается так – командочкой. С интрижками вместо тренеришки.
Комментарии: