Невио СКАЛА: ВЗЯЛ БЫ С СОБОЙ ШИШКИНА В ЛЮБОЙ КЛУБ МИРА
Невио Скала слишком хорошо известен всем российским и украинским любителям футбола, чтобы лишний раз его представлять. Тренера, который работал с донецким "Шахтером" и московским "Спартаком", мой звонок застал в гостях у его матери.
-Сколько бы раз мы с вами ни беседовали, вы всегда говорите добрые слова в адрес России и нашего футбола...
- Готов в очередной раз повторить, что у меня остались самые приятные воспоминания о России. Речь идет как о рабочих моментах, так и о человеческих отношениях. Естественно, без шероховатостей тоже не обходилось, но что это за жизнь, если в ней вообще не бывает проблем?!
-Поддерживаете ли вы с кем-нибудь отношения и следите ли за судьбой "Спартака"?
- Периодически созваниваюсь с Андреем Талалаевым, который работал вместе со мной в "Спартаке". Он держит меня в курсе того, что происходит в российском футболе. Андрей - приятный и толковый парень, рад, что мы остались добрыми товарищами. Самые хорошие слова могу сказать и в адрес синьора Федуна, с которыми мы и встретились, и расстались очень цивилизованно. До сих пор жаль, что мне не удалось довести до конца свою работу, претворить в жизнь концепцию, но что тут поделаешь? Я попал в "Спартак" в переходный период жизни клуба, и, наверное, многие вещи мы просто не могли сделать по каким-то объективным причинам.
-В свое время именно с вашей, как я понимаю, подачи с основным составом "Спартака" стал работать совсем юный защитник Шишкин, который сегодня стал игроком стартового состава команды и звездочкой всего нашего первенства. Что вы можете сказать об этом футболисте?
- То, что это очень перспективный парень, было видно сразу, и рад, что не ошибся в нем, поверив в него. По профессиональным и человеческим качествам он вызывает у меня такое уважение, что я взял бы его с собой в любой клуб мира, будь у меня такая возможность. Уверен, что Шишкина ждет большое будущее, если он продолжит и дальше работать над собой.
-В нынешнее межсезонье питерский "Зенит" за большие деньги выкупил нападающего Погребняка, на которого вы в свое время очень рассчитывали. Помните этого форварда?
- Ну а как вы думаете? Еще бы его не помнить! Меня, представьте, совершенно не удивляет, что "Зенит" заплатил за него большие деньги. Очень жаль, что Погребняк в силу разных причин не смог до конца реализовать себя в "Спартаке". На сто процентов уверен, что он мог бы принести команде немало пользы, благо данные у него незаурядные.
-Помнится, вы когда-то очень лестно отзывались о Павленко и Павлюченко, не так ли?
- Именно так. И я рад, что Павлюченко стал в прошедшем сезоне лучшим бомбардиром всего вашего чемпионата. Он этого заслуживает. Что касается Павленко, то и у него были хорошие задатки, но, видимо, он в отличие от Павлюченко пока так и не смог превратиться из подающего большие надежды игрока в состоявшегося мастера. Возможно, здесь дело в характере. Но это опять же нормальная ситуация для любой футбольной команды. Кто-то оправдывает выданные ему авансы, кто-то нет. Это ведь не только футбольные законы. Это сама жизнь.
-Если бы вам вновь предложили поработать в России, вы бы согласились?
- Безусловно.
-Московский "Локомотив" приобрел итальянского голкипера Пелиццоли, "Спартак" ведет переговоры с "Ливорно" о вратаре сборной Италии Амелиа. Насколько оправданны, на ваш взгляд, притязания российских клубов именно на итальянских игроков, да еще в таком деликатном амплуа, как вратарское?
- И Пелиццоли, и Амелиа - вратари хорошего уровня. Пелиццоли несколько лет назад входил в число кандидатов в сборную Италии, а Амелиа и вовсе стал в Германии чемпионом мира в составе "Скуадры адзурры". Так что интерес с ним со стороны ваших ведущих клубов вполне оправдан. Другое дело, что в каждом конкретном случае руководство того или иного клуба должно хорошо представлять себе, хочет ли иностранец, будь то итальянец или представитель любой другой национальности, отдавать всего себя своему новому клубу. Понимаете, деньгами можно убедить очень многих, но ведь надо, чтобы помимо денег у легионера было еще и желание, была мотивация. Причем этот разговор касается не только России, но и итальянских клубов.
-Но это все-таки общие слова, а как быть конкретно с Пелиццоли и Амелиа?
- Итальянская вратарская школа - одна из сильнейших в мире. Думаю, с этим никто спорить не собирается. А Пелиццоли и особенно Амелиа являются сегодня ее достаточно яркими представителями. Вот вам и ответ на вопрос.
-А вам не кажется, что вратарям все же сложнее адаптироваться, нежели полевым игрокам? Ведь возьмите хотя бы названных мною итальянцев: на каком языке они должны руководить обороной в российском клубе?
- На языке футбола. Понятно, что какие-то лингвистические проблемы существуют всегда, но качество и уверенность вратаря в своих силах должны оказаться сильнее этих проблем. И здесь очень многое зависит от тренерского состава, от наставников вратарей, которые постоянно находятся бок о бок со своими подопечными. Если защитники знают, что за ними человек-скала с сильным характером, то, поверьте, они быстро научатся понимать его команды. Если же за спинами игроков будет неуверенный в себе голкипер, то он может выучить хоть десять иностранных языков, но вряд ли добавит этим веры в себя. Так что исходить надо все-таки из характера, дисциплины, профессиональных качеств, таланта. Сегодня зрелого Буффона многие справедливо считают сильнейшим голкипером мира, а между тем он еще в 17 лет, когда я доверил ему дебютировать в большом футболе, выглядел не только чертовски талантливым вратарем, но и человеком, не боящимся ответственности и заряженным только на победу. Вот поэтому он и стал большим голкипером, чемпионом мира.
Комментарии: