Дмитрий ПАРФЕНОВ: ФУТБОЛ НАЧИНАЕТСЯ С МЯЧА, А НЕ С ДОЛЛАРА
Нынешняя зима - пятая в спартаковской биографии Дмитрия Парфенова. И каждую он помнит до мельчайших подробностей, хотя со стороны они были вроде бы похожи: сборы, тренировки, матчи - героические будни, как невесело шутят игроки. Разве что январь 98-го стоит особняком. Тогда совершенно безвестный в России 23-летний земляк Леонида Утесова и Михаила Жванецкого только начинал в команде Олега Романцева, на равных деля все тяготы первых шагов с остальными новичками.
Однажды блистательный саксофонист Алексей Зубов сказал мне: в большом джазе высшей степенью профессионализма считается умение музыканта с листа сыграть любую композицию с абсолютно незнакомым коллективом. Парфенову в "Спартаке" подобное удалось на все сто процентов. Он сразу же с листа - уверенно и точно принялся вести свою партию, сумев убедить, что нужен российскому чемпиону. С той же отчаянностью и злостью вкалывает Парфенов на каждой тренировке и теперь, когда его можно считать спартаковским старожилом.
В ГОСТЯХ У ШЕВЧЕНКО И РЕБРОВА
- Про отдых, наверное, уже и забыли?
- Ну уж нет. Этот отпуск запомню надолго, - говорит Парфенов. - Очень уж необычным и неожиданным он получился.
- Чем же?
- Как правило, я отдыхаю в Эмиратах - тепло, комфортно, что еще в декабре надо? А тут планы сами собой поменялись. После игры за сборную Украины в Белоруссии позвонил Титову в Любляну узнать, как Россия сыграла в Словении, и понял: расстроен он поражением страшно. Стал успокаивать. И тут Сергей Ребров взял у меня трубку и говорит: "Не переживай, Егор, все равно свое возьмете. Давай-ка лучше после сезона с Димой ко мне в гости". Тогда же все и решили.
- Но вы ведь перед Лондоном еще в Милане оказались?
- Когда в Англию собирались, вспомнили: еще раньше Андрей Шевченко к себе приглашал. Вот и подумали - почему бы по дороге к нему не заглянуть?
- И как время проводили?
- Пару дней побродили по Милану. Ведь сколько раз играли там, а города так и не видели. Перед отъездом поужинали с Шевченко в уютном рыбном ресторане в обстановке строжайшей секретности - иначе тифози двух слов сказать не дали бы. Шевченко пригласил в тот вечер еще нескольких своих друзей, работающих в фирме знаменитого Бориса Беккера, которая ведет все его рекламные дела.
- Жизнью итальянской Шевченко доволен?
- И да, и нет. Играет здорово, популярность сумасшедшая, деньги, как говорится, ну очень хорошие, а вот команду лихорадит. Турецкого тренера Фатиха Терима уволили, хозяева "Милана" нервничают. Словом, обстановка непростая. Андрей рассказывал, что им вроде бы "Реал" интересуется. И если это всерьез, то, возможно, Шевченко в Испанию переберется.
- Ребров вроде бы тоже подумывает о переезде?
- У него ситуация еще сложнее. Условия в Англии отличные - большой дом, где он Титова с женой и меня с подругой принимал, денежные вопросы решены, отношения с прессой отличные. Но в "Тоттенхэме" тоже сменился тренер. Вместо Джорджа Грэма пришел Гленн Ходдл. Ну и перестали Сергея в состав ставить. А без этого даже при самых сказочных условиях в команде делать нечего. Футболист должен играть, это закон.
- Кто же на Реброва имеет виды?
- В то время - "Лацио", "Барселона", "Валенсия". Возможно, сейчас, во время зимних переходов, Сергей и примет какое-то решение.
ИНОГДА АГЕНТЫ НАПОМИНАЮТ ПИЯВОК
- Киевские друзья на отдыхе не спрашивали: не собирается ли куда-нибудь за рубеж из "Спартака" Дмитрий Парфенов?
- "Куда-нибудь" - не собираюсь. Будет предложение от серьезного клуба, играющего в хорошем чемпионате, - подумаю. Но буду учитывать несколько моментов. Во-первых, должны устроить условия личного контракта. Во-вторых, непременное условие - чтобы "Спартак" получил за мой трансфер устраивающую его компенсацию. Ведь именно здесь из меня сделали игрока.
- В таких ситуациях многое зависит от того, как поведет себя ваш агент.
- Как такового, агента у меня нет. Но есть люди, которым я на определенный срок дал права вести переговоры от моего имени.
- Почему обходитесь без агента?
- Чтобы не оказаться в дураках. Порой подпишет футболист договор с так называемым агентом, тот его в карман и пропадает якобы на поиски классного варианта. А потом, когда клуб что-то интересное находит, объявляется и начинает требовать проценты. И сосет, как пиявка, деньги за одну только свою подпись.
- Сейчас в "Спартаке" тренируются Кудряшов, Павленко, Сонин, уезжавшие за границу еще 14 - 15-летними мальчишками. Как считаете, столь ранний отъезд оправдан?
- Мне трудно судить. Но очень важно, кто опекает ребят в чужой стране. То, что названных игроков "Спартак" вернул, очень правильно. Помните, в свое время писали о будущих "звездах" - Мичкове, Дятеле. И где они сегодня, эти звездочки? Те же, кто сейчас к нам вернулся, смогут быстрее окрепнуть, футбольного ума-разума поднабраться. Если, конечно, захотят.
- То есть?
- Как бы ни старался даже самый лучший тренер сделать из молодого футболиста игрока, без желания и тяжелейшего труда этого не произойдет. А среди юных дарований, увы, немало лентяев.
- Не любите вы молодых...
- Только тех, для кого все начинается не с мяча, а с доллара. Помню, когда я свою первую майку в "Черноморце" получил - заплакал...
- Так тогда какие времена были.
- А времена в футболе не меняются. Или ты ему отдаешь все, или ловчишь, обманывая себя и других, стремясь только урвать кусок пожирнее.
- Не в обиду будь сказано, но в свое время поговаривали, что киевскому "Динамо" вы предпочли "Спартак" из-за более выгодных условий.
- Глупости! Я четыре часа беседовал с президентом киевлян Григорием Суркисом. И, поверьте, его предложения были так заманчивы, что отказаться было почти невозможно. Но в "Спартак" меня, словно магнитом, тянуло уже давно. О нем взахлеб столько интересного рассказывали Цымбаларь с Никифоровым. А до этого в юношеской сборной СССР ее тренер Виктор Папаев. Да и Вячеслав Грозный, с которым я тогда работал в "Днепре", сразу сказал: "Иди. "Спартак" - твоя команда". Что касается "более выгодных условий", то о них речь в Москве даже не велась. Сказали: будет то-то, то-то, то-то. И никаких требований я не выдвигал.
- За годы, проведенные вами в "Спартаке", многое изменилось?
- В плане игры и отношения к ней - ничего. Но, как ни парадоксально, именно за счет этого нам удается идти вперед. По-прежнему мы играем на победу в любом матче, даже если турнирная раскладка допускает ничью. Место в составе получают только те, кто заслуживает. Главным критерием профпригодности остается работа на тренировках. Это - незыблемые принципы Романцева. И они для всех - закон. Как и то, что "Спартак" никогда не надеется на помощь судей, не идет на компромиссы.
- Тем не менее после прошлогоднего матча с "Локомотивом" в Раменском кое-кто намекал на сомнительность результата.
- Это - злопыхательство слабых, которые не любят сильных и завидуют им.
ОДИННАДЦАТЬ НЕДЕЛЬ СБОРОВ ВЫМАТЫВАЮТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ
- Но ведь что-то все же меняется. В прошлом году сезон для "Спартака" начался в феврале Лигой чемпионов, в этом - стартует в марте. Какой цикл подготовки давался сложнее?
- Сложен и тот, и другой. Короткий цикл до февральского матча с "Баварией" в Лиге чемпионов требовал сумасшедшего напряжения. Что потом и сказалось в середине сезона, травмами Калиниченко, Безродного, Куприянова, Ананко. Сейчас, напротив, время не торопит. Но одиннадцать недель тяжелейшей работы выматывают психологически. Хорошо хоть в январе в двух турнирах участвуем - здесь, в Анталии, и в Кубке Содружества. Атак тренировки, тренировки, тренировки. ..
- У Романцева в "Спартаке" и у Лобановского в сборной они сильно отличаются?
- Я бы не сказал. Какие-то характерные особенности в занятиях есть у каждого. Игровые принципы у Олега Ивановича и Валерия Васильевича разные, а вот требования - одинаковые. Ведь оба из породы максималистов.
- Отставку Лобановского после неудачи украинской сборной в отборочном цикле чемпионата мира считаете справедливой?
- Вообще-то не дело футболиста обсуждать увольнение и назначение тренеров. Но подобные акции, похоже, общепринятая практика. В Голландии, Болгарии, Румынии, Чехии тоже по этому пути пошли. А в консервативной Англии и вовсе для спасения ситуации впервые пригласили иностранца Эрикссона вместо Кигана, которого до этого боготворили. Так англичане потом немцев у них дома под орех разделали.
- Что же дальше?
- Буду болеть за сборную России на чемпионате мира и готовиться к отборочным матчам европейского первенства в украинской.
- Уже под руководством хорошо знакомого вам по Одессе Леонида Буряка? Некоторые считают, что для этой роли он мягковат.
- Так могут считать только те, кто не знает его. В "Черноморце" Леонид Иосифович быстро порядок навел - и в команде, и на базе. Если надо, Буряк может быть очень жестким.
- Некоторые относят к жесткости тренера и неожиданные решения расстаться с кем-то из игроков.
- Тренер ведь в ответе за все, а значит - ходит по лезвию ножа. Это и дает ему право принимать любые решения. И об освобождении кого-то из команды в том числе.
ПРОЗВИЩЕ ТОША ПРИДУМАЛ ЦЫМБАЛАРЬ
- Не боитесь, что когда-нибудь подобная участь постигнет и вас?
- Это все равно что спросить человека, покупающего машину, не боится ли он попасть в аварию.
- Сравнение выдает в вас автолюбителя. Машина для вас - не роскошь, а средство передвижения?
- Скорее и то, и другое. Слава Богу, могу себе сейчас позволить. Недавно хотел купить спортивную "Ауди А6", зашел к знакомым в салон, увидел другую модель - "Ауди ТТ", сел за руль ради любопытства, да так и уехал на ней. Словом, принцип такой: понравилось - стараюсь себе не отказывать.
- Холостая жизнь - тоже принцип? Вас уже столько раз женили.
- Это - происки потенциальных тещ и примкнувших к ним журналистов. Особенно активно они "выдавали" меня за солистку группы "Блестящие" Жанну, с которой мы, кстати, дружим по сей день. У меня и с Лолитой прекрасные отношения. Но руку и сердце ей предлагать не собираюсь. Как и Мадонне - даже если познакомлюсь. Так что слухи о моей женитьбе сильно преувеличены.
- Но хоть вероятность ее существует?
- Всякое может случиться. По крайней мере обещаю - "СЭ" сообщит об этом первым.
- Если все-таки невероятное станет очевидным, в свадебное путешествие отправитесь в Одессу?
- Обязательно.
- Что для вас этот город?
- Все! Это не Украина, не Россия. Это - Одесса. Запах моря. Люди, способные шутить даже тогда, когда впору плакать. В Одессе я как бы дважды родился. Сначала на Пастера, что по соседству с Дерибасовской, появился на свет Димка Парфенов, а потом уже родился Дмитрий Парфенов-футболист. Спасибо отцу с матерью и первому тренеру Олегу Григорьевичу Щупакову, который из детской спортшколы сам отвел меня в "Черноморец" к Виталию Менделеевичу Фейдману. Вот выберусь домой и сам отвезу пацанам из группы Олега Григорьевича комплект новенькой формы. Они просили только спартаковскую.
- Что в вашем понимании "спартаковский дух"?
- Ни в чем и никогда не уступать. Независимо, матч ли это Лиги чемпионов или пять на пять в маленькие ворота на тренировке. Вот почему любая ничья для нас - поражение.
- Не слишком ли уж идеализированно? Ведь и "Спартак" проигрывает.
- Значит, в тот момент кто-то объективно был сильнее нас.
- Если не секрет, почему вас в "Спартаке" и сборной Украины зовут Тошей?
- Сам не знаю. Цымбаларь еще в "Черноморце" придумал. Так и пошло.
Комментарии: