"ВЫИГРАЛИ КОЕ-КАК. И СЛАВА БОГУ!"
Примета времени. Весна. "Спартак" хандрит.
Отчего такое постоянство? Тренеры - разные, результат - один. Хоть "пионеротряд" на поле, хоть ватага бразильцев.
Говорят, последние тоскуют по солнышку и нормальным полям. Верю. Как не верить?
Правда, в субботу в Лужниках было и то, и другое. Катай мяч - не хочу! Но катать не получалось даже в шаговой доступности. Потери на ровном месте, обрезы, передачи, после которых мяч летит, как барбосу кость... Смотришь и думаешь: может, вместо "Спартака" красно-белые футболки какой-нибудь "Газмяс" нацепил?
Когда на пресс-конференции Валерия Карпина в первый раз спросили, чем вызван настолько чудовищный процент брака, он ответил:
- Не знаю. Честно - не знаю! Как объяснить, что игрок премьер-лиги не может отдать пас на 10 метров или остановить мяч?
Корреспонденты проявили настойчивость - и вскоре вопрос раздался снова. Я думал, Карпин вспылит. А он лишь предложил устало:
- Давайте у самих футболистов спросим.
Но через секунду добавил с мрачной усмешкой:
- Раз пас на три метра, пять, десять, двадцать… на ровном поле не могут отдать - это моя вина. То, что выходят второй матч подряд и на 20-й минуте просыпаются - опять же моя вина. Значит, не донес, не достучался. Не смог внушить, что нужно с первой секунды играть на сто двадцать процентов.
"Донести", "достучаться", "внушить"… Почему только у нас игрокам приходится втолковывать прописные истины?
Или вот еще любимое тренерское словечко - "настроить". Помню, как ненавидел его Властимил Петржела. "Настрой - понятие исключительно российское, - ворчал он. - С какой стати тренер должен заниматься накачками?"
Годы идут, а ни черта не меняется. Даже когда в команде варягов - полсостава.
* * *
В первом тайме "Спартак" действительно выглядел сонным, как объевшийся сметаны кот. Тем более странно, что при такой неторопливости мяч все равно не держался.
Продрать глаза москвичей заставил Асильдаров. И то не сразу. После гола прошло еще минут пятнадцать, прежде чем они наконец вспомнили, зачем вышли на поле.
Гол же стал наглядной иллюстрацией стартовой апатии "Спартака". Кобенко преспокойно дали навесить в штрафную. Там Асильдаров, перепрыгнув Макеева, головой пробил по воротам. Джанаев был начеку. Но дальше Макеев застыл на коленях. Замер и Сухи, вроде бы страховавший коллегу. Этого хватило Асильдарову, чтоб вскочить и в падении ловко проткнуть мяч в сетку. Лишив Джанаева шанса на первый в сезоне "сухарь".
"Терек", поведя в счете, с облегчением закрылся. В атаке с того момента действовал по принципу: как бог на душу положит. И - на голову Бракамонте. Могучий аргентинец вверху, как всегда, был неподражаем. При этом успевал ругаться с арбитром и возвращаться на все "стандарты" в свою штрафную, где однажды локтем отправил Сухи в нокаут.
* * *
В ложе прессы тем временем гадали, как президенту РФС Сергею Фурсенко смотрится матч со спартаковской трибуны. Будут ли по такому случаю фанаты сдержанны и деликатны? Не нарушат ли 9-й пункт "Кодекса чести российского футбола" - тот самый, что велит "строго следить за соблюдением норм речи"?
Соблюдать наверняка было трудно, особенно с учетом того, как играл "Спартак". Фанаты крепились-крепились, но разок все-таки прорвало. Видимо, решили, что из любимой кричалки, как из песни, слов не выкинешь. Даже если они нецензурные.
А потом случилось неожиданное. Болельщики вообще умолкли. В Лужниках стало тихо и тоскливо, будто на погосте.
Ближе к перерыву развеять тоску дальним ударом попробовал Алекс. Дикань взмыл под перекладину и с трудом отбил мяч. Трибуны приободрились, спартаковцы тоже завелись - и подарили надежду, что во втором тайме хуже не будет. Впрочем, куда уж хуже…
* * *
"Спартаку", как водится, на помощь пришли бразильцы. Причем один из них - из "Терека". Веллитон продрался по правому флангу и с такой силой прострелил в штрафную, что мяч от ноги Феррейры отскочил в ворота. Бедняга - до этой минуты бразильский защитник был, пожалуй, лучшим в своей команде. Что Веллитон, что Ари, пытаясь обыграть здоровяка, всякий раз упирались в него, как в стену. Но вот от прострела увернуться не сумел.
Потом за дело взялся Алекс. Он и фирменные передачи-черпачки раздавал, и по воротам с левой лупил при первой же возможности. Пусть не всегда выходило опасно и не все залетало в створ, но по такой игре - уже что-то. Продолжал рывками наводить шороху на оборону гостей Веллитон.
У других бразильцев в этот вечер получалось туго. Ари запорол два шикарных момента. Ибсон… Тянет написать, что отыграл на привычном средненьком уровне. Вот только вспоминаешь, что в Бразилии этот парень котировался выше Алекса, что заплатил за него прошлым летом "Спартак" четыре миллиона евро, и думаешь: когда же увидим настоящего Ибсона?
Основное время истекало, когда "Спартак" забил второй мяч. И снова напортачил Феррейра, из-под ноги которого Веллитон изловчился пробить в дальний угол. Вроде бы несильно, но для гола оказалось достаточно и этого.
Все спартаковцы радостно навалились на Веллитона. Лишь Алекс никуда не побежал - в одиночестве медленно побрел к центру поля.
Финальный свисток не заставил себя ждать. Ибсон с Феррейрой сразу затеяли обмен футболками. Алекс тоже снял майку и протянул камерунцу Эссаме. Тот свою почему-то предлагать не стал. Может, постеснялся?
* * *
На пресс-конференцию оба тренера пришли такие угрюмые, что непосвященному понять, кто из них выиграл, а кто проиграл, было невозможно. Анатолий Байдачный, обычно бодрый и ироничный, выглядел так, словно его команда потеряла место в премьер-лиге. Говорил тихо-тихо, еле подбирая слова:
- Ну что комментировать, когда проиграли? Сели глубоко. Не потому, что захотели: "Спартак" заставил. Это психология. Тяжело внушить людям, что против "Спартака" нужно играть так же, как против любой другой команды. Конечно, исполнительское мастерство у многих спартаковцев выше. Но это ни в коем случае не обеляет нас. Моя вина, что не сумел игроков лучше подготовить к матчу.
Докучать вопросами Байдачному никто не решился. Зато проводили аплодисментами. Кажется, от души.
На лице Валерия Карпина радости тоже заметно не было. Скорее досада и растерянность, которые даже три очка скрыть не могли.
- Выиграли кое-как. И слава богу! Вторую игру подряд первые 15-20 минут команда выходит сонной. Естественно, претензии ко мне, почему она такая выходит. Не радует и то, что пропускаем в каждом матче.
- Хоть что-то вам понравилось?
- То, что бились до конца, смогли дожать соперника. Три очка - больше ничего. И еще радуют болельщики.
- Есть ли в атаке альтернатива Ари?
- А зачем?
- Многовато брака у него.
- Может, мы смотрим разные матчи? Ари - единственный футболист, у которого нет брака при приеме мяча! Он к ноге просто прилипает.
- Зато с трех метров в ворота не попадает…
- Одно дело - прием мяча, и совсем другое - не попал, не ударил.
- Оцените готовность Саенко и Майданы.
- Саенко уже был в запасе два матча. За дубль играл. На какое-время, возможно, и выйдет. Майдана только на этой неделе приступил к тренировкам в общей группе. К следующей игре, возможно, и он подойдет.
- Рассчитываете ли на молодых игроков, дозаявленных в последний момент?
- Лугачев до сих пор травмирован. Динеев тоже никак не восстановится. Если бы у Советкина было предложение - отпустили бы. В его возрасте надо играть. Но раз остался в команде - пусть работает и доказывает.
* * *
Под трибунами с виноватым видом раздавал интервью Шешуков. Юный Козлов, накануне отметившийся дублем в матче молодежных составов и впервые попавший в заявку основы, сосредоточенно жевал бутерброд с сыром. В уголке Веллитон и Майдана мило болтали с Феррейрой и Бракамонте. И кто говорит, что аргентинцы недолюбливают бразильцев?
- Скажи что-нибудь по-русски! - крикнули Веллитону, когда форвард, распрощавшись с товарищами, шагнул в смешанную зону.
- С победой! - без акцента выдал бразилец и на всякий случай ускорил шаг.
А Сухи, проводив его взглядом, сказал:
- Хорошо, что у нас есть Веллитон.
О том, что было бы со "Спартаком", не будь у него Веллитона, не хотелось даже думать.
Комментарии: