Почему Андрея Тихонова нет в «Спартаке»?
Андрей назначил встречу в «Лужниках». В этот день здесь два его сына, 13‑летний Михаил и 10‑летний Денис, в разных по возрасту командах играли за «Спартак». Оба учатся в академии красно-белых, и папа с мамой уже много лет возят их из блокированного от Москвы пробками подмосковного Королева в спартаковский манеж в Сокольниках. Так мы и говорили: Андрей отвечал на вопросы, не скрывая, что душой там, на двух разных полянах, где в это время сыновья бились за «Спартак».
С РАБОТОЙ ОПРЕДЕЛЮСЬ НА ДНЯХ
– Начну с банального, но сейчас как никогда актуального: какие у вас, Андрей, планы на будущее?
– Пока я в отпуске. Где буду работать, выяснится позднее. Один из вариантов – детская спартаковская академия. Сейчас определяется моя роль. Также дополнительно возможна самостоятельная работа в другом клубе...
– Андрей, как правильно ответить на вопрос: почему Тихонова нет в «Спартаке»?
– У нового тренера «Спартака» своя команда помощников. Вот и всё...
– Обидно?
– Я-то ладно. Думаю, Валерию Карпину (бывший главный тренер «Спартака», ныне его гендиректор. – Прим. ред.) обиднее в десять раз. Человек вывел команду на второе место, получил Лигу чемпионов, а сейчас не работает тренером. В душе у него наверняка свербит. Если бы «Спартак» год назад усиливался так, как сейчас, вполне можно было бы и за золото побороться.
– А что, раньше вам не давали укрепляться?
– Давали, но мы не успевали затыкать дыры из-за бесконечных травм. Докатились до последнего места. Представляете, какой путь мы прошли – с 16‑го на 2‑е место?! Это хороший результат.
– Как вы отнеслись к не совсем корректному предложению Леонида Федуна учить испанский, чтобы иметь возможность остаться в тренерском штабе?
– Я считаю, это приезжающим в Россию надо в первую очередь учить русский. Во многих же странах такое требование записано в контрактах легионеров, будь ты игрок или тренер. А у нас уж очень лояльно к иностранцам относятся. В «Спартаке» некоторые легионеры уже более-менее начали на нашем изъясняться. Пареха тот же, Макгиди. Ари, Веллитон, Кариока могут кое-что сказать. Но ведь они же уже не один год у нас играют…
Я прекрасно осознаю, что язык нужен, но если бы мне сказали, что надо браться за английский, я бы еще понял, а испанский… Так придет тренер-француз, а потом, может, голландец, а за ним – немец. И что, под каждого подстраиваться?
– Резануло, что так по отношению к вам сказал владелец клуба?
– Я на это внимания не обращаю. Как будто, умел бы я по-испански, меня бы обязательно оставили в тренерах, что ли?
ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ? ПОСЛЕ «ЛЕГИИ»
– Каким вы нашли «Спартак» после одиннадцатилетнего перерыва?
– Совсем другим. Я же уходил, когда иностранцев в команде было раз-два и обчелся: Робсон, Маркао… А сейчас половина – легионеры. Все изменилось, и отношение к футболистам изменилось. Раньше нам задницу не подтирали, как сейчас. У них водители, дома, клуб заботится о семьях… Но не у всех легионеров получается доказывать, что они отрабатывают свои деньги и такую заботу.
– Разве плохо, что так все устроено?
– Нет, конечно. В «Спартаке» все солидно, все деньги выплачиваются вовремя, все делается на уровне. Не знаю, как в ЦСКА или «Зените», но так, как у нас, я нигде раньше не встречал. Просто отдача игроков в таком случае должна быть соответствующей.
– Спартаковская молодежь конкурентоспособна супротив легионеров?
– Конечно. Тот же Брызгалов вытеснил голландца Де Зеува со своей позиции. Зотов на подходе. А без Дзюбы уже основу и представить сложно. Не знаю, как новый тренер решит, каким образом совместить всех троих нападающих – Дзюбу, Веллитона и Эменике. Тут голову придется поломать, ведь каждый из них с характером.
– За те полтора года, что вы были тренером в «Спартаке», что удалось понять о футболе такого, чего раньше не знали?
– Я как бы увидел футбольную команду сверху. Понял, насколько важны не только игровые, но и человеческие связи в команде. С кем надо говорить, а с кем не надо, а если говорить, то когда и в каком тоне… В этом плане работы было – море. Повторюсь, мы ведь из хвоста таблицы на самую вершину выбирались… Особенно тяжко Карпину пришлось. Такой груз! Но он горой стоял за «Спартак». Бился, ругался. Футбольный бог в итоге отблагодарил его. Как ему должно быть сейчас ревностно, ведь эту команду, по сути, он создал…
Эти 15 месяцев научили меня, как вести себя в той или иной ситуации. Надо уметь себя контролировать. В этом же сезоне, как никогда, то носили на руках, то палили из всего, что стреляет…
– Самый тяжелый момент? Черный день…
– Пожалуй, после поражения от «Легии» в Лиге Европы. Мы были сильнее соперника, но… Вспоминать неохота, на базу ехать стыдно было.
– Легионеры так же переживают поражения, как наши?
– Нет, конечно. Менталитет другой. Но их не осуждаю. Что толку ходить всю неделю и вздыхать, когда надо готовиться к следующей игре. Это у нас такая закваска, что себя излишне накачиваем… Жаль только, что не все иностранцы понимают, что такое «Спартак».
– А что делается в клубе для того, чтобы они это понимали? Есть люди, которые этим занимаются?
– Нет. Но, наверное, будут. Нужны и встречи, и экскурсии… Да и не только легионерам. С детской академии надо начинать. У меня вот оба сына занимаются в академии, и доходит информация, как пацанов в ЦСКА и «Динамо» напрягают перед игрой с нами. Потому что для любого соперника «Спартак» – это имя. Мы же помягче к ним относимся, наша главная задача – просто учить играть в футбол.
Тут был случай. Парнишка заболел и пропустил несколько тренировок, его и поставили после поправки для начала во второй состав. Так папа рассвирепел, пришел, написал заявление, типа не будет мой сын играть во втором составе, и забрал мальчика.
То есть «Спартак» для них – не главное, амбиции выше… Кстати, наверняка у сына не спросил, хочет ли он уйти из «Спартака». Мой вот сын играет во втором составе, но я же не лезу в тренерские вещи…
ПЕРЕЖИВАЮ ЗА АЛЕНИЧЕВА
– Минувший сезон по тренерским отставкам – рекордный. Получается, очень уж опасная у вас профессия…
– Так всегда будет. Тренеров ведь больше, чем рабочих мест. Важно другое – чтобы начинающему тренеру сопутствовала удача. А то прилипнет клеймо «нефартовый», пойди отмойся потом… Тренер должен быть немножко везунчиком, как Хиддинк. Ему повезло, что хорваты подарили нам Евро-2008, а так убрали бы его с позором. И не было бы у него ни «Челси», ни «Анжи»… Вот Андрею Чернышову не повезло. Взял он в свой 31 год «Спартак» – не пошло, еще попытка – и опять не то. Я не говорю, что Андрей плохой тренер, просто так сложилось. А дальше уже все труднее.
Я очень переживаю за Димку Аленичева. У него не получилось с юношеской сборной (до 18 лет. – Прим. ред.). На мой взгляд, стечение обстоятельств: тот год был несильный, как говорится, неурожайный на таланты – так бывает. Сейчас он с тульским «Арсеналом» во вторую лигу заявился. Я искренне за него болею. Очень хочу, чтоб молодые тренеры выходили наверх. А то пара осечек – и тебе скажут: извини, нам нужны гарантии, мы лучше найдем проверенных людей.
– А как у Тихонова со стремлением к самостоятельной работе?
– Нужна соответствующая категория – и через год такая возможность появится. Там посмотрим.
БЕЗ ОБЩЕНИЯ НЕТ СБОРНОЙ!
– Евро смотрели?
– Не все матчи, но многие.
– Как наши сыграли?
– Я не понял чехов. Они что, нашу сборную не изучали, что ли? Дали нам такой простор. У нас же полкоманды из «Зенита», я знаю этих ребят, им только дай разбежаться в контратаку. Все наиграно. Они это же перенесли и в сборную. А чехи ввязались в открытый футбол – и получили свое…
А вот поляки и греки вышли играть, как говорится, на зубах, а против такой самоотдачи уже мы ничего не смогли сделать. Короче, плохо сыграли.
– Я вот не пойму, как один и тот же, по сути, состав трижды за последние годы в решающих матчах с не самым серьезным соперником вчистую прокалывается. Вспомните Израиль в 2007‑м, Словению – в 2009‑м, сейчас – Греция…
– Если такое происходит из раза в раз, значит, причину надо искать в игроках. Характера у них нет. Все себя считают если не великими, то уж очень приличными футболистами, но уметь пересиливать, делать грязную работу на поле всей командой у них не получается.
– Еще непонятно, почему наша сборная так оторвалась от народа.
– Конечно, сборникам надо больше общаться. И с прессой, и с болельщиками. Я считаю, это идет от тренера. Он же за атмосферой в команде и по отношению к команде должен следить. Он же не может не видеть, не знать, что игроки проходят мимо болельщиков, не дают интервью в микст-зонах… Так и рождается раздражение, которое при первой же неудаче вырывается наружу. Адвокат должен был чуть ли не в приказном порядке обязать футболистов, заставить измениться. Приехал в сборную, а это не частная лавочка – подчиняйся требованиям. А у нас, удачно сыграли или неудачно, носы отворачивают…
Я никогда так не поступал и такого отношения просто не понимаю.
ПОГОДА НЕ ПОДЧИНЯЕТСЯ РФС
– Сменим тему. Вы за Грызлова или за Толстых?
– Это вы о новом президенте РФС? Я очень хорошо отношусь к Толстых, знаю его как честного, справедливого человека еще по первой лиге. Если поставят его, я буду только за.
Грызлов – человек серьезный, влиятельный. Если ему сверху дадут указание навести порядок, он, конечно, возьмется. А я очень хочу порядка, так надоело это шараханье… Грызлову легче будет пробивать законы, необходимые футболу. Но ему не обойтись без помощника, который знает нюансы. Я бы в таком случае хотел, чтобы правой рукой у него был Толстых.
– Третьего нет?
– Почему? Ловчев. Он очень хорошо знает футбол, человек амбициозный, всегда говорит, что думает. Жаль, у него нет команды… Но тут, чего скрывать, была бы поддержка сверху – и все найдется.
– Вы за «весну–осень» или за «осень–весну»?
– Я за старую систему «весна–осень». Наши команды, «Зенит» и ЦСКА, а ранее «Спартак» и «Локомотив», уже доказали, что в еврокубках можно успешно выступать и при той системе. Знаю, в Европе подумывают, как бы подольше зимой не играть в футбол, то есть склоняются как раз к нашей прежней системе, а мы при всех своих проблемах взяли и перешли на зимний футбол. И пусть не говорят, что мы просто поменяли круги местами – это от лукавого. Стремление попозже закончить год и пораньше начать играть весной – налицо. В этом же году планируют играть аж до 22 декабря. Зиму отменят, что ли?
Ясно, на такие матчи нормальные болельщики не пойдут. Только те, кто под градусом. И опять на трибунах будут мат и инциденты. И кому это нужно? Мы к этому стремимся?
В СЕНТЯБРЕ БОЛЕЛЬЩИКАМ ЕЩЕ РАЗ СКАЖУ СПАСИБО
– Не кажется ли вам, что уж больно власти и клубы заигрывают с фанатами?
– Есть такое. Взять те же файеры... Коли не можете их искоренить, придумайте что-нибудь. Может, выделять специальный сектор, где под необходимым присмотром их разрешить зажигать. А с болельщиками надо работать и, главное, не допускать безнаказанности. Никакие семейные сектора не привлекут на стадионы болельщиков с детьми, если в десяти метрах от них, в соседнем секторе, похабные речовки и из пяти слов четыре – матерные.
Кстати, 22 или 23 сентября я вместе с благотворительным фондом «Древо жизни» и компанией «Галактика футбола» при поддержке «Спартака» организую для настоящих болельщиков настоящее дерби «Спартак» – ЦСКА. Хочу поблагодарить болельщиков, поддерживавших меня всю мою карьеру. Играть будут молодые ветераны, никаких животиков, битва только за победу. За «Спартак» вместе со мной выйдут Егор Титов, Дима Аленичев, Юра Ковтун, Дима Парфенов, Дима Ананко… За армейцев – Максим Боков, надеюсь, Олег Карнаухов, Руслан Гусев, Женя Варламов… Часть денег мы передадим родственникам жертв Беслана и «Норд-Оста». Я хочу попросить болельщиков, чтоб болели как раньше, по-доброму, без матерных речовок и оскорблений… Это – ретродерби, и очень важно, чтоб и в этот день, и в другие было примирение спартаковцев и армейцев, чтоб главным был футбол…
Андрей посмотрел на часы и взмолился: «Сергей, они там за «Спартак» бьются, а я…»
– Понял. На посошок: у Михаила с Денисом есть в «Спартаке» будущее?
– Я надеюсь на это, потому что ребята серьезно относятся к футболу…
Комментарии: