Андрей Тихонов. «Мы еще полетаем…»
НЕ ВОСКРЕСНЫЙ ПАПА
— Известно: солдат спит — служба идет. А если девятый сон видит футболист?
— Вы же предложили встретиться до вечерней тренировки, в результате чего вместо послеобеденного отдыха у меня сегодня интервью. Хотя вздремнуть не мешало бы. Утром отвозил детей в школу, встал в семь часов, надеялся, днем удастся покемарить, да вот не сложилось…
— Почему-то думал, что вы воскресный папа. Из-за загруженности — сборов, разъездов, матчей.
— Стараюсь помогать жене по мере возможности. Пока был в отпуске, сыновья каждое утро ездили со мной. Надя будила Мишу и Дениса, кормила, собирала, а я вез их на уроки.
— Как, к слову, футбольные успехи у подрастающего поколения Тихоновых?
— Тренируются в Мытищах, заоблачных талантов не видно, но стараются, а что вырастет в итоге, станет ясно лет, думаю, через десять. Старшему летом исполнится двенадцать, младшему — восемь. Такой возраст, когда сложно делать долгосрочные прогнозы. Вот закончу играть и буду больше времени уделять сыновьям. Надеюсь, сумею подсказать им что-то полезное, чему-то научить.
— В ближайшие дни вы гарантированно семье не помощник: «Химкам» предстоят перелет на Дальний Восток и матчи с двумя «Энергиями» — СКА и «Лучом». Настраиваетесь на многотрудный вояж?
— Не очень понимаю, как это сделать. Впрок ведь не выспишься. Когда организм почувствует усталость, подаст сигнал. Тогда и надо отдыхать. Вопрос десятый, где именно это случится — в самолете или поезде. Спать захочешь, уснешь везде. Хотя в вертикальном положении. У меня не слишком большой опыт столь продолжительных перелетов. Несколько раз бывал в Хабаровске и Владивостоке, не скажу, будто выработал собственную тактику, как лучше переносить длинную дорогу и адаптироваться на месте. Полагаюсь на тех, кто составлял план нашей поездки. Из Москвы улетаем 6 апреля поздно вечером, в Хабаровск попадем за девять часов до игры. Успеем пообедать и поспать перед матчем. Подозреваю, во Владивостоке будет тяжелее. Там проведем два дня. Переходить на местное время нет смысла, но и в московском часовом поясе удержаться сложно…
— Зато отстреляетесь сразу, в начале сезона, потом не придется мучиться.
— Какая разница, когда «стреляться». Дело ведь не только в дальних перелетах. В марте—апреле лучше играть на синтетике. В Хабаровске поле сначала не приняли – сказали, мол, качество газона не для официальных матчей. Через неделю решение изменили, хотя сильно сомневаюсь, что за это время выросла зеленая трава. Да и прогноз погоды не самый оптимистичный, сложно предугадать, чем завершится встреча, в чью пользу.
— В 2006 году вы отыграли от начала до конца все сорок два матча в первой лиге. Слышал, нацелились на повторение результата?
— Такие вещи нельзя планировать заранее. В тот раз я был готов проводить игры без замен, тренера устраивали мои действия. Кто знает, как выйдет сейчас. Подготовка к нынешнему сезону получилась у меня смазанной, я три месяца не играл в футбол, провел с «Химками» лишь последний десятидневный сбор…
ЯГОДА-МАЛИНА
— Казахский «Локомотив» испортил малину?
— Как выглядит ситуация сегодня?
— Переговоры тянутся три месяца, надеюсь, отыщем компромисс. В этом все заинтересованы, скандал никому не нужен. Сейчас вроде проверяют сумму задолженности перед нами. Футболистам, оставшимся в команде, долги уже выплатили. Думаю, и наш черед скоро придет.
— Послевкусие от визита в Казахстан, надо полагать, не самое приятное? Не на тот паровоз сели, Андрей?
— А тамошнее судейство? Читал в вашем блоге, как «Локо» затоптали в матче с «Актобе», после чего главный конкурент ушел в отрыв и в третий раз подряд стал чемпионом. К слову, та запись стала последней в интернет-дневнике футболиста Тихонова…
— Я же не сам писал. Сотрудники сайта задавали вопросы по телефону, а затем оформляли все в виде рассказа от первого лица. В какой-то момент звонить из Москвы перестали… Что до судейства, бывало по-всякому. Иные арбитры работали нормально, другие «убивали» откровенно и цинично. Ошибки случаются у всех, главное, не совершать их преднамеренно. «Актобе» по праву взял золотые медали, показав, что превосходит нас за счет большей сыгранности и стабильности. Думаю, эта команда справилась бы с задачей и без «помощи» судей. «Локо» тоже стали притормаживать в середине сезона. Помню, Титов вышел один на один с вратарем, его грубо завалили на газон, в итоге Егору же и показали желтую карточку за симуляцию…
— Наверняка вы на своем веку и не такое видали.
— Тем не менее порой не мог скрыть удивления, наблюдая за судейской работой. Даже обратился к Николаю Левникову, возглавлявшему департамент инспекторов и арбитров Казахстана. Он сначала не верил, что нас сознательно мочат, а потом согласился: «Извините, Андрей, я ничего поделать не в силах».
— Против лома нет приема?
— Можете предложить альтернативу?
МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ
— Если бы не подвернулся вариант с «Химками», завязали бы с футболом?
— Думаю, да. Далеко от дома уезжать не хотел, хотя были предложения из клубов премьер-лиги. Но я решил, что больше не оставлю семью надолго.
— А год назад согласились отправиться в Казахстан.
— Как впечатления?
— Откровенно говоря, мы привыкли несколько к иному. Город новый, современный, активно строящийся, в нем много красивых зданий, отличные дороги, но есть какая-то незавершенность. Вроде бы все на месте, однако чего-то не хватает. Плюс сильный ветер, который дул в степи практически без перерыва. Это очень утомляло. Впрочем, я не особо отвлекался на подобные нюансы, поскольку отправился в Астану не на экскурсию, а ради работы.
— После финиша минувшего сезона вам сделали первую за долгую карьеру операцию – резали мениск. Страшно поди в таком возрасте ложиться под нож хирурга? Любая врачебная ошибка автоматически могла поставить крест на футбольном будущем.
— Перелом кости у меня однажды случался, серьезные ушибы, конечно, были, но до операций дело не доходило, чистая правда. Когда-то надо начинать… Если говорить серьезно, все, к счастью, прошло хорошо, я приступил к тренировкам, хотя еще не понимал, продолжу ли играть на профессиональном уровне. Когда позвонили из «Химок», сразу дал согласие. Я провел в команде три сезона, давно знаю главного тренера Александра Тарханова и его помощника Евгения Бушманова, с которым выступал в «Спартаке», с президентом клуба Владимиром Стрельченко у меня сложились хорошие отношения со времен, когда вместе выводили «Химки» в премьер-лигу… Словом, не раздумывал ни минуты.
— Ваша мотивация?
— Играть в футбол. Разве может быть другая? Я профессионал, это моя работа, за нее мне платят. Конечно, если бы игра достала до тошноты, занялся бы чем-нибудь еще. Не все упирается в деньги. Да и сумма, которую здесь получаю, не самая великая, мог бы попробовать заработать столько в ином месте.
— У вас есть бизнес?
— Подобным нельзя заниматься факультативно, если хочешь добиться успеха. Или надо иметь людей, которым доверяешь, как себе. Зачем подвергать дружбу таким испытаниям? Да и лишних денег, чтобы рискнуть ими, нет. Пока я сосредоточен на футболе и не заглядываю далеко вперед. Вот закончу выступать, тогда, наверное, пойду учиться на тренера.
— Вы уже сейчас, по сути, выполняете на поле обязанности батьки, приглядывающего за молодняком.
— Александр Тарханов говорит, что я — мост между его штабом и футболистами. Эта роль меня устраивает, а вот играющим тренером называться не хочу. Получается ни то и ни се. Так понимаю: либо играешь сам, либо тренируешь других. Третьего не дано.
— Готовы к тому, что в провинции на вас пойдут, как на столичную приму, приехавшую в глубинку с антрепризой?
— Это не вчера началось. Так было и в «Химках», когда играли в первой лиге, и потом в Астане. По всему Казахстану народ собирался на нас с Егором. В обстановке повышенного внимания со стороны соперников и зрителей играть сложнее: повышаются ответственность и требовательность, но, поверьте, это куда приятнее, чем бегать по полю перед пустыми трибунами. Придется держать марку.
— Вам довелось работать под началом разных наставников. Можете выделить кого-нибудь из общего ряда?
— Упомянув одних, обидишь других, не менее достойных. Ограничусь одной фамилией.
— Романцев?
— Разумеется. Олег Иванович стоит особняком, поскольку именно он сделал из меня футболиста. Кстати, и мой нынешний наставник Александр Федорович был в «Спартаке», когда я пришел в команду в 1992 году.
ДВЕ ЕДИНИЧКИ
— И что? Я старше Евгения Бушманова, но при молодых игроках не тычу ему фамильярно, хотя без свидетелей называю Женей. Хотите, наверное, спросить, каково бегать с пацанами, чуть ли не в сыновья мне годящимися? Дело не в возрасте, а в том, уступаю ли я в чем-то другим. Пока нет оснований говорить о подобном. У ребят свои интересы, у меня — свои. Вне футбольного поля мы практически не пересекаемся, но это не мешает нам понимать друг друга на поле. Молодежь с вниманием и уважением прислушивается к моим словам, понимая, что дурного не посоветую. Мне это льстит.
— А если проштрафитесь, у тренеров поднимется рука покарать заслуженного ветерана, как думаете?
— Смотря за что наказывать. Считаю, надо штрафовать за неспортивное поведение, за необоснованные желтые карточки. Статей, за которые полагаются санкции, много – и курение, и опоздание, и пропуск занятия. Все согласно Футбольному кодексу.
— Давно попадали под раздачу, Андрей?
— В последний раз, кажется, у Слуцкого в Самаре. Леонид Викторович любил выписывать штрафы, если ты надел на тренировку гетры или майку не того цвета . Сразу — бац, минус пятьдесят долларов. Не сдержался на поле, матом в сердцах крикнул, опять лезть за кровными... Да, неприятно влетать на деньги, но в команде должен быть порядок. Коли люди не понимают слова, пусть страдает их кошелек. Поэтому у Слуцкого обстановка стояла веселая и живая, однако дисциплину никто не нарушал. На фоне нынешнего наставника ЦСКА Юран — куда более строгий тренер, ему даже не приходилось прибегать к штрафам, никто не рисковал нарываться. Тарханов — очень мягкий человек, он любит футболистов, но и спрашивать умеет.
— Капитаном «Химок» вас выбрали или назначили?
— Ребята сами так решили, а тренер поддержал.
— Который раз за карьеру носите капитанскую повязку?
— Не считал, в голову не приходило. Здесь раньше капитанил, в Астане, в Самаре… Для меня не это главное, а возможность играть, забивать самому, отдавать пасы другим, приносить пользу команде.
— А одиннадцатый номер на футболке принципиален?
— Да, это очень важно. В 1995 году Вова Бесчастных уехал из «Спартака» в «Вердер», и две единички достались мне. С тех пор не расстаюсь с ними. Вот уже пятнадцать лет.
— Даже в «Маккаби»?
— И там. Ни разу не переходил во время чемпионата в другую команду, если мой номер был занят. А в межсезонье его всегда отдавали мне. И в Самаре, и в Астане, и в Химках.
— Неужели никто даже не пытался претендовать?
— Я заранее предупреждал о своем желании. Люди знали и не чинили препятствий.
— А кто для вас лучший футболист из игравших когда-либо под двумя единичками?
— Что за вопросы задаете?! Никогда не лепил себе кумиров. Да, есть игроки, которыми восхищаюсь, но, во-первых, речь в любом случае не идет о слепом преклонении, во-вторых, если мне нравится футболист, меньше всего обращаю внимание на цифры у него на спине.
— Хорошо, называйте имена без привязки к номерам.
— Знаю немало людей, которых раздражают манеры португальца, его самолюбование.
— Он вытворяет с мячом удивительные вещи, за них многое можно простить. Звезды не такие, как все. Это нормально. По крайней мере, не вижу смысла обсуждать поведение или стиль ярчайших личностей. Они имеют право на чудачества.
— Хотели бы пообщаться с Месси или Роналдо?
— Думаю, все-таки нет. Если бы владел в совершенстве иностранным языком — пожалуй. А так только позориться. Бе-ме — не разговор. Честно сказать, была бы возможность, я и русский подучил бы, грамоту подтянул. А то знаки препинания часто ставлю по интуиции: если кажется, что просится запятая, — рисую, не хватает двоеточия — добавляю его… Устную речь тоже надо подтягивать. Послушайте Слуцкого: он два раза одно и то же слово не употребит, обязательно синоним подыщет. А иные его коллеги фразу закончить не могут. Или мои собратья-футболисты. Открывают рот, и оттуда такое льется, что стыдно делается. Сразу вспоминается: «Было у отца три сына. Два умных, а третий…» Почему-то в футбол частенько попадают именно третьи. Впрочем, мои уроки русского и португальского с испанским подождут, сейчас есть более злободневные дела.
«FUCK YOU!»
— «Химки» официально не объявляли, что намерены вернуться в премьер-лигу. Это некая хитрость, попытка усыпить бдительность конкурентов?
— Наша задача простая — стараться выиграть каждый следующий матч, а очки успеем сосчитать ближе к осени.
— Так все говорят, Андрей.
— Многое тут изменилось за время вашего отсутствия?
— Когда выходили в премьер-лигу, «Арена» еще строилась. Конечно, рассчитывал сыграть на ней, но не вышло. Видимо, уже и не выйдет. Жаль, конечно…
— А почему вы тогда ушли из команды?
— Все банально: старый контракт закончился, а новый мне не предложили. Настаивать не стал, уехал в Самару, а оттуда в Астану. Уходил без обид, клуб полностью выполнил все обещания. Сейчас Владимир Владимирович, президент «Химок», предложил мне вернуться, что лишний раз доказывает: расстались мы хорошо.
— Может, вас на фарт позвали, Андрей? Однажды помогли команде выбраться в премьеру, почему бы не повторить удачный опыт, не сделать камбэк?
— А в «Спартаке» разве такого не случалось? Скажем, за победу в чемпионате или за выигранный Кубок России?
— Ни разу! Ничего сверх положенного, даже дырки от бублика. Что заработал — твое. А потом нас же и попрекали. Мол, много хапнули ребята.
— Сейчас в «Химках» игрокам полагаются служебные машины?
— Как Титову перед началом прошлого сезона?
— Примерно. Подробностей не знаю, мы с Егором не обсуждали эту тему. Шума тогда поднялось много, но важны нюансы, детали. Со стороны ведь может показаться, что и в конфликте с «Локо» из Астаны есть второе дно, хотя в действительности все просто и очевидно. Обещанное надо выплатить…
ЧЕГО РАДИ?
— Можно, Андрей, на десерт вопрос не по теме? Пока шло интервью, трижды звонил ваш мобильный, из которого вместо мелодии раздавалась какая-то фраза. Не уверен, что правильно разобрал ее. Слышу два характерных слова, но они ли это?
— Не сомневайтесь, не ошиблись. У меня звонок заменяет реплика на английском «Fuck you!».
— Да-а, ласково приветствуете каждого пытающегося связаться с вами! За что же вы так с ними, то есть с нами?
— Вообще-то эти слова адресованы не звонящим, а мне. Я ведь первым слышу их. Если вокруг много народу, приходится сразу брать трубку, чтобы ругательство не долетело до посторонних ушей. Телефон — гениальное изобретение, часто он единственный способ пообщаться с друзьями, на встречи с которыми не остается времени, услышать голоса детей, жены, но, бывает, мобильный сильно раздражает. Особенно когда звонят невовремя и не те, кого ждешь. Вот и записал эту фразу, скачав ее у друга из Самары.
— Собственно, я исчерпал вопросы и готов отпустить вас. Может, успеете подремать перед тренировкой?
— Едва ли. Уже скоро ехать.
— Живете на базе один?
— Да, прошу не подселять соседей. Натерпелся в свое время от храпунов. Начиная с Аленичева. Дима такие рулады по ночам выдавал, какое там заснуть! Все же для полноценного отдыха покой и комфорт нужны, я сплю очень чутко. Зато теперь наслаждаюсь тишиной и одиночеством. Может, пойду сейчас полистаю свежие журналы. Откровенно скажу, художественные книги давно не читаю, довольствуюсь периодикой. Кроссворды-сканворды разгадываю с удовольствием. Наверное, кто-то осудит меня за такое признание, но говорю что есть. Мог бы изобразить из себя умника, выбрать раскрученный роман и везде возить его, стараясь произвести впечатление на окружающих. Но зачем? Я такой, какой есть. Показухой не занимаюсь, живу для себя, а не для кого-то. Вот кино в самом деле люблю, хотя не скажу, будто хорошо в нем разбираюсь. Предпочитаю динамичные фильмы с захватывающим сюжетом и комедии. Правда, в Москве смотреть новинки некогда, приберегаю их для сборов и таких длинных перелетов, как предстоящий. Буду коротать время с DVD-плеером.
— На выездные матчи планируете летать чартерами?
— Регулярными рейсами. Надо жить по доходам. Сейчас многим клубам придется затянуть поясок. По крайней мере, «Химки» настроены на это. Если в бюджете есть деньги на билеты в эконом-классе, значит, в нем и полетим.
— А вы ведь рассчитывали, что сможете путешествовать с относительным комфортом, откинув в салоне самолета спинку впереди стоящего кресла и вытянувшись во весь рост.
— Что делать? Как говорится, по одежке протягивай ножки. Придется маленько потесниться. Ничего страшного, мне не привыкать. Я ведь понимаю, во имя чего это. Ради футбола. Так что мы еще полетаем…
Андрей ТИХОНОВ
Родился 16 октября 1970 года.
Клуб: «Химки» Химки.
Амплуа: полузащитник. Рост 179 см, вес 75 кг.
Карьера: воспитанник школы «Вымпел» (Королев). Выступал за «Вымпел» Королев (1991), «Титан» Реутов (1992), «Спартак» Москва (1992–2000), «Крылья Советов» Самара (2001–2004, 2008), «Химки» (2005–2007 и с 2010 года), «Локомотив» Астана (2009). В чемпионатах России (высший дивизион) сыграл 345 матчей, забил 98 мячей.
Достижения: восьмикратный чемпион России (1992–1994, 1996–2000), двукратный бронзовый призер российских чемпионатов (1995, 2004). Обладатель Кубка России (1994, 1998). Лучший футболист страны 1996 года.
Сборная: в сборной провел 29 матчей, забил 1 мяч. Первая игра 7 февраля 1996 года с Мальтой – 2:0. Последняя игра 4 июня 2000 года с Молдавией – 1:0.
Комментарии: