Владимир БЕСЧАСТНЫХ: У меня была звездная болезнь

Еженедельник "Футбол" 1146 0 Автор: Александр НЕЦЕНКО - 18 октября 2009

Лучшим бомбардиром в истории российской сборной остается 35-летний Владимир Бесчастных, который два года назад завершил карьеру, включившую в себя два чемпионата мира и один Евро, три чемпионства и Кубка страны с московским «Спартаком», а также выступления в чемпионатах Германии, Испании и Турции. Вспомнив по просьбе еженедельника «Футбол» свои бомбардирские подвиги в сборной, Бесчастных провел анализ козырей россиян и немцев накануне их очной ставки, раскрыл магию Реххагеля и признался, что многие трудности в карьере он создавал себе сам.

НЕМЦЫ ИСПЫТЫВАЮТ МАНДРАЖ
Бесчастных не приходилось соперничать со сборной Германии, хотя у него был шанс сделать это на Евро-1996. Правда, с немецким футболом Владимир знаком достаточно неплохо, ведь в бременском «Вердере» он провел два сезона, став серебряным призером Бундеслиги. С темы предстоящей дуэли между Россией и Германией и началась наша беседа. Правда, чувство ажиотажа, присущего болельщикам, у Бесчастных обнаружить не удалось.

- Можно ли считать российскую команду в этой встрече фаворитом?

- Не думаю, шансы пятьдесят на пятьдесят.

- Насколько вас радует игра сборной в последних встречах, учитывая товарищеский матч с Аргентиной?
- У нас хорошая сборная, и она меня радует не только на протяжении последних игр, но и на протяжении всего цикла. Видно, что команда выросла, возмужала и находится на хорошем ходу. Ребята уже уверены в себе. После памятных побед на Евро над греками, шведами и голландцами они поняли, что им по силам обыграть любого соперника. В психологическом плане наша сборная уже чувствует себя победителем.

- Что еще, кроме уверенности в своих силах, может помочь сборной России справиться с немцами?
- У нас много козырей. В сборной собраны достаточно быстрые игроки как в центре, так и на флангах. И мы полегче немцев. Но, как показала первая игра, важно не проигрывать Германии силовую борьбу, хотя это очень сложно. И дай бог, чтобы нашим ребятам повезло и созданные ими моменты были реализованы.

- В последнее время сборную часто критикуют за то, что она показывает хороший футбол не весь матч, а, к примеру, тайм, как было с Аргентиной.
- Дело в том, что ты выходишь против таких же мотивированных одиннадцати соперников. И многое зависит от того, как тебе дают играть. Весь матч на высоком уровне можно провести, только если противник заведомо слабее тебя. Поэтому абсолютно нормальное явление, когда в игре команды происходит всплеск, а потом она успокаивается. Так всегда развиваются события во встрече равных соперников. Конечно, можно спросить, почему мы так здорово играли с Аргентиной первый тайм и так плохо – второй, но то же самое можно спросить и у аргентинцев, поменяв таймы местами.

- При этом Хиддинк частенько сетует, что в российском чемпионате футболисты редко играют в нужном темпе, что мешает сборной демонстрировать более зрелый футбол.
- Наши футболисты не играют быстро, потому что наши поля по сравнению с европейскими медленнее. Я не имею в виду хуже. Просто специфика газонов другая, поэтому смотришь на иностранцев по телевизору - они резкие и быстрые. А потом смотришь у нас – они такие же, как мы. Это доказывает матч с «Интером». А возьмите финал Лиги чемпионов в Москве между «Челси» и «Манчестер Юнайтед». Сначала казалось, что в Англии футболисты этих команд двигаются фантастически. А потом я посмотрел на них в Лужниках и понял, что они от нас по движению ничем не отличаются.

- В настоящий момент в Германии больше всего критикуют форвардов, которые слабо начали сезон. Мало забивают Гомес, Клозе, Подольски и Какау, а забившего в этом сезоне 6 мячей Кисслинга Лёв приглашать не стал. На ваш взгляд, нам на руку голевое молчание перечисленных игроков?
- Вообще об этом не надо думать. В том, что они игроки высокого уровня, никто не сомневается. А забитые голы – это не только мастерство, но и удача. Может быть, сейчас она от них отвернулась. Но с ними надо играть внимательно, держать их, что понятно любому нашему защитнику. Да, возможно, отсутствие голов позволяет считать, что форварды немцев сейчас не столь уверенны в себе. Но тут палка о двух концах. Неудачные серии когда-то прерываются. Надеюсь, это произойдет не в матче с нами. С другой стороны, момент их неуверенности нам поможет.

- Немецкие журналисты считают синтетику Лужников преимуществом российской сборной. Это действительно такая большая проблема?
- Все равно на искусственном поле работают не те мышцы. И, конечно, газон Лужников – преимущество для сборной России. Немцы опасаются не зря. Они прекрасно представляют, с чем им придется столкнуться.

- Как думаете, в Германии побаиваются нашу сборную?
- Германия тем и сильна, что очень внимательно изучает противника, играя против него внимательно и дисциплинированно. Немцы много времени уделяют и тактике, поэтому недооценки России с их стороны не будет ни в коем случае. Побаиваются ли они нас? Думаю, легкий мандраж у них есть.

- Скажется ли на действиях немцев тот факт, что в Москве их устраивает ничья?

- Не думаю, что они приедут играть на ничью. Но немцы очень прагматичные. Они не полезут сразу вперед. И дело не в том, что им важно не проиграть. Им всегда надо посмотреть, что собой представляет соперник. Хорошо помню: в играх с немцами после первого тайма думаешь, что играешь где-то даже лучше, чем они. Но дело в том, что Германия не сбавляет темпа. Она, может быть, начинает не столь агрессивно, но и заканчивает в такой же манере, а ты уже выплеснул свои эмоции и устал, поэтому немцы умеют добиваться своей цели.

- Вот дали бы вам сейчас крупную денежную сумму с просьбой поставить ее в букмекерской конторе. Какой бы исход предпочли?
- Я вообще нефартовый человек в этом деле, никогда не угадываю. Наверное, я бы поставил на немцев, чтобы выиграла Россия и я ошибся в очередной раз.

ХИДДИНК ВЕРИТ В НАПАДАЮЩИХ
Приглашения в национальную команду Бесчастных всегда расценивал, как свидетельство того, что он не зря играет в футбол. В свое время Владимир оказался без клуба по причине скандального «развода» с «Расингом», где его держали в глубоком запасе, при этом не желая отпускать. В тот момент именно сборная помогла Бесчастных сохранить уверенность в себе. Долгое время оставаясь без практики, Владимир вышел на замену в матче России в Югославии, в Белграде, и забил единственный мяч в ворота хозяев, принеся нашей команде победу.

- Согласны, что сборная России для вас после «Спартака» была любимой командой, ведь в ней в вас верили всегда?
- Эти команды нельзя сравнивать. Для меня сборная всегда была мечтой. Каждый игрок хочет в нее попасть. Если это случается, значит, ты добился определенного уровня. Если ты играешь в «Спартаке», то нужно объяснять: я провел столько-то игр, столько-то забил. А если скажешь, что ты футболист сборной, никому ничего объяснять уже не надо.

- Какие чувства остались после выступлений за национальную команду?

- Чувство легкой неудовлетворенности. У нас была достойная команда, в которой выступали хорошие футболисты. Мы могли так же выстрелить, как и нынешняя сборная. Но тогда были другие времена, много объективных и субъективных причин, чтобы этого не случилось. Об этом жалею. Но играть за сборную было приятно, ведь в ней со мной выступали великолепные партнеры.

-  Есть некое чувство сожаления от того, что не довелось в сборной поработать с тренером вроде Хиддинка?
- Да, нам как раз не хватало того порядка, который принес в сборную Хиддинк. Не хватало дисциплины, такого отношения к национальной команде вокруг, в том числе среди чиновников. Голландец научил уважать футболистов, которых вызывает.

- Почему же раньше отношение к сборной было посредственным?
- Другая жизнь была. Людям было тяжело. В условиях отсутствия стабильности они думали не о футболе, а о том, как обустроить свою жизнь.

- Как вам нынешнее поколение нападающих сборной России -  Кержаков, Павлюченко, Погребняк?
- Эти ребята производят неплохое впечатление. Я очень рад позиции Хиддинка, верящего в нападающих, которых он вызывает, несмотря на то что их дела в клубе могут складываться не лучшим образом, - ведь они его не подводят. У меня была похожая ситуация, но в меня верил Олег Иванович Романцев. Испытав все на своей шкуре, понимаю, насколько это важно. У Ромы Павлюченко и у Пашки Погребняка новый коллектив, новые команды. Им нужно притираться, ведь они сейчас не в своей тарелке. И вызов в сборную для них – глоток свежего воздуха. А если ты за нее забиваешь, то тренер в клубе смотрит на тебя уже по-другому.

- Кто из нападающих нынешнего поколения сборной больше похож на Владимира Бесчастных?
- Наверное, как раз Паша Погребняк. Он ищет борьбу, никогда не стоит на месте, действует в силовом стиле. Правда, мне очень нравится парень из «Рубина» - Бухаров. В Лиге чемпионов играл продуктивно, цеплялся за мячи, развязал руки Домингесу, который сразу почувствовал себя свободнее. Уверен, за этим форвардом -  будущее нашей сборной.

- Какой гол за сборную выглядит для вас наиболее ценным? Мне почему-то вспоминается победный гол в Белграде, в  Югославии.
- Пожалуй, так и есть. Тот мяч оказался ценным не только для сборной, но и для меня. У меня тогда не было клуба, и на Романцева в связи с этим обрушился поток критики. Зато, когда я забил в Белграде, критики успокоились.

- А какой матч за сборную самый успешный?

- Наверное, со Швейцарией в 2001-м. Я сделал хет-трик, и мы вышли на чемпионат мира.

- Самая неудачная игра - за сборную против Украины, когда мы упустили победу и не попали на Евро-2000?
- Скорее, несчастливая. Играли-то мы здорово, и моментов у нас было больше. Просто не повезло.

- Читали недавнее интервью Александра Панова, где он описывал атмосферу в раздевалке сборной после игры с Украиной?
- Нет.

- В нем он рассказал, что в раздевалке стояла гробовая тишина, и только Бесчастных орал на Филимонова.
- Саша что-то перепутал. Я тогда был молодым парнем. Как я мог на кого-то орать? Там в большей степени выказывали недовольство Мостовой и Карпин. Я сидел и молчал.

СПОКОЕН, ТАК КАК НЕ РАБОТАЮ
В настоящий момент Бесчастных учится в ВШТ, желая пойти по стопам Валерия Карпина, успешно тренирующего московский «Спартак». Но приступать к работе Владимир не спешит. Говорит, что даже боится своей расслабленности от комфортной жизни, которая у него началась после окончания карьеры.

- Я всегда хотел стать тренером. О большем пока говорить нет смысла. Быть тренером - то же самое, что быть футболистом. Может ведь и не повезти.

- То есть пока относитесь к тренерскому ремеслу спокойно и осторожно?
- Конечно. Спокоен я пока, потому что не работаю. Но я видел уже многих своих знакомых, кто тренирует, и замечаю, что у них много поводов нервничать.

- Наверное, вдохновляет пример Валерия Карпина, который неплохо справляется с работой в «Спартаке»?

- Естественно, я за него очень рад, поскольку он мой близкий знакомый. Но рад еще и потому, что Карпин доказывает: молодой специалист тоже может давать результат. Помните ведь, как начали говорить, что плеяда молодых тренеров ни на что не годна, когда у них мало что получилось.

- Кстати, нынешний «Спартак» вам нравится больше, чем тот, что был при Лаудрупе или Черчесове?
- Конечно, больше. Мне очень нравится, что в нем играет много молодых ребят. То есть команда перспективная. К тому же идет на 2-м месте. Это уже успех, с учетом того на каком месте ее принял Валера. Но самое главное, что эти ребята начинают осознавать, за какой именно клуб они выступают. Раньше «Спартаку» не хватало игры сердцем.

- Вы долгое время играли за рубежом и в первую очередь отмечали работу с Отто Реххагелем. Чем вас больше всего подкупил этот специалист?
- Знаете, его работа, как у судьи, не была видна: обыкновенные упражнения, ничего сверхъестественного. Но потом понимаешь, как много он сделал. Реххагель никогда не проводил общих тактических занятий, но вызывал к себе каждого, говорил два-три слова, и потом каждый осознавал, что это дает результат. Он был надежным человеком. Всегда говорил то, что думал. И вот что еще подкупало. Когда руководство клуба считало, что кто-то из возрастных футболистов уже не может помочь команде,  и собиралось отказаться от его услуг, Реххагель заставлял подписывать с этим игроком контракт. И игрок еще не раз доказывал, что тренер был прав.

- Вы нередко говорили о том, что иностранный период карьеры вас сильно изменил, добавил мудрости. Могли бы рассказать, в чем это проявилось больше всего?

- По отношению к жизни и людям. Когда я приехал в Германию, мне было 20 лет. Я уже был трехкратным чемпионом России, поиграл в сборной. У меня была небольшая звездная болезнь. А когда я увидел, как ведут себя титулованные футболисты «Вердера» по отношению к людям, да даже по отношению ко мне, сразу понял, на кого нужно равняться.

- Вы всегда отличались волевым характером, и преодоление  трудностей было вашим достоинством. Не думали, может, поэтому вам от судьбы доставалось сильно в «Вердере» при Де Мосе, а следом - в «Расинге» и «Фенербахче»?
- Этому были объективные причины. Но, конечно, в силу характера я часто сам себе создавал трудности. Пока я их преодолевал, большая часть карьеры прошла, поэтому не думаю, что этим следует гордиться.

- Признайтесь, вы сильно скучаете по профессиональному футболу, по тем временам, когда могли выйти на поле и решить судьбу матча?
- По играм скучаю, но футбольная жизнь не такая сладкая, как многим кажется. Сейчас, начав жить нормальной жизнью, я даже немного расслабился и боюсь этого. Я привык быть дома с детьми, привык каждый день видеть жену, мне не хочется никуда уезжать. Поэтому пугает мысль, что придется куда-нибудь ехать, жить отдельно. А раньше, когда я был футболистом, не обращал на такие вещи внимания. Надо - взял сумку и поехал. Конечно, любому игроку приятно, что за ним следят и его любят. Но, поверьте, каждый из них, какой бы он гениальный футболист ни был, получает в свой адрес достаточно критики за свою карьеру.
 Достижения: чемпион России - 1992, 1993, 1994, 2001. Обладатель Кубка России  - 1992, 1994, 2003. Участник ЧМ - 1994, 2002, ЧЕ - 1996.
За сборную России сыграл 71 матч, забил 26 голов.

 

Источник: http://futbol-1960.ru

Комментарии: