«Инвестиции в состав показывают уровень наших амбиций». Пресс-конференция руководства «Спартака»
Во вторник, 4 марта, на стадионе «Лукойл Арена» руководство «Спартака» встретилось с журналистами, чтобы ответить на все самые актуальные вопросы о жизни красно-белого клуба.
Генеральный директор Олег Малышев и спортивный директор Франсис Кахигао рассказали, куда движется «Спартак».
Кахигао: «На трансферном рынке было тяжело — некоторые страны и лиги не хотели сотрудничать»
— Хотелось бы извиниться, что не говорю по-русски, — начал пресс-конференцию спортивный директор «Спартака» Франсис Кахигао. — Я пытаюсь улучшать этот компонент. Надеюсь, что в течение нескольких месяцев смогу заговорить на новом языке, хотя бы несколько слов, фразы. Хотя бы начну понимать по-русски.
— Как вы оцените зимнюю трансферную кампанию? Все ли задуманное удалось реализовать?
Малышев: — Бессмысленно выставлять оценки до того, как игроки интегрировались в команду и сыграли несколько матчей. Работа была проведена большая, а ее результаты вы увидите на поле.
Кахигао: — Сложно оценить трансферную кампанию. Контракты заключаются на 3−4 года, так что только со временем можно оценить, как эффективно футболист выступает за клуб. Хотел бы сказать, что зимнее трансферное окно было сложным. Никогда не работал в условиях санкций и политической ситуации, которая всем известна. Это непросто. Какие-то страны, лиги не хотели сотрудничать. Некоторые футболисты сомневались в переходе. Мы подписали футболистов, которые, на наш взгляд, улучшат нашу команду. При оценке потенциального новичка нужно учитывать два момента: сделает ли человек команду сильнее, добавит ли что-то новое.
— Спортивный директор — довольно расстрельная должность в «Спартаке», они часто меняются. Почему болельщики должны верить вам? Чем вы лучше других, предыдущих?
Кахигао: — Не люблю говорить о себе в сравнении с другими, что я чем-то лучше. Такие сравнения никуда не приводят. Конечно, есть какие-то моменты — например, опыт, который могу привнести. Я работал тренером, спортивным директором, трудился в топовых лигах. После завершения профессиональной карьеры работал в разных клубах, есть опыт работы в сборной. Так что видел футбол с разных углов.
Все это помогает мне справляться с различными ситуациями. Трансферы — это 10 процентов работы во время сезона. Есть много задач, которые решаются за кулисами. Например, над структурой, ее созданием. Надеюсь, что смогу привнести опыт, чтобы помочь «Спартаку» расти.
— С какими трудностями вы столкнулись во время зимнего трансферного окна?
Кахигао: — Всегда есть сложности, неважно, где ты работаешь. О многих из них я рассказал. Конечно, есть санкции. Некоторые страны не хотят работать с Россией. Есть сложности не только с футболистами, которые могли бы перейти к нам. Я приехал перед открытием зимнего трансферного окна, хотя уже определенные наработки были. Когда я стал изучать ситуацию, было важно понять несколько моментов. Первое — может ли игрок приехать. Второе — хочет ли, учитывая политические конфликты. Третье — можно ли произвести банковский перевод за игрока. Есть много проблем, которые никто не видит. Важно убедить футболиста, затем согласовать финансовые условия между двумя сторонами. Это тоже бывает непросто. Вопрос адаптации немаловажен.
— Предыдущий спортивный директор «Спартака» Томаш Амарал говорил, что у «Спартака» сильнейший состав в России. Вы с ним согласны?
Кахигао: — У него было много времени, чтобы оценить игроков команды. Я только приехал сюда, пока не готов давать оценки. Но те, кто играют сегодня за «Спартак», — лучшие для нас.

Кахигао: «Даже на 0,001 процента не интересно, как работает «Зенит» на рынке»
— «Спартак» потратил существенную сумму зимой. Какая цель стоит перед командой сегодня? Озвучена ли она вам советом директоров и вами — команде?
Малышев: — Сумму уточнять не буду, но действительно в состав были сделаны большие инвестиции, которые показывают наши амбиции. Мы хотим биться за высокие места. Что касается чемпионства, то мы до последнего будем биться за самое высокое место. Не надо после каждого поражения впадать в депрессию. Равно как и после каждой победы кричать, что мы чемпионы.
— Вы не погружались в российский рынок и не рассматриваете усиление в РПЛ среди игроков с российским паспортом?
Кахигао: — Мы работаем с бюджетом. Его формируют владельцы, совет директоров. Мы подписали россиянина Помазуна. Из трех приобретений один — русский. Конечно, мы оцениваем российский рынок. Честно, у меня не было столько времени, чтобы быть максимально эффективным касательно российского рынка. Помазун — отличное приобретение для команды. Мы руководствовались потребностями команды. Только время покажет, была ли инвестиция хорошей.
— Разные мнения о трансфере Ливая Гарсии, самого дорогого новичка «Спартака» в истории. Можете объяснить логику перехода?
Кахигао: — У каждого есть свое мнение, это нормально. Важно оценивать игрока с профессиональной точки зрения. Речь идет не о том, нравится спортивному директору футболист или нет, важны потребности клуба. Ушли Виллиан Жозе и Шамар Николсон. Нам нужна была мощь в атаке. Ливай привнесет скорость, силу, мощь. Плюс требовалась вариативность в атаке. Думаем, что Солари и Гарсия в этом смысле — хорошие приобретения. Гарсия — форвард, но он также играл справа и слева. Может быть, даже не вингер, а где-то посередине. Да, ему 27 лет, но думаю, что это очень хороший футбольный возраст. Конечно, в плане перепродажи это хуже, чем если бы игроку был 21 год или 19 лет. Но мы не говорим о том, что футболист будет полезен на дистанции 3 месяцев. Мы ориентируемся на несколько лет. Будет видно, оправданна ли сумма, которая была заплачена.
Мы живем в таких условиях, где стоимость игроков абсолютно сумасшедшая, цены сейчас выше, а сделки осуществлять сложнее с финансовой точки зрения. Возможно, футболист, который стоил 500 тысяч, сейчас стоит 1,5−2 миллиона. Все дорожает. В супермаркетах цены тоже выше, чем были год назад. Иногда ты платишь больше, выбираешь, покупать или нет. Футбол, в целом, отражает нашу жизнь.
— Сколько переплатили за Ливая Гарсию?
Кахигао: — Я согласен, что мы переплачиваем за футболистов. Все переплачивают за них. До этого у меня был опыт на предыдущих местах работы. Я приводил молодых футболистов, у которых есть возможность для перепродажи. Я сторонник такого подхода.
— Рассматривали ли вы усиление позиции «восьмерки»?
Кахигао: — Рынок определяет то, что мы можем или не можем делать. Нас устраивает текущий состав. Очень много прекрасных футболистов — Умяров и Мартинс привносят много полезных качеств. Барко оказывает большое влияние, Пруцев, Зобнин, есть много хороших футболистов в полузащите. Но я никогда не говорю об игроках других команд. Это проявление неуважения. Говорю только о футболистах «Спартака».
— В чем причина того, что и «Спартак», и «Зенит» зимой, по информации СМИ, боролись за одних и тех же игроков?
Кахигао: — Я вообще без понятия, кого пытался подписать «Зенит» этой зимой. Их трансферные приоритеты — это их дело, наши — мое. Мне даже на 0,001% не интересно, как работает «Зенит» на трансферном рынке.
— «Спартак», равно как и «Зенит», много средств потратил в течение зимнего трансферного окна. Можно ли сказать, что вы запустили гонку вооружений и приняли вызов?
Малышев: — Перед нами задача сделать команду конкурентоспособной. Идентифицировали области, где она требует усиления.

Кахигао: «Крайние защитники? Их у нас четыре»
— Как клуб взаимодействует с Павлом Андреевым, насколько успешно это сотрудничество?
Малышев: — У нас нормальные отношения со многими агентствами. В команде есть и игроки Павла Андреева, и других агентов. В вертикали клуба много игроков Андреева, это правда. Мы сотрудничаем с ним и надеемся на то, что в будущем это даст результат.
Кахигао: — Не общался с Павлом Андреевым. Лично не знаком, у него есть игроки в нашей команде. Мы пытаемся сохранять хорошие отношения со всеми, но интересы клуба для нас в приоритете. Что касается академии, я здесь чуть больше шести недель: было много работы, физически трудно успеть все. Концентрировались прежде всего на нашей команде: трансферы, знакомство со структурой, клубом. Плюс сам смотрел много матчей и в Турции. Твердо уверен, что клуб может и должен находить резервы изнутри. В будущем мне бы хотелось, чтобы молодежь, лучшие футболисты, воспитывались в нашей академии. Важно смотреть на внутренние резервы, а не искать где-то в стороне.
— У вас контракт на 2,5 года. В чем заключается ваша работа?
Кахигао: — Да, это так. Контракт рассчитан на 2,5 года. Работа с первой командой — задачи на трансферном рынке, продление и непродление контрактов, развитие клуба, «Спартак-2», академия и так далее.
Для меня также важно развитие футболистов. Кое-что наработали, увидели. Будем усиливать департамент и развивать таланты внутри клуба. Эта работа будет вестись совместно с тренерами и штабом всех команд. Все, что касается технической стороны клуба, — моя зона ответственности. Мы работаем в команде. Важно сделать так, чтобы в клубе трудились правильные люди и максимально эффективно.
— Согласны с тем, что главная проблема «Спартака» сегодня — позиция крайнего защитника? Почему не искали усиления именно сюда?
Кахигао: — Как я уже говорил, каждый волен иметь свое мнение по любому вопросу. И это как раз мнение, которое я уважаю, как и любое другое. Мы не искали усиления позиции крайнего защитника прошедшей зимой, поскольку у нас есть четыре крайних защитника. Плюс команда только что одержала седьмую победу подряд. Критику можно воспринимать или нет, можно реагировать или нет. Но мы довольны игроками, имеющимися в нашем распоряжении.
— Топ-клубы максимально упакованы легионерами. Не кажется ли вам, что те, кто дают деньги на легионеров — crazy russians (перевод с англ. — сумасшедшие русские)?
Кахигао: — Не до конца понимаю, что это значит (улыбается). Много встречал в своей жизни crazy испанцев. Я же могу только выполнять свою работу и оценивать наши возможности. Да, рынок перегрет, цены завышены, мы исходим из наших потребностей. Если посмотрите на Германию, Францию, Португалию, Англию и другие рынки, там то же самое. Всем непросто.
— Стоит ли летом ожидать перспективных молодых футболистов в команде?
Кахигао: — Я бы сказал, что клубу всегда нужно быть готовым к привлечению молодых талантов. Важно иметь ступенчатую систему. Сначала развивать, далее найти место в команде. Кто-то сразу готов играть, кто-то нет. Важно и правильно отдавать в аренду. Очень хочу работать в этом направлении, развивать его.
— Вы говорите о развитии молодых игроков, но отпустили Пономарчука в ЦСКА.
Кахигао: — В декабре я работал над трансферной кампанией «Галатасарая». Не участвовал в этом переходе. В «Спартаке» было много процессов. Конкретно в этом случае не принимал участия.
Малышев: — Это решение было принято до Кахигао по ряду причин. Рассчитываем, что его опыт поможет и постепенно выстроит процесс.

Малышев: «Готовы к аудитам от УЕФА»
— Был ли этой зимой интерес к Угальде со стороны других клубов?
Малышев: — Манфред хорошо проявил себя в первой части сезона. Позиция нападающего достаточно дефицитная. Думаю, его качества могли заинтересовать скаутов других клубов. Но переговоров по нему не велось, конкретных предложений не было. К тому же, у него достаточно длительный контракт. Относительно его дальнейшей карьеры — будет видно по итогам сезона.
— У «Спартака» более 20 человек в составе. Насколько это проблемно для бюджета? Ведь когда российские клубы вернут в УЕФА, нужно будет соответствовать финансовому фэйр-плей.
Малышев: — Для нас приоритет номер один — это конкурентоспособный состав. Но и за финансами мы следим. За последние 1,5 года была проведена большая работа по повышению логичности и эффективности зарплатной ведомости. Мы проходим ежегодные проверки и аудиты РФС, готовимся к соответствующим аудитам УЕФА. Контролируем все эти вопросы.
— Как оцените работу главного тренера Деяна Станковича?
Кахигао: — У нас хороший тренер, который отлично справляется с работой. Нужна хорошая команда на сезон. К счастью, у нас не было серьезных травм. Нужно отдать должное медицинскому департаменту. Но на протяжении сезона нужны альтернативы. Как в атаке, так и в защите. Что касается сплоченности коллектива, Деян блестяще справляется.
— Правда ли, что «Спартак» вышел из переговоров по одному футболисту, чтобы не портить отношения с «Зенитом»?
Кахигао: — Не могу говорить о внутренних моментах, особенно если не принимал в них участие. Согласовывать что-то с другими клубами — это для меня новость.
Малышев: — В течение этого и предыдущего трансферного окна на нашей стороне приходилось говорить «нет» в каких-то переговорах. Это естественный процесс, потому что порой предлагаются неприемлемые условия по самым разным аспектам. И в это окно мы вели переговоры не по трем игрокам, а по гораздо большему количеству. Иногда приходилось говорить «нет», чтобы соответствовать своим задачам и целям. Но мы не останавливались из-за отношений с каким-то клубом.
— Есть ли у «Спартака» козыри, чтобы обойти «Зенит» и стать чемпионом? Можете сравнить составы?
Кахигао: — Как я уже ранее говорил, не люблю сравнивать команды. Нам нужно концентрироваться на себе. Если ты хочешь конкурировать за титул, важно хорошо играть. Конечно, легко говорить, но надо делать так, чтобы футболисты показывали максимум. Если взять большое количество матчей, всегда все будет сводиться к тому, чтобы хорошо играть.
Малышев: — Прибавляется посещаемость, на следующем матче с «Зенитом» ожидаем солд-аут. Футболисты и тренеры говорят о важности поддержки на стадионе. Призываю всех наших болельщиков делом, а не только словом поддержать команду.
— Вы упомянули про возможный солд-аут на матче с «Зенитом», но это вряд ли будут бывшие активные фанаты. Ведете ли вы переговоры с активом об их возможном возвращении?
Малышев: — Мне сложно оценить, кто собирается приходить, а кто нет. Есть реалии сегодняшнего дня, связанные с Fan ID и правилами посещения стадиона. Мы открыли трибуну «Б», потому что хотим заполнять стадион. Ждем всех, а кто придет — увидим. Мы рады всем болельщикам.
— Вы встречались с Валерием Карпиным. Как это было?
Кахигао: — Я давно знаком с Карпиным. У него очень хороший испанский. Разговаривали в общем о футболе, а также о некоторых футболистах «Спартака». Конечно, не буду раскрывать детали. Отмечу, что Карпин — интересная и влиятельная личность для российского футбола.
— В зимнее окно команду покинули Жозе и Николсон. Насколько сложно было провести сделки?
Кахигао: — Если мы посмотрим на футболистов, которые ушли, все зависит от игровых минут. Сложно продать футболистов, если они не играют. Если посмотрим на коэффициент игрового времени ушедших футболистов, то он очень низкий. Зарплата тоже имеет значение. Желаем им успеха в футбольном пути и благодарим за то, что они сделали для клуба. Важно находить альтернативы, тех, кто будут играть больше.

Комментарии: