Мартин Йиранек: «Если станем чемпионами, сделаю татуировку в виде красно-белого ромбика»

sports.ru 1515 4 Автор: Антон Матвеев - 6 августа 2009

Московский «Спартак» в этом году в который уже раз начинает новую жизнь. Притом, что редкость, пока дела идут довольно удачно. Рассуждения о зрелости команды и «спартаковском духе», хвалебная ода Алексу, который приехал не ради денег, а также удивительный факт из биографии самого чеха – в эксклюзивном интервью капитана красно-белых Мартина Йиранека корреспонденту Sports.ru.

«Второе место? Я буду безоговорочно огорчен»

- Мартин, вы ни на секунду не опоздали на интервью, что для футболистов редкость. Это врожденная пунктуальность?

– Просто всегда пытаюсь приезжать заранее, чтобы никого не подводить. Уж очень не люблю я этого делать.

- У «Спартака» чудесным образом дела пошли на лад после прихода на пост главного тренера Валерия Карпина. Неужели он волшебник?

– Нет, он просто отлично настраивает команду. Валерий Георгиевич сплотил всех нас, создал единый коллектив. Чего не было при предыдущем тренере.

«Правда в том, что игроки у нас всегда были хорошие»

- То есть проблема «Спартака» была не в игроках, а в Лаудрупе?

– Ну, я бы не стал говорить так жестко, но правда в том, что игроки у нас всегда были хорошие. Просто в начале сезона многие элементарно не знали, что делать на поле.

- Почему так происходило? Все из-за апатичности Лаудрупа?

– Датчанину было крайне тяжело из-за незнания языка. Он ведь говорил по-испански, а нам лишь переводили. Это совсем другое – так всегда хуже. Отсюда и трудности, с которыми мы сталкивались в официальных матчах. Карпин же знает и русский, и испанский – он может говорить со всеми. И это дает свои плоды.

- Получается, что два основных плюса Карпина-тренера – знание русского языка и умение настроить команду?

– Именно так.

- Матч с ЦСКА для «Спартака» – некий рубикон, через который нужно было перейти? Или вы не придаете той победе такого большого значения?

– Естественно, та встреча крайне важна для нас. Да, мы и в прошлом году одолели ЦСКА, но тогда победа была не по игре. Сейчас же все иначе. Мы выиграли более чем заслуженно. И в психологическом аспекте это большой бонус для нас.

- Если вспомнить некоторые поражения «Спартака» – скажем, от «Динамо» и «Локомотива» – складывается ощущение, что команде пока не хватает зрелости. Что с бело-голубыми, что с железнодорожниками вы с партнерами смотрелись не хуже соперника, но додавить так и не смогли....

– Пожалуй, вы в чем-то правы. Однако важно, что тогда еще был другой «Спартак». Тогда мы еще сыгрывались, не чувствовали такую уверенность в собственных силах. Потому и играли не лучшим образом. А сейчас мы и в себе более уверены, и взаимопонимание вышло на новый, доселе невиданный уровень. Потому все нынче складывается так удачно.

- Давайте рассмотрим еще одну теорию: «Спартак» – команда настроения». Освежите в памяти, например, поражение в Краснодаре. Вы пропускаете гол – и игра разваливается. Да и тот же последний матч с «Кубанью» – пусть и выиграли 4:0, но заиграли хорошо только после 2:0, когда был эмоциональный подъем. И ведь это не единственные примеры...

– Наверное, так было. Именно было. Как раз в начале чемпионата. Вы правы, тогда так дела и обстояли: мы пропускаем гол – и игра словно заканчивается, организация пропадает. Но сейчас-то уже все иначе. Скажем, та же победа над ЦСКА – мы пропустили первыми, но все равно были уверены, что еще забьем, обязательно выиграем. Ну а с последним матче вообще все понятно – всегда очень трудно против команды, которая только защищается. Как только мы прибавили в движении – пришел и результат. В общем, я бы не стал называть «Спартак» командой настроения. Может, он и был такой в начале чемпионата, но не сейчас.

- Выходит, «Спартак» старта первенства и «Спартак» нынешний – две совершенно разные команды? Всего за 10 туров – и такое превращение?

– Да, я так считаю. Если сравнить первые игры и последние – небо и земля. Повторюсь, самое важное, что мы уверены в себе и четко знаем, чего хотим.

- Представим, что «Спартак» займет в чемпионате второе место – вы будете безоговорочно огорчены?

– Понятное дело, что мы хотим выиграть золото. Потому на данный момент я вам отвечу: да, я буду безоговорочно огорчен таким результатом.

- Но все-таки после восьмого-то места второе не так уж и плохо...

– Ну, прошлогодний результат – вообще нонсенс. Восьмое место не для »Спартака». А вот первое – как раз для него.

«Макеев и Паршивлюк обязательно станут «большими» игроками»

- Карпин в бытность футболистом был полузащитником – теперь, став тренером, он может многим поделиться с игроками обороным? Валерий Георгиевич часто объясняет вам какие-то тактические нюансы?

– Да нет. Разумеется, у нас есть специальные упражнения для защитников. И после матчей порой он акцентирует внимание на тех или иных наших, игроков обороны, действиях.

- Но в тактические тонкости не влезает?

– Да. Прежде всего, именно разбираем конкретные ошибки после матчей.

- Сейчас в «Спартаке» на флангах защиты играют молодые Макеев и Паршивлюк – Федун недавно заявил, что они скоро дорастут до уровня сборной России. Не выдает желаемое за действительное?

– С одной стороны, они, безусловно, талантливые, хорошие игроки. Но опыта им, чего скрывать, не достает. Его и надо набирать. Собственно, чем они сейчас и занимаются. А попадут ли они в сборную России – вопрос к Хиддинку. Я могу лишь сказать, что если у них, тьфу-тьфу, все так пойдет и дальше, они обязательно станут «большими» игроками.

- Лично вам часто приходится отдуваться за их ошибки?

– Нет. Они действительно хорошо играют. Конечно, я намного старше Жени и Сережи, потому порой им что-то подсказываю. Но это совершенно естественно.

«Сейчас мы играем более организованно, защищаемся именно командой»

- В этом сезоне не то чтобы Великую китайскую стену, как «Москва», но хотя бы Кремлевскую в обороне вы постепенно отстраиваете – игра команды в обороне уже не так плоха, как в предыдущие чемпионаты...

– Согласен, в защите дела тоже постепенно налаживаются. Тут дело вот в чем. Раньше порой был такой бардак, что оборонялись мы втроем или вчетвером. То есть, только защитники. А так в современном футболе категорически нельзя. А сейчас мы играем более организованно, защищаемся именно командой. Как и надо делать. Именно поэтому мы и стали пропускать меньше.

- Раз уж вы сказали о защите всей командой – в матче с «Кубанью» вам сильно помогал Ибсон?

– Да. Видно, что игрок хороший, опытный. Ему не надо объяснять, что такое «закрывать зону», «помогать обороне». Так что с его приходом мне лично стало еще приятнее и проще играть.

- Первую половину чемпионата в защите «Спартака» творилась чехарда – четкой, основной четверки защитников не было. Вы-то играли постоянно, но совсем не всегда с одними и теми же партнерами...

– Понятно, что в этом нет ничего хорошего. В защите очень важна стабильность – это не просто так говорят, уж поверьте. С другой стороны, со всеми своими партнерами я играю достаточно давно, потому привыкать было не так уж и тяжело. Да и карточки с травмами – вещи, к сожалению, неизбежные.

- «Спартак» почти не начинает атаки через Штранцля. Это стечение обстоятельств или Карпин действительно дает жесткую установку: «Начинать атаки должны другие, только не Штранцль»?

– Нет, нет, что вы, ничего подобного. Как по ходу игры получается – так мы и играем. По крайней мере, никаких запретов на пас Штранцлю или пас Штранцля у нас нет и в помине.

«Алекс любит футбол и готов ради него на все»

- Алекс – лучший легионер чемпионата России. Я не преувеличил?

– Нет. Он действительно лучший. Переехать в новую страну, в новый чемпионат – и сразу так блестяще заиграть... Это дорогого стоит.

- Говорят, он даже по-русски уже неплохо изъясняется...

– Это правда. Он очень старается. Видно, что на самом деле хочет выучить язык. Что сказать, это в нем тоже подкупает. Понимаете, Алекс не из тех легионеров, кто просто приехал заработать много денег. Он любит футбол и готов ради него на все. Для него «Спартак» не просто место работы, не пустой звук.

- А вот Веллитон, по словам Владислава Рыжкова, русский не учит вообще... По-вашему, это нормально? В конце концов, по самоотдаче и уровню игры к бразильцу претензий нет, а это самое главное...

– Да, он реально почти не говорит по-русски. Хотя, к слову, когда к нему обращаешься, нередко тебя понимает. Так или иначе, Веллитон – человек очень позитивный, веселый. Его и без слов можно понять. В общем, никаких проблем с ним нет.

- Хорошо, продолжим разговор о персоналиях. Жано Ананидзе нынче называют чуть ли не новым Федором Черенковым...

– Я впервые увидел Жано в деле, когда он поехал с основой на сбор в Австрию... И мне он очень понравился, произвел большое впечатление. Данные у него отличные. Осталось упорно работать – без этого хорошим футболистом никогда не станешь.

- Ваш друг Радослав Ковач, вернувшись из аренды, оказался «Спартаку» не нужен – вас не удивляет такая позиция клуба?

– Разумеется, мне очень жалко. Он несколько лет хорошо играл за «Спартак», делал для команды все возможное... Но это дело клуба и игрока, а не мое.

«Стипе действительно отличный голкипер. И везде играл бы в основе»

- Одиноко без Радо не будет?

– Да, скучно немного без него... Но я уже привык к такому положению вещей за те полгода, что он выступал за «Вест Хэм».

- И, наконец, Стипе Плетикоса. Хороший вратарь, чуть ли не лидер команды – и тут, бах, без вариантов сидит на лавке. И ведь понятно, что дело не в его мастерстве, а в лимите на легионеров...

– Стипе действительно отличный голкипер. И везде играл бы в основе. Однако лимит – штука сложная. Но не забывайте, что Сослан Джанаев тоже классный вратарь.

- А вы сами не боитесь, что когда-нибудь с вами поступят так же, как с Плетикосой?

– В футболе, как и в жизни, может все случиться. Никто ни от чего не застрахован. Тем более сейчас я действительно считаюсь легионером. Хотя я на самом деле ни раз говорил, что готов принять российское гражданство.

«Спартаковский дух» был, есть и будет»

- Удивительно, но за 5 сезонов в «Спартаке» вы получили всего-то 10 желтых карточек – как вам удается играть так чисто?

– У меня всегда была такая манера игры. Скажем, за четыре года в Италии я получил карточек шесть, не больше. До сих пор даже красную никогда не получал (стучит по столу). В целом, я специально пытаюсь играть как можно чище, не допускать фолов.

- Подождите-подождите, неужели вы никогда-никогда не получали красную карточку? Даже на уровне сборных, в бытность молодым игроком и так далее?

– Никогда и нигде. Надеюсь, этого и не случится.

- А что случилось в марте этого года вы помните? Перед началом сезона...

– Хм... В марте...

- Вас выбрали...

– А, капитаном. Не могу сказать, что я был шокирован. Но всегда очень приятно, когда тебя выбирает коллектив. И я понимаю свою ответственность.

- Вы чувствуете себя лидером »Спартака»?

– Я никогда сам себя не обсуждаю. Видимо, другие видят меня лидером, потому и выбрали.

- По вашему мнению, для капитана важно знать историю клуба?

– Да. Это неправильно и глупо, когда ты надеваешь капитанскую повязку, даже не зная элементарных фактов из истории клуба.

- Хорошо, давайте тогда вас проверим. Вот я говорил про Федора Черенкова – вы знаете, кто это такой?

– А как же. Знаменитый футболист «Спартака» и сборной СССР. Играл в полузащите или в нападении – эдакий «свободный художник». В день матча с ЦСКА ему исполнялось 50 лет. Хорошо, что мы его порадовали.

«Понятно, что фанаты хотят, дабы мы играли в комбинационный, «спартаковский» футбол»

- Еще для болельщиков «Спартака» обычно принципиален вопрос «спартаковского духа». Вы сами понимаете, что это такое? Может, его просто нет в принципе?

– Тяжело объяснить, что это такое. Понятно, что фанаты хотят, дабы мы играли в комбинационный, «спартаковский» футбол. Однако, как бы команда ни выступала, все равно ее игроки всегда чувствуют нечто особенное. Наверное, это и есть «спартаковский дух». И он был, есть и будет всегда.

- Валерий Карпин на днях сказал, что «спартаковский дух» – это просто дух победителей. По-моему, очень правильное объяснение...

– Можно и так сказать. Тем более от «Спартака» все всегда ожидают только первого места.

- Мартин, вы приезжали в Россию в качестве основного игрока сборной, однако постепенно вызываться туда перестали...

– На самом деле два года назад я специально попросил тренеров меня не вызывать. Тогда у меня были проблемы с ахиллом, и я решил, что «Спартак» важнее. Сосредоточился на выступлениях за клуб. А вот сейчас ситуация со здоровьем улучшилась и, скорее всего, я поеду на сбор перед матчем с Бельгией.

«Я бы не сказал, что российская премьер-лига хуже серии A»

- В России обожают говорить о росте уровня премьер-лиги. У вас в отличие от всех нас взгляд достаточно беспристрастный – что скажете?

– Это правда, без вопросов. За 5 лет, что я здесь, уровень чемпионата сильно вырос. Не просто так российские команды выигрывают еврокубки, а составы местных клубов становятся сильнее с каждым годом.

- До России вы играли в Италии – насколько серия A лучше премьер-лиги?

– Да я бы вообще не сказал, что премьер-лига хуже. Просто на в Италии лучше дела обстоят с рекламой футбола, с его раскруткой. Ну и стадионы, поля там лучше, конечно. Однако что касается именно уровня игры... Если разница и есть, то она небольшая.

- Приятно слышать. Но, видимо, поля за время жизни в России вас больше всего огорчали? Или все-таки пробки?

– Пробки... К ним невозможно привыкнуть – это нечто. Но в футбольном плане, конечно, самое неприятное – это поля. Хотя и с ними в последние годы ситуация заметно улучшилась.

- А вот с договорными матчами, похоже, не слишком. Понимаю, вопрос неприятный, но вы когда-нибудь сталкивались с ними в России?

– Нет. Но, конечно, много раз слышал, как об этом говорят, слухи вечно какие-то ходят.... Это неприятно, ясное дело. Но что поделаешь... Бороться с этим должны другие люди. РФС, РФПЛ...

- В общем, «Спартак» в договорных матчах не участвует?

– Да кто вообще может предложить «Спартаку» продать игру? Только сумасшедший человек.

- Но вас не удручает, что раз о «договорняках» так много говорят, они все-таки действительно существуют?

– Ну да, дыма без огня не бывает... Но мне тяжело судить. Повторюсь, со мной, к счастью, такого никогда не случалось. Ни в Италии, ни в России.

«В бутсах Мальдини»

- Раз уж теперь вы будете играть в новых бутсах, не могу не спросить: вам действительно больше всего нравятся именно кожаные бутсы?

– Да. Просто, когда я только начинал играть в футбол, не было такого огромного выбора бутс. Это сейчас, например, форварды предпочитают как можно более легкие бутсы. Для защитника они не очень подходят. Потому я и привык к кожаным бутсам. Это футбольная классика.

- Вы храните свои первые бутсы?

– Нет, но отлично их помню. Ткань и резина – что про них еще можно сказать. Разумеется, какой-то чешской марки, тогда я даже не думал про всякие иностранные фирмы и технологичные материалы.

- И вы действительно считаете, что новые бутсы улучшат уровень вашей игры?

– Конечно. Я очень доволен новой разработкой Nike. Главное, что эти бутсы очень прочные. Что исключительно важно для защитника. Плюс они достаточно легкие – в общем, все идеально.

- Вам известно, что сам Паоло Мальдини предпочитает такие бутсы?

– Нет, для меня это новость. Что ж, я очень рад (смеется).

Эпилог

- Мартин, вы в «Спартаке» уже 5 лет. Скажите, это самая сильная команда за все эти годы?

– Пока об этом тяжело судить. Все-таки чемпионат сейчас в самом разгаре. Но если брать именно силу футболистов, то это так. При мне в «Спартаке» никогда не было такого прекрасного подбора футболистов. Считаю, в этом нам вообще нет равных в чемпионате. У «Спартака» самый сильный состав в премьер-лиге. И это надо использовать.

- Леонид Федун после победы над ЦСКА назвал нынешний «Спартак» командой-мечтой. Как называет «Спартак» Мартин Йиранек?

– Мартин Йиранек согласен с Леонидом Федуном. Наш владелец близок к правде. На данный мы очень неплохо играем. И, что даже важнее, у нас отличный коллектив. Потому теперь нам нужно делать лишь одно – продолжать в том же духе.

- Не секрет, что вы очень любите татуировки. Может, когда-нибудь сделаете тату в виде спартаковского ромбика?

– Честно говоря, я про это уже думал. И, скорее всего, если «Спартак» в этом году выиграет чемпионат – то я сделаю себе такую татуировку.

- Хорошо, запомним. И напоследок о глобальном: в одном из интервью вы сказали, что были бы рады завершить карьеру в «Спартаке». Скажите, это просто политкорректность или вы искренне говорили?

– Абсолютно искренне. Естественно, вешать бутсы на гвоздь сейчас я не собираюсь. Но через несколько лет это вполне возможно. А в «Спартаке» меня все устраивает, я очень доволен. И за пять лет я ни разу не думал перейти в другую команду.

Я ни капельки не жалею, что пару-тройку лет назад не перебрался в какой-нибудь клуб из Англии, Испании или Италии. Тем более, как я уже говорил, я не чувствую особой разницы между серией A и российской премьер-лигой. К тому же мы постоянно боремся за чемпионство, играем в еврокубках – это намного лучше, чем выступать за среднюю команду из так называемого «топ-чемпионата». Наконец, «Спартак» – большой европейский клуб. Он известен не только в России, но и по всему миру.

Источник: http://www.sports.ru

Комментарии:

spartach-nn
Молодца!!! Я тож хочу )))
Ответить 9 августа 2009 в 10:52
боксер
красава!!!
Ответить 7 августа 2009 в 15:56
инструктор
вторая звезда! ждём!!!!
Ответить 6 августа 2009 в 23:53
инструктор
спасибо Мартин!!!
Ответить 6 августа 2009 в 23:52