МАЯТНИК ЭМЕРИ
Тренерская доля тяжела, и пословиц, иллюстрирующих это, в футбольном мире хватает. Взять вот, к примеру, Унаи Эмери и "Спартак". После трудовых, тяжелых побед над "Аланией" и "Волгой" в нестройном гуле голосов, несшимся со стороны специалистов, экспертов и той части болельщиков, которая верила в прежнего главного тренера, отчетливо слышались следующие мысли: "И зачем привезли этого испанца? Чем он лучше Карпина? Тот уже синяков и шишек набил, опыта набрался, команду в Лигу чемпионов вывел, так и работал бы дальше".
Затем последовала феерическая победа над "Динамо". Конечно, можно долго спорить, был ли в тот вечер "Спартак" так хорош или бело-голубые так плохи. Но истина где-то посередине. И тут же Эмери был вознесен чуть ли не до небес и признан "профессором футбола". Спустя неделю - катастрофические 0:5 от "Зенита". Поток критики в адрес испанца был незапредельным, но маятник определенно качнулся в обратную сторону.
Будет логично, если он начнет движение и после матча с "Рубином". Воздержусь от того, чтобы называть эту победу тренерской. В конце концов, пенальти, с которого красно-белые забили решающий мяч, был, судя по всему, назначен ошибочно: нарушение на Веллитоне если и имело место, то за пределами штрафной. Но то, что Эмери сделал все от него зависящее, чтобы переломить ход игры и добиться этой победы, - факт, в справедливости которого я убежден и готов доказывать это до последнего.
Говоря же о пенальти в ворота "Рубина", замечу, что эпизод, случившийся в первом тайме в штрафной "Спартака" и приведший к назначению одиннадцатиметрового, смотрелся на телеповторах как "можно свистеть, а можно и нет". Рафаэл Кариока, конечно, подталкивал плечом Касаева, но сложилось впечатление, что казанец не слишком хотел устоять на ногах. Завершая же тему пенальти, в защиту судьи Алексея Николаева хочу вспомнить один момент, после которого понял, что даже телевизионные повторы не дают однозначной картины.
Он случился на Euro-2004 во время матча между сборными Германии и Латвии. Нападающий прибалтов Верпаковский ворвался в штрафную немцев, а кто-то из защитников попытался выбить у него мяч в подкате. Момент выглядел спорным, и многим показалось, что было нарушение правил, однако арбитр, англичанин Майк Райли, назначил угловой. Повторы с камер, установленных за боковой линией, с которых в основном и ведется трансляция, не позволяли прийти к однозначному мнению. На повторе с камеры, находившейся за воротами сборной Германии, нарушение выглядело очевидным - немец даже не коснулся мяча. Зато на повторе с противоположной точки, то есть лицом к воротам, складывалось четкое ощущение, что защитник чисто выбил мяч у Верпаковского. И, кстати, именно с этого ракурса и видел момент Райли.
Но вернемся к Эмери. После поражения от "Зенита" он не стал кардинальным образом перекраивать состав. Определенная возможность для маневра у испанца, конечно, была. Но в обороне бросать в бой новичка Инсаурральде он не решился, сделав ставку на проверенную пару Сухи - Пареха. Зато поправился Д.Комбаров, закрывший позицию левого защитника. И в целом оборона "Спартака" со своей работой справилась.
В первом тайме хозяева ошиблись с выполнением искусственного офсайда - не успел вовремя выйти вперед как раз Д.Комбаров - и Рондон после передачи Р.Еременко оказался один перед воротами Диканя. Как сказал после матча сам венесуэлец, он просто не поверил, что находится в правильном положении, и как следует пробить не сумел: спартаковский вратарь мяч достал. Остальные моменты возникли уже в конце встречи, когда "Рубин" бросился отыгрываться. Причем Сесар Навас пробил в перекладину после розыгрыша штрафного, а игра при стандартных положениях - это уже отдельная тема. Да и дальний удар Р.Еременко - эпизод скорее случайный. Так что в пассив "Спартаку" можно занести только момент, когда Дикань невероятным образом достал мяч после удара в упор Натхо.
Гораздо больше вопросов оставила игра "Спартака" в середине поля, особенно если оставить за скобками первые двадцать минут. Стартовый порыв и натиск красно-белых были объяснимы - команде надо было реабилитироваться за 0:5. Но также понятно, что играть весь матч в таком ключе невозможно. Естественно, такая опытная команда, как "Рубин", все это прекрасно знала. Отбившись, казанцы последовали примеру "Зенита" недельной давности и стали душить "Спартак" высоким и слаженным прессингом, не позволяя хозяевам выходить в атаку через пас - короткий и средний - и вынуждая их перейти на забросы вперед.
Потеряв из-за дисквалификации Макгиди, Эмери решил не выпускать на его место другого хавбека, к примеру, Ананидзе или Яковлева, а бросить в бой еще одного номинального форварда, коих у "Спартака" в стартовом составе набралось трое. Правда, Ари в прошлом сезоне часто играл как раз правого полузащитника, да и Эменике несколько раз действовал на фланге. Но в итоге и того, и другого постоянно тянуло в центр. Слева резво начавший Билялетдинов быстро скис, и уже в начале второго тайма был заменен. Поэтому, конечно, можно обвинять Рафаэла Кариоку в том, что он замедляет развитие атаки, но в том-то и беда, что развивать ее было не через кого - настолько хорош был прессинг "Рубина".
И здесь-то и сказал свое слово Эмери. Заменив Билялетдинова и выпустив вместо него Яковлева, испанец перестроил игру команды в полузащите. Спартаковские хавбеки расположились на поле ромбом - в основании Кариока, чуть правее Ромулу, чуть левее Д.Комбаров, а на вершине Ари. Фланги же были полностью отданы Яковлеву и Макееву, которые активно пользовались освободившимся перед ними пространством.
А вскоре испанец убрал с поля Сухи, выпустив вместо него Ананидзе. Таким образом, Кариока опустился в центр обороны, Ромулу сдвинулся в основание ромба, а грузинский хавбек стал играть справа.
На послематчевой пресс-конференции Эмери объяснил, что таким образом хотел, чтобы рядом с Парехой в центре защиты был человек с хорошим пасом и видением поля, могущий начинать атаки. Не могу сказать, что после этих перестроений "Спартак" полностью взял матч под свой контроль и отказался от забросов вперед. Их по-прежнему хватало. Но пенальти Веллитон заработал после атаки через центр, развивавшейся через пас. Да и Ананидзе внес скорость и динамику в игру. И, кстати, именно после его дальнего удара и блестящего спасения Рыжикова случился угловой, после которого Ромулу сравнял счет.
В любом случае видно, что Эмери управляет игрой "Спартака", пытается ее перестраивать и вносить коррективы по ходу матча. А после финального свистка не стесняется и не отказывается объяснять свои решения журналистам. И, повторюсь, именно его решения и замены во втором тайме во многом позволили "Спартаку" добиться успеха. Хотя нужно сказать, что "Рубин" мог избежать такого исхода. Душа "Спартак" прессингом и не давая ему вести игру, казанцы как-то забыли о чужих воротах, не особенно стремясь забить второй мяч и окончательно снять все вопросы. За что и поплатились.
Комментарии: