Мартин Штранцль: Если вернусь в Россию, то только в «Спартак»
Австрийский защитник, добросовестно оттрубивший пять лет в «Спартаке», нынче «зажигает» в менхенгладбахской «Боруссии» (31-летний Штранцль – один из лучших в Бундеслиге по проценту выигранных единоборств). При этом с момента возвращения в Германию в декабре 2010 года – ни одного интервью российским СМИ. Уж не затаил ли Мартин обиду на красно-белых, не осерчал ли на наших журналистов? «ССФ» связался со скрытным австрийцем в надежде развеять сомнения.
«ДАЙТЕ КАРПИНУ ПОРАБОТАТЬ»
– Слышали когда-нибудь выражение «уйти по-английски»?
– Нет. Что это значит?
– Уйти не попрощавшись. По сути исчезнуть.
– Я не исчезал! Задолго до окончания сезона-2010 у меня состоялся разговор с Карпиным, я поинтересовался своими перспективами в «Спартаке». Карпин сказал, что будут приобретены несколько новых игроков, но при этом я останусь игроком основы. Опытным футболистом, который мог бы повести за собой молодых. В то же время оговорился: «Если у тебя будут другие планы – обращайся».И когда пришло предложение от «Боруссии», а это клуб с большими традициями – не меньшими, чем у «Спартака», – мне оно показалось привлекательным. Карпин поддержал: «Хочешь перейти? Нет проблем». Зимняя пауза в Германии заканчивалась, вопрос надо было решить максимально быстро. В итоге уже 1 января я тренировался в Менхенгладбахе.
– А как же проставиться?
– Так все были в отпуске! Ребятам, с которыми были дружеские отношения, я сообщил, что ухожу. Сабитову позвонил, Паршивлюку. Никого из бывших партнеров я с тех пор, честно сказать, не видел.
– Паршивлюк теперь капитан.
– Я не сомневался, что рано или поздно ему достанется повязка. Интеллигентный игрок, интеллигентный человек. В раздевалке, несмотря на возраст, он всегда был одним из лидеров наряду с Алексом и Иранеком.
– С владельцем клуба Леонидом Федуном разговаривали об уходе?
– Нет. За то время, что я провел в «Спартаке», могу вспомнить только три разговора с ним. Первый состоялся, когда я приехал в команду, еще дважды он меня поздравлял с прибавлением в семействе. Очень приветливый, позитивный человек. У меня был очень хороший период в «Спартаке». Но в последнее время замучили травмы. Главные проблемы были с приводящей мышцей. Это от постоянной смены искусственного поля на естественное. А тут еще проявили себя другие игроки, я потерял место в основе…
– Признавайтесь, на Карпина есть зуб?
– О чем вы?! У нас всегда были доверительные отношения, я многому у него научился.
– В неудачный для «Спартака» отрезок один специалист выразил мнение, что Карпин не стал бы чемпионом даже во главе «Барселоны».
– Не согласен. Карпин отлично знает свое дело и придерживается четкой линии. Но тренер не в силах кардинально влиять на то, что происходит на поле. Да, он может сделать какие-то перестановки, немного сместить акценты, но и только. В «Спартаке» на протяжении многих лет происходило одно и то же – тренер наигрывал, наигрывал состав, а потом все разваливалось. Постоянная текучка – кто-то выбывал из-за травм, кого-то продавали, кто-то приходил. А любой команде нужна стабильность. Мы в Гладбахе второй круг прошлого сезона играли практически одним составом. В итоге взяли 26 очков и сохранили прописку в Бундеслиге.
– Карпин весной подавал в отставку…
– Да ну?!
– Но футболисты уговорили Федуна оставить тренера. После одного из матчей даже надели майки с его изображением.
– О чем я и говорю. Если команда так реагирует, значит, Карпин на правильном пути. Надели бы игроки эти майки, если бы тренер их не устраивал? Кто-то скажет: да он уже давно в команде, пора с него спрашивать. Но сколько пришло новых игроков? Дайте ему поработать.
«ВЕЛЛИТОН – КРАЙНЕ КОРРЕКТНЫЙ ИГРОК»
– Правда, что Карпин на тренировках намного больше возился с бразильцами, чем с остальными игроки?
– В целом ко всем было равное отношение. Другое дело, что с бразильцами Карпин может говорить на одном языке.
– Егор Титов утверждает, что больше трех бразильцев в команде – это мафия.
– Странное заявление. Если все это понимают, зачем брать в команду больше, чем трое? Чтобы потом судорожно продавать? Бред.
– Тем не менее Алекса с Ибсоном уже отдали, вокруг Веллитона постоянные слухи.
– Они никогда не вели себя обособленно. Когда были общие вечеринки или клубные мероприятия, бразильцы всегда были вместе с командой. Велли так вообще настоящий балагур.
– Этого балагура называют убийцей вратарей…
– Я видел эпизод столкновения с Акинфеевым. Обычное единоборство. Там нет никакого умысла, откуда столько критики? Велли просто очень быстрый парень, и многие недооценивают его скоростные возможности. Поздно выходят на мяч и на шаг опаздывают. Вот и в том эпизоде он бежал к мячу на всех парах, как там увернуться. Это не имеет никакого отношения к агрессии, он просто очень хочет забить гол, всегда идет до конца. Я бы даже сказал, что он крайне корректный игрок.
– В атаке у «Спартака» теперь новый герой. Имя Эменике вам о чем-то говорит?
– Нет. Ребята, я давно в другой команде! Пристально за «Спартаком» не слежу, знаю только, что новички пришли…
«ПИЛ РУССКУЮ ВОДКУ, И В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?»
– Самое теплое воспоминание о «Спартаке»...
– Трижды выигрывал с командой серебряные медали, причем в двух случаях они вполне могли обернуться «золотом». Матчи в Лиге чемпионов. Помню все победы над ЦСКА – это особенно приятно. Атмосферу на нашем стадионе. Фанаты всегда поддерживали «Спартак», даже в сложные времена. Спасибо им за это.
– Подарки вам шлют в Менхенгладбах?
– Я ничего не получал. Может, они не знают мой адрес?
– Самый неприятный эпизод в российской карьере?
– Когда вплоть до последнего тура идешь с соперником шаг в шаг и в итоге не выигрываешь «золото», это опустошает. Еще на память приходят теракты и прошлогодний смог, когда, кажется, горело все что только может гореть. Но в целом, повторюсь, я провел в России отличное время.
– Есть какая-нибудь «фишка», по которой тоскуете, – матрешки, многочасовые перелеты, борщ?
– Я не впечатлительный и по русской кухне не скучаю. Жена всегда готовит мне австрийскую пищу – шницели, штрудели…
– Кевин Кураньи признался, что никогда не пил водку в чистом виде. Только смешанную с Red Bull.
– А я пил, и в чем проблема?
– Понравилось?
– Пиво, водка, виски – в конечном счете все приводит к нужному эффекту (смеется).
– К чему так и не смогли привыкнуть в России за пять лет жизни?
– Московские пробки… Я все время о них говорю, когда спрашивают о России. В Гладбахе сел в машину – и через 15 минут на базе. Даже между тренировками успеваю домой заехать. А в Москве я выезжал в 8.45 и почти час тащился до Тарасовки.
– Самая жуткая пробка?
– Однажды простоял три с половиной часа! Чуть не психанул, как герой Майкла Дугласа в фильме «С меня хватит». Хотелось бросить машину и поехать на метро. Еле сдержался.
– Сразу вспоминается матч с «Интером» в 2006‑м…
– Город стоял. У нас не оставалось другого выбора, кроме как спуститься в метро. Люди в вагонах думали, что их разыгрывают. Кто-то нас фотографировал, кто-то подходил за автографом. Приехали в Лужники, кажется, за 40 минут до начала игры и, толком не размявшись, вышли на поле. Пропустили на первой же минуте…
– Разве не вы тогда промахнулись по мячу?
– Облажался, что уж теперь…
– Иностранцы часто блуждают по московскому метро, будто попали в лабиринт. Вы бы смогли самостоятельно добраться, скажем, от «Спортивной» до «Шоссе Энтузиастов»?
– Главное – ориентироваться, какая по цвету твоя ветка, и считать станции. Со мной провели работу, как только я приехал в «Спартак». Даже карту выдали с английскими названиями.
– Вы же и на русском умеете!
– Ну да. Пытался давать интервью, но так и не понял, как журналисты на это реагировали. Нормально я говорил?
– Очень даже. Люк Уилкшир признался, что самая сложная фраза на русском, которой он владеет, это «девушка, дайте счет, пожалуйста».
– А если его будет обслуживать мужчина? Мне в этом плане особо гордиться нечем. Выучил, как мог. А ребята помогали, исправляли.
– Матерные слова все запомнили?
– Иностранные футболисты заучивают их прежде всего! Еще я знаю, что такое «кони». Но это же не мат, правда?
«НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ, ЧЕМПИОНСТВО ПРИДЕТ!»
– О возвращении в Россию не думаете?
– Если и вернусь, то только в «Спартак». Когда провел пять лет в таком клубе, как «Спартак», тебе нельзя переходить в другие российские команды. Так заведено. Но я вряд ли снова окажусь в России.
– Что так?
– Летом 2013 года у меня истекает контракт с «Боруссией» – и с футболом покончено. Это окончательное решение. Мы с семьей возвращаемся в Австрию, сын пойдет в школу. Представляете, я 17 лет жил вдали от родины!
– А «Спартак» уже 10 лет живет без чемпионства…
– Скоро получится, «золото» обязательно придет! Вы слышите меня, болельщики? Вам нужно только набраться терпения.
ШТРАНЦЛЬ В «БОРУССИИ»
Успехи менхенгладбахской «Боруссии» (команда, в прошлом сезоне едва не вылетевшая из Бундеслиги, сейчас идет в лидерах чемпионата) австриец объясняет просто: «Сплав опыта и молодости, атмосфера в раздевалке, тренер умеет подобрать нужные слова. Все сошлось. Плюс, после того как спаслись от вылета в прошлом сезоне, появилась уверенность в себе. И она еще больше окрепла после победы в первом туре над «Баварией».
Начало сезона-2011/12 Штранцль пропустил из-за проблем с икроножной мышцей, но впоследствии доказал, что является ключевой фигурой в обороне «Боруссии». 31‑летний австриец – лидер команды по проценту выигранных единоборств (68,5%), по этому показателю он входит в десятку лучших в Бундеслиге. Высокорослый защитник особенно эффективен в борьбе на «втором этаже» (70,5% выигранных единоборств), хотя и внизу действует надежно (66,2%). Кроме того, Штранцль почти не допускает брака в передачах – 322 его паса из 351 дошли до адресата.
Комментарии: