СЦЕНАРИЙ НОМЕР ОДИН
Набат после фиаско во Владикавказе - а банальным тревожным "звонком" поражение со счетом 2:5 называть неуместно - гулким эхом отозвался в умах и сердцах болельщиков "Спартака". Да и не только их: пять "пробоин", проделанных "Аланией" в сетке за спиной Джанаева, детонировали взрыв дискуссии о будущем главного тренера и гендиректора красно-белых Валерия Карпина.
Кто-то полагает, что бывшему хавбеку нужно дать время, чтобы спокойно разобраться в себе и команде. Кто-то считает, что ему следует сосредоточиться исключительно на деятельности менеджера, пригласив на тренерский мостик специалиста более маститого и опытного. Наиболее же радикально настроенная публика либо призывает Карпина самому уйти в отставку со всех постов, либо требует уволить его от владельца "Спартака" Леонида Федуна. И конечно, никому не дает покоя вопрос: чей сценарий воплотится в жизнь?
Рискну предположить, что первый - и объясню, почему считаю именно так. Для этого предлагаю взглянуть на ситуацию с теоретическим уходом Карпина глазами Федуна - расчетливого бизнесмена, вкладывающего в клуб немалые личные средства, а не болельщика, не имеющего материальной заинтересованности. Допустим, решение о "разводе" будет принято - причем в данном контексте абсолютно не важно, по чьей инициативе. В таком случае "Спартак" окажется "обезглавленным" дважды: Карпин всегда подчеркивал, что освободит не только номер на базе в Тарасовке, но и кабинет в офисе на Краснопресненской набережной. В футболе (да и в жизни) нет ничего невозможного, но, думается, заставить рулевого красно-белых изменить такой подход могут только чрезвычайные обстоятельства. Готов ли Федун остаться сразу без двух ветвей клубной власти? Вызывает большие сомнения. Прежде всего потому, что ни своего Питера Кеньона, ни Жозе Моуринью в "рукаве" у председателя совета директоров, похоже, нет.
Идем дальше. Начиная с сентября 2004 года, когда на должность заступил Александр Старков, в спартаковских структурах, как правило, присутствовал человек, способный в любой момент подхватить упавшее знамя: при тренере из Латвии им был Владимир Федотов, при Федотове - Черчесов, при Лаудрупе - Карпин. Сейчас же "рояль в кустах" не припрятан. Будь иначе, пополз бы шепоток: мол, сотрудник Х занимает должность Y только для проформы, а на самом-то деле ждет не дождется… Однако подобные разговоры не ведутся - даже на уровне слухов.
Нет и попыток вступить в контакт с иностранцем. Во-первых, приглашение титулованного "тяжеловеса" потребовало бы серьезных финансовых вливаний, а люди большого бизнеса считать умеют. В прошлом году под началом Карпина команда добилась достойного результата, в этом стартовала натужно, но шансов занять высокое место не потеряла. Так стоит ли, с точки зрения Федуна, городить денежный огород с контрактом тренера-легионера, если Карпин уже кое-что доказал - пусть пока далеко не все и не всем? Ответ, на мой взгляд, очевиден.
Во-вторых, свободных людей калибра Капелло или Хиддинка сегодня не видно, а звать кого-то менее именитого - неминуемый риск: слишком свежи воспоминания о неудачной московской командировке Лаудрупа. На кон ведь помимо немалых средств придется в очередной раз ставить репутацию: не пойдет у нового главного - и Федуна, можно не сомневаться, вновь обвинят в пристрастии к решению проблем "скальпелем", а не "терапевтическими" методами, в нежелании ждать, пока здание будет выстроено пусть по кирпичику, но надежно.
И, наконец, в-третьих. Начинать поиск наставника в обход Карпина - как говорится, "на всякий пожарный" - Федуну не с руки. Хотя бы потому, что не представляю, кому может быть поручена столь деликатная миссия. Кому-то из ближайшего окружения? Верится с трудом, ведь для ведения такого сложного процесса, как переговоры со специалистами топ-уровня, необходимо обладать багажом специфических футбольных знаний и быть узнаваемым в мире спорта № 1. Солидному агенту? Насколько известно, к представителям этой профессии Федун относится не то чтобы настороженно - я бы сказал, аккуратно. Действующему работнику клуба? Это будет некорректно, а за рамки определенных этических норм бывший офицер, ныне владеющий "Спартаком", выходить не станет. При всем цинизме современного мира.
Еще один фактор связан исключительно с самим Карпиным. Точнее - со свойствами его характера. "Вызов себе" - так без малого два года назад только-только назначенный гендиректор сформулировал один из мотивов возвращения в родной коллектив. Представляется, что именно такой посыл стал главным для успешного человека, сделавшего прекрасную карьеру (не только игровую) на Западе. Бросить все на полпути, опустить руки, отойти в сторону по собственной инициативе, рискуя услышать брошенное в спину: "А мы ведь ему поверили…" - не для Карпина.
Представляю, как, прочитав предыдущий абзац, дотошный читатель спросит: "А как же недавний заголовок интервью Карпина "СЭ" - "После Нальчика был готов уйти"?!" Мне кажется, что лучшая иллюстрация настроя тренера - как раз другая "шапка": "Спартак" не брошу. Даже ради сборной". Эти слова он произнес в начале марта до старта чемпионата, когда пресс ответственности за результат не мог давить так, как по ходу сезона. Послематчевые же высказывания во многом обусловлены эмоциями людей, еще не успевших "переварить" жуткий стресс игры. Выводы, в конце концов, делаются не только и не столько по словам, сколько по поступкам. А Карпин по-прежнему на своем месте.
Комментарии: