1. Со стороны «Спартака»
1. Со стороны «Спартака»
СРАВНЕНИЕ с часовым механизмом отпало, едва успев возникнуть: его колесики, большие и маленькие, работают, конечно, слаженно, дружно, ко вертятся в разные стороны и создают пусть обманчивое, но устойчивое впечатление, будто каждое занято своим делом и до других ему дела нет. Колесо спартаковской атаки сразу же после пуска завертелось одну сторону - к воротам немецкой команды, завертелось так мощно, что и зрители, и, кажется, сами участники встречи только и ждали той минуты, когда же колеса сомнет ворота. Спартаковцы азартно подстегивали время, торопили события, а гости, как могли, эту неприятную минуту оттягивали.
Здесь уместно будет сказать, что обычной предматчевой разведки на этот раз не было. Тренер «Кёльна» 3. Чайковский не видел в деле спартаковцев, никто из тренеров москвичей на сей раз не летал посмотреть «Кёльн», который в чемпионате ФРГ выступает, как ему свойственно в первом круге, ни шатко, ни валко. Но Н. Гуляев сказал достаточно уверенно, что о сопернике знает все. Знают его достаточно хорошо и футболисты «Спартака»: во время подготовки к сезону 1973 года они играли в Кёльне товарищеский матч с этой же командой, усиленной несколькими игроками «Вупперталя», и довольно уверенно - ничья - 1:1. Из нынешнего состава «Спартака» только Осянин, Самохин и Гладилин не были тогда в Кёльне. А первая встреча нынешних соперников состоялась... 12 лет назад, тоже в Кёльне. Первый клуб этого города был в то время законодателем мод в западногерманском футболе, его игроки регулярно призывались под знамена сборной, и уже всходила звезда Оверата, Вебера, которые и сейчас определяют лицо команды, задают тон в игре. «Кёльн» выиграл с большим трудом - 1:0, Словом, у москвичей было, как мне кажется, некоторое психологическое преимущество, ибо эти две встречи, уйдя в историю, не перестали воздействовать на тех, кто ее продолжает.
Это и подтвердило начало нынешней встречи «Спартака» с «Кёльном», Повели ее москвичи азартно. Однако во встрече с соперником высокого класса, каким, несомненно, является немецкий клуб, всего этого, безусловно, мало. Не подкрепленная вескими тактическими доводами и личным мастерством атакующих, такая игре нередко приводит к результатам совершенно неожиданным и печальным. Спартаковцы же нашли и нужные доводы, и мастерстве не занимали.
Прежде всего москвичи учли, что два первых вратаря «Кёльна» - опытный Вельц и надежный Шумахер - травмированы и в воротах будет играть третий - Топалович, и повели частый обстрел ворот издали. Пример подал Папаев уже на 4-й минуте. Надо сказать, что он, как никогда, был заряжен на удар, причем отнюдь не в ущерб своим диспетчерским обязанностям. Семь раз наносил Папаев мощные прицельные удары, его поддержали Минаев и Андреев. Мяч, как правило, пролетал после их ударов рядом со стойками ворот, нервируя голкипера и защитников, или летел в угол ворот, но молодой вратарь целиком оправдал слова своего тренера, он и впрямь «знает, что правильно, а что неверно», и всегда оказывался в нужном углу.
Если бы москвичи ограничились этими ударами или же стремились к воротам кратчайшим путем - через центр, где их встречали не только Штрак и Вебер, но и Конопка, и Циммерманн, и Кульманн, они бы ничего не добились, проведя на чужой половине поля хоть все 90 минут.
Нет, спартаковцы любят игру через фланги, и в этом матче их пристрастие проявилось особенно полно. Слева активно вскрывали оборону гостей Андреев, Ловчев, Булгаков, справа - Минаев, которому нередко помогал Букиевский. Когда оборона соперников была достаточно расшатана и в действиях защитников «Кёльна» появились даже некоторые симптомы растерянности, москвичи стали просачиваться к воротам отовсюду. Даже Абрамов, на которого была возложена едва ли не самая ответственная и нелегкая задача - приглядывать за Овератом, все чаще появлялся на острие атаки, а однажды, уже во втором тайме, лишь смелость и самообладание Топаловича спас ли ворота «Кёльна»: вратарь в броске снял мяч с кончика бутсы Абрамова.
Когда вся команда играет с воодушевлением и слаженно, как-то не принято выделять кого-либо. Но тут не могу удержаться и прежде всего хочу поспорить с теми, кто утверждает, что в «Спартаке» нет лидеров и команда эта ровная, но без полета - и как раз из-за их отсутствия, А мне кажется, что в «Спартаке» много лидеров и они проявляются то поодиночке, то все вместе.
Были трудные матчи, когда вырастала фигура Осянина, были искрящиеся атакой матчи, которые становились бенефисами Минаева или Андреева, Гладилина или Ловчева. В этом матче внимание приковывала игра троих спартаковцев.
Папаев, как и в матче со шведским клубом из предыдущего тура, вновь в полной мере раскрыл свое диспетчерское дарование. Он реже стал передерживать мяч, и это не только его заслуга, но и заслуга партнеров, которые постоянно в движении, постоянно предлагают свои услуги, просят пас, а для Папаева весь смысл игры, кажется, в пасе и состоит. И вот, обретя себя, Папаев проявил еще и вкус к ударам по воротам, на которые он прежде скупился.
По-новому, и тоже в двух последних матчах турнира УЕФА, взглянул я и на Абрамова. Мы все помним его как надежного центрального защитника. И многие, наверное, недоумевали: что это тренеры «Спартака» придумали вдруг для него какое-то новое и не совсем понятное занятие в середине поля. И вот я слежу за парой Оверат - Абрамов, но... пары не вижу. Абрамов и не подумал стать тенью опаснейшего полузащитника, который не только в «Кёльне», но и в сборной ФРГ управляет всей игрой. И что же? Оверат вроде бы разгуливал на свободе, но в тот самый миг, когда он собирался включиться в события, перед ним вырастал Абрамов и путал все карты. Кажется, Оверату, особенно во втором тайме, больше приходилось приглядывать за активным полузащитником.
Третий, кого хотел бы выделить, - Ловчев. Но это уже никого не удивит, тем более что и в рисунке его игры вроде бы никаких новых штрихов не появилось. И все же не устаю удивляться той легкости и непосредственности, с которыми Ловчев умудряется совмещать в одном лице такие разные обязанности крайнего защитника, отвечающего или за крайнего форварда, если он есть, или за свою зону, и этакого «вольноотпущенника», свободного художника, гуляющего по всему полотну поля, то начинающего атаку, то завершающего ее.
Потом, после игры, 3. Чайковский, повторяя: «То добра команда, я знал, что то добра команда...», все же ввернет, что оба гола послужат укором его защитникам. Всегда бы такие голы служили укором защитникам! Тогда бы, наверное, из отчетов исчезли набившие оскомину фразы, что-де такой-то гол был забит из-за ошибки защитника имярек. На 15-й минуте Ловчев так неожиданно и стремительно возник из-за спин защитников, что ни они, ни вратарь глазом не моргнули, мяч после четкого удара с лета влетел в сетку ворот. Не передача Булгакова с правого фланга нашла Ловчева, а он нашел передачу, хотя и она, надо отдать справедливость Булгакову, была выполнена весьма коварно для защитников, развернула их и сбила с ориентира.
Полчаса зрелищно красивого натиска, увенчанного этим голом, сменились игрой менее выразительной, в которой москвичи не только снизили темп, но и перемудрили в комбинационном плане, словно бы позабыв, ради чего они разыгрывают все свои красивые хитросплетения. Так закончился тайм, так начался второй, и гости уже стали выказывать удовлетворение ходом встречи, но не заметили, видимо, как москвичи вновь набрали обороты и проявили откровенное несогласие закончить игру победой с минимальным счетом. И опять тройка Абрамов - Папаев - Ловчев была заводилой.
Предпоследняя минута - мяч у Папаееа. До ворот далеко, но ведь может же ударить! Защитники идут навстречу, хотя осмотрительный Вебер в паре с Циммерманном охраняют самую горячую точку у одиннадцатиметровой отметки. И туда-то устремился Ловчев, туда же филигранным пасом выложил мяч Папаев. Вебер, опытный Вебер знал: у него есть время, чтобы перекрыть Ловчева, но знал это и Л овчев - последовал великолепный уд ар в одно касание - мяч влетел в дальний нижний угол!
2. Со стороны «Кёльна»
У ОБЩИТЕЛЬНОГО Златко Чайковского, приезжавшего в Москву еще четверть века назад с белградским «Партизаном», игравшего против наших футболистов еще на Олимпиаде в Хельсинки, наверное, много друзей всюду. Тем более есть они и в Москве. Чайковский прекрасно помнит многих наших футболистов, а со вторым тренером «Спартака» Игорем Нетто он не отказался от дружеской встречи даже накануне матча. И доверительно признался, что мечтает о ничьей, не расстроится, если «Кёльн» проиграет в один мяч, но только не в два и тем более - не в три.
Разминку гости начали заблаговременно, Чайковский вышел с ними на поле, но, когда появились спартаковцы, повернулся к своим спиной и внимательно следил за москвичами. Причем защитники его, по-видимому, интересовали мало: главный бомбардир «Кёльна» Д. Мюллер из-за травмы не приехал, а с благоприобретенным в швейцарском «Серветте» югославским форвардом Петровичем команда, по словам немецких журналистов, уже рассталась, потому что он играет не в тот футбол. Вновь призван под знамена клуба ветеран команды Лёр, но достойных партнеров по нападению среди молодых у него пока не появилось.
Стало ясно: «Кёльн», славящийся атакой, будет играть от обороны. «Бункер»? Что вы, что вы! Мы не хотели играть «бункер»... - так Чайковский называет то, что у нас известно под названием «бетон». - Это спартаковцы нас заставили отойти назад...».
Действительно, Гловац, например, умеющий метко обстреливать ворота, вскоре помнил только одно: что он - защитник, хоть и поставили его в среднюю линию. Агрессивный Конопка в заботах об Андрееве вспомнил о своем умении выходить на линию огня лишь к концу первого тайма - как раз в то время, когда спартаковцы сняли напряжение. Оверат все чаще оказывал знаки уважения Абрамову, а Флоэ нередко вынужден был охранять левый фланг своей обороны.
Так и запомнились футболисты «Кёльна» - как универсально подготовленные мастера, умеющие сыграть на том месте, где застал их ход событий. После матча я пытался каждого привязать к какому-то определенному месту на поле, расставить по местам и линиям - и не мог. Того же Флоэ видел м на правом краю атаки, и на месте левого защитника, везде - Лёра и Кульманна, на месте центрфорварда - молодого Штрека. Он, кстати, превосходно завершал головой подачу Лёра - мяч из ворот выбил Самохин.
Еще показалось, немцы любят, чтобы по полю носился мяч, но не они сами. Может быть, это оттого, что, по словам Чайковского, они сейчас не в лучшей форме (чемпионат страны недавно начался, а «Кёльн» обычно долго разыгрывается). К З0-й минуте гости провели только три контратаки, но все три - достаточно острые как раз благодаря умению быстро доставить мяч на ударную позицию. В одной из контратак искусство бомбардира показал Лёр, пробив с лета, - мяч отбил головой Ловчев. Вторично Лёр мог отличиться в начале второго тайма, получив мяч от Оверата, но здесь прекрасно сыграл, парировав сильнейший удар, Прохоров.
Даже проигрывая один мяч, гости не стремились обострить ситуацию, всем своим видом подтверждая заверения тренера, что такой проигрыш им не страшен на чужом поле. Впереди у них частенько фехтовал, но фехтовал, как заправский мушкетер, один только Лёр. Оверат пытался было длинными передачами послать к нему на подмогу кого-нибудь из партнеров, но скоро отказался от этого. Не выдержал Чайковский - с табличкой в руке лично вышел к бровке провести замену, покричал защитникам, пытаясь навести порядок в обороне. Но, как вы уже знаете, спустя пять минут после его вмешательства Ловчев забил второй гол...
Комментарии: