Леонид Федун: В «Спартаке» Рома сел бы на «банку»
В перерыве конференции РФС владелец «Спартака» Леонид Федун (на фото)ответил на вопросы группы журналистов, в числе которых был и корреспондент «Советского спорта».
О ГОСКОМПАНИЯХ И ФИНАНСИРОВАНИИ ФУТБОЛА
– Президент «Алании» Валерий Газзаев высказал предложение: расширить премьер-лигу до 18 клубов. Ваше мнение? – первый вопрос Федуну от журналистов.
– Это вопрос экономический. Как инвестор говорю: если у тебя нет миллиарда рублей бюджета, то в премьер-лиге ты неконкурентоспособен. Но сегодня только 10 команд премьер-лиги соответствуют этому условию. Какой чемпионат интереснее зрителю и рекламодателю – с десятью командами в четыре круга или с 18 в два? Ответ, по-моему, однозначный.
– Какие 10 команд вы имеете в виду – первая восьмерка – понятно, а еще две?
– «Терек» и «Краснодар».
Далее у меня с Леонидом Арнольдовичем состоялся диалог по теме, которую подсказали читатели газеты и зрители программы «Час футбола» на SOVSPORT.RU, – о госкомпаниях, финансирующих футбол. Тема эта возникла после того, как Центральная избирательная комиссия обнародовала шокирующую декларацию о доходах вице-президента «Локомотива» Алексея Смертина. Впоследствии, впрочем, Смертин отрекся от заработка в 101 миллион рублей за работу в «Локо» в 2010 году.
– На конференции не обсуждался вопрос по присутствию госкомпаний в футболе – вне зависимости от того, спонсоры они клубов или владельцы. Что станет с футболом, если госкомпаниям запретить финансировать клубы? – вопрос от «Советского спорта».
– А с какого перепугу запрещать? Госкомпания – акционерное общество, регулируется законодательством РФ. Другое дело, что государство выступает акционером. Но если государство решает, что хозяйствующий субъект может вложить деньги в развитие футбола, что в этом плохого?
– То, что «Спартак» финансируете вы.
– Да.
– И вам решать, делать это или нет. А «Зенит», «Локомотив» и «Динамо» в некотором роде финансируем мы, – сказал я, имея в виду как окруживших Федуна журналистов, так и граждан России.
– В некотором роде – да.
– И нас не спрашивают, хотим мы того или нет.
– Это вопрос не ко мне. Я считаю, что с точки зрения зрелищности и конкурентоспособности без участия госкомпаний у нас футбол превратится в… – после некоторой паузы Леонид Арнольдович справедливо не стал завершать фразу – каждый сам вправе сформулировать результат превращения. – Да, «Спартак» будет побеждать и доминировать – вместе с ЦСКА. Но пока без госкомпаний нельзя. Со временем это должно измениться. А на ближайшие несколько лет задача номер один – уйти от прямого бюджетного финансирования. Как это уже сделала Украина.
Боль и несчастье футбола, когда премьер-министр занимается спасением то одной, то другой команды, потому что в бюджете не находится денег, – продолжает Федун. – И, условно говоря, болельщики водного поло могут сказать: а почему помогают не нашему виду спорта, а футболу?
– В хоккее создана единая лига, сейчас то же самое делают в баскетболе. Не придет ли это в футбол? – задал корреспондент «Советского спорта» еще один вопрос реформистской направленности.
– Impossible (англ. невозможно. – Прим. ред.). Есть четкая позиция УЕФА на сей счет – футбол вне политики. Создание таких лиг реально в тех случаях, когда спорт предельно коммерциализирован и у него нет сильных наднациональных органов. Хоккей – это КХЛ и НХЛ, баскетбол – НБА. Но футбол – это ФИФА. Кроме того, я встречался с Ахметовым и Суркисом. У них нет желания объединяться, по той простой причине что в случае создания единой лиги нет возможности попасть в еврокубки и заработать большие деньги.
ОБ ОТКРЫТИИ БЮДЖЕТОВ И ЕДИНОЙ ФУТБОЛЬНОЙ ЛИГЕ
– Еще один вопрос, о котором на конференции речь не заходила, – прозрачность бюджетов. Почему бы не принять такое положение, по которому клубы будут обязаны публиковать свои финансовые результаты, чтобы налогоплательщики знали, куда идут их деньги? – продолжил разговор корреспондент «Советского спорта».
– В соответствии с финансовым фэйр плей УЕФА рано или поздно бюджеты будут открыты.
– Но ведь согласно отчету УЕФА по лицензированию клубов за 2010 год у наших клубов зафиксирован рекордный рост доходов. И эти доходы обеспечены госкомпаниями и бюджетом.
– А что в этом плохого? Если «Газпром» спонсирует «Шальке», то почему не может спонтировать «Зенит»? Не вижу проблемы.
– «Спартак» откроет бюджет?
– Когда надо будет, открою. Зачем бежать впереди паровоза? Я бюджет вижу поквартально, ежемесячно. Когда я пришел в «Спартак», клуб зарабатывал, не считая доходов от Лиги чемпионов, 4 миллиона долларов в год, сейчас – 36. Если участвуем в Лиге чемпионов, то больше 40. Цель – дойти до 50.
– А почему не хотите сейчас, как ЦСКА, открыть бюджет?
– А что ЦСКА? Открыли четыре цифры. Когда есть продажи футболистов, они и их открыли. И я мог так открыть. Например, когда продали Павлюченко и Быстрова. Проблем по бюджету у нас нет, мы все сдаем налоговые декларации.
– Но при открытом бюджете болельщики знают, чего требовать от клубов – отталкиваясь именно от финансовых возможностей.
– Чтобы понять, чего требовать, зайдите на известный сайт по трансферам и поймете, сколько какой клуб стоит. Там плюс-минус 20% – правда.
О ТРАНСФЕРАХ И ЧЕМПИОНСТВЕ
– У Билялетдинова на этом сайте указана сумма трансфера из «Эвертона» в «Спартак» – 6,7 миллиона евро. Верно?
– В целом – да. Есть, впрочем, система дисконта и длительных рассрочек.
– Почему Павлюченко решили не возвращать – дорог или считаете, что вложение невыгодное – цена с каждым годом будет падать?
– Мы Павлюченко очень успешно продали, Роман был полезен для развития «Спартака». Но сегодня у нас есть три нападающих – Веллитон, Эменике и Дзюба. Они либо соответствуют уровню Романа, либо даже лучше. И брать Павлюченко в команду, где он будет четвертым форвардом… Думаю, он бы и сам не согласился уходить со скамейки запасных «Тоттенхэма», чтобы сесть на «банку» в «Спартаке». Это не здорово ни для него, ни для сборной. А в «Локомотиве» он будет основным нападающим.
– Будут ли еще новички или состав на сегодня укомплектован?
– Нет, мы ищем игроков на две позиции. Но это уже икра на бутерброд с маслом. Считаю, что первый раз команда была так укомплектована в 2005–2006 годах, когда «Спартак» два раза брал серебро. Теперь команда сбалансирована, нет ни одного игрока, который бы не соответствовал уровню «Спартака». Есть высокая конкуренция, ребята рубятся – посмотрите игру с «Русенборгом» год назад и сейчас. Тогда ноги многие убирали, сейчас на жесткость отвечали адекватно, может быть, даже чересчур. Это – результат конкуренции. В чем величие Моуриньо? В том, что он покупает лучших в команду, доводя до высочайшего уровень конкуренции и умея при этом разруливать конфликты.
– Вы сказали о хлебе с маслом и икре. Будет ли шампанское – ставите задачу выиграть чемпионат? Или отрыв «Зенита» не оставляет шансов?
– «Зениту» желаем удачи в Лиге чемпионов, но мяч круглый, ни одна команда не может показывать стопроцентные результаты во всех турнирах, в которых участвует. Если чемпионат проходит честно – а у нас он проходит честно, – то все теряют очки. И в этом наш шанс. Сможем ли воспользоваться – вопрос к тренеру и игрокам. И к удаче.
– Евгений Гинер говорит, что с увеличением числа частных клубов сойдет на нет и количество договорняков. Но украинская история с «Металлистом» и «Карпатами» этот тезис опровергает.
– Евгений Леннорович, возможно, имел в виду другое. Зачастую менеджеры, получающие бюджетное финансирование, используют определенные коррупционные схемы. Одним из элементов схем являются не только трансферы игроков (история с переходом Погребняка никак не завершится), но и покупка результатов… Главное оправдание – все покупают, и мы покупаем. При этом, пардон, сколько ты денег даешь судье или игрокам, никто не знает. Принцип там простой – как раньше говорили: гарантирую поступление в институт, в случае непоступления деньги возвращаю. Глубоко убежден, что до 90 процентов всех сумм, которые выделялись или выделяются на покупку игроков или судей, идут в карман менеджеров. Ни один нормальный хозяин – ни я, ни Гинер, ни владельцы «Краснодара», «Кубани» – такие деньги не выделит…
Комментарии: