Кристофер Мартинс: «Почему не сбежал в 2022-м? Если спешить, можно было совершить бездумный поступок»

Спорт-Экспресс 16 0 Автор: Артем Калинин - 8 февраля 2024
Интервью футболиста «Спартака» и сборной Люксембурга.

Люксембургский полузащитник Кристофер Мартинс перешел в московский «Спартак» два года назад. В интервью «СЭ» на сборе красно-белых в Дубае он оценил первую часть сезона, вспомнил, как в последнее время менялись команда и клуб, поделился мыслями относительно лучшего в истории сборной Люксембурга отборочного турнира Евро и рассказал, что ему нравится в московской жизни.

«В марте хотим снова победить «Зенит»

— Первую часть сезона «Спартак» завершил на пятом месте. Как оценишь такой результат?

— Это не то, чего мы хотели, разумеется, но сезон еще не окончен. Сейчас у нас есть время, чтобы на сборах как следует подготовиться и провести вторую часть сезона намного лучше.

— Гендиректор «Спартака» Олег Малышев в недавнем интервью заявил, что красно-белые не могут занимать пятые места. Согласен?

— Конечно! Если ты играешь за «Спартак», твоя главная задача — выигрывать в каждом матче. Нужно работать, чтобы вернуться на то место, которое наш клуб заслуживает.

— «Спартак» начал чемпионат с трех побед. Что случилось потом?

— Был сложный момент после того первого поражения. Думаю, нам надо продолжать работать, чтобы быть на одинаково хорошем уровне, быть голодными до побед, а также выигрывать в каждом матче.

— Ты анализировал, что случилось после матча в Екатеринбурге? Почему после поражения от «Урала» «Спартак» начало лихорадить?

— Если бы я знал причину, то просто сказал бы об этом тренеру, и мы бы все изменили. Обидно за игру с «Уралом». Думаю, назвал бы ее худшей в первой части сезона. Но главное — учиться. Делать выводы из поражений и не допускать повторения ошибок в будущем.

— Прямо из Дубая «Спартак» полетит на игру с «Зенитом» в РПЛ. Уже думал об этом матче?

— Еще рано говорить о нем. Все мысли о том, чтобы подготовиться ко второй части сезона как физически, так и тактически.

— «Спартак» не выигрывает у «Зенита» в РПЛ более шести лет. За счет чего вы сможете прервать эту тенденцию?

— Если мы будем едины, если каждый футболист команды выложится на все сто процентов, если нам будет сопутствовать удача, мы сможем прервать эту серию. Мы победили в кубковом матче в прошлом сезоне и хотим победить снова в марте.

— Что ты помнишь из майской игры против «Зенита», которая стала для соперника чемпионской?

— Только то, что они забили на последних минутах.

— И ни одного спорного судейского решения? Момент с Бальде в штрафной «Зенита», второй гол, забитый после фола на Зобнине, пенальти на тебе, который был назначен лишь после вмешательства ВАР…

— Судьи часто принимают сложные решения, но я уверен на сто процентов, что они, как и игроки, выкладываются в таких больших матчах на полную. И никому не помогают.

— Но в СМИ почти после каждой такой игры обсуждают судейские решения.

— Это игры медиа. Повторюсь, как и мы, судьи пытаются выполнять свою работу наилучшим образом. Иногда мы совершаем ошибки, но и они тоже могут ошибиться. Это игра. Нельзя говорить, что арбитр на одной или на другой стороне. Каждый делает свою работу. Футболисты играют, арбитры судят, СМИ пишут об игре и судействе.

— После двух лет в «Спартаке» что для тебя матчи против «Зенита»?

— Это большие игры. Ты чувствуешь это в процессе подготовки к ним, понимаешь, какое это соперничество. Разница очевидна. Когда играешь против «Зенита» или выходишь на поле в московском дерби, это все ощущается по-другому. Особенные игры.

«Никогда не видел наш стадион полным»

— Активные фанаты «Спартака» не посещают матчи команды. Сильно их не хватает?

— С момента моего прихода в команду я никогда не видел наш стадион полным… Ребята, что играют здесь дольше, рассказывали, что это невероятно круто. Однажды я прочувствовал подобные эмоции — в Лужниках на финале Кубка России. Это было какое-то сумасшествие! Думаю, на данный момент это самая эмоциональная игра в моей карьере. Почти весь стадион был в наших цветах и поддерживал «Спартак». Надеюсь когда-нибудь увидеть такое же и на арене в Тушине.

— Лука Каттани после подписания контракта представил тебя как «опорнособаку». Но, кажется, ты больше тяготеешь к атаке?

— Зависит от того, что требует тренер. При Абаскале я скорее играю «восьмерку», я более свободен в центре поля. Но иногда тренер просит быть «шестеркой». Такое было в «Янг Бойз», так я играю в сборной Люксембурга. Сейчас наша система в «Спартаке» более динамичная: у нас больше движения, мы меняемся позициями, поэтому я чаще иду вперед. Но я могу играть на любой позиции.

— Даже сыграть нападающего?

— Ну уж нет. Это слишком, но всегда надо учиться играть на любой позиции.

— Ты приехал в «Спартак» зимой в аренду, потом клуб тебя выкупил. А потом ушли сперва главный тренер, а потом и спортивный директор.

— Да, это так. Сначала все было хорошо, а потом… А потом неожиданно.

— Как узнавал обо всех изменениях?

— Мы были в отпуске, когда ушел Ваноли. Он что-то написал в командном чате — и все. Не помню уже. Главное, что Каттани еще оставался в клубе. Он быстро нашел замену тренеру, пригласив Абаскаля. Это помогло команде оставаться спокойной. Но потом и Лука тоже ушел. Самое важное, что нас передали в хорошие руки.

— Как это произошло?

— Мы все были в Москве, начинался новый сезон. Лука со всеми встречался, всем объяснил ситуацию. Это был очень грустный момент, но тогда каждый проявил понимание и уважение. У него своя карьера, своя история.

— На этом изменения не закончились. Сначала у клуба сменился владелец, а потом — гендиректор. Как ты чувствовал себя в ту пору?

— Для футболистов было хорошо, что в это время не менялся еще и тренер. Мы работали с Гильермо и были сосредоточены на том, что происходит на поле. Повлиять на остальное мы не могли, а клуб не влиял на тренировочный процесс. Мы были сконцентрированы на победах — на том, чтобы выполнять свою работу.

— Было ли у тебя когда-нибудь что-то подобное в карьере?

— Не сказать, что я много где поиграл, но такое у меня впервые. Тем не менее все прошло спокойно.

— Каким тебе запомнился Леонид Федун?

— Не так часто с ним виделся. Когда я прилетел в Дубай, только перейдя в «Спартак», они вместе с женой встретили меня, поприветствовали. Мистер Федун сделал все, чтобы я чувствовал себя в команде комфортно, за что ему большое спасибо.

«Убедил маму, что в Москве я в безопасности»

— Ты приехал в «Спартак» январе 2022 года. В феврале началась СВО, и многие легионеры буквально сбежали из России. Почему ты решил остаться?

— Если поспешить, можно совершить бездумный поступок, принять непродуманное решение. Я никуда не торопился, был спокоен. Клуб постоянно разговаривал с нами и объяснял, что мы в безопасности. Для меня это было самым главным. Даже несмотря на всю эту ситуацию, я чувствовал и чувствую себя в Москве комфортно и безопасно. Поэтому решил остаться и продолжить заниматься любимым делом.

— Общался ли ты на этот счет с уехавшими ребятами: Кралом, Ларссоном, Айртоном?

— Да, мы встречались как группами, так и всей командой. У всех есть семьи, и важно было знать, будут ли в безопасности также наши родственники. Мы разговаривали и с Алексом, и с Джорданом. Повторюсь, я не ощущал никакой опасности. А потом мы закончили сезон, выиграв Кубок России. Я до сих пор здесь, и я счастлив!

— Что ты чувствуешь, прожив два года в Москве?

— Это прекрасно! Всегда говорю своим родным, живущим в Люксембурге, что Москва стала для меня большим сюрпризом. Чувствую себя здесь хорошо, надеюсь, так и будет.

— С кем из покинувших команду в 2022 году ребят ты до сих пор на связи?

— Часто общаюсь с Саму Жиго, Макси Кофрие, Шамаром. Иногда переписываемся с Ларссоном. Спрашиваем друг у друга, как дела. Здорово знать, что у них все хорошо, что они играют за свои клубы.

— Часто общался тогда с родными из Люксембурга?

— Почти каждый день. Но я всегда общаюсь с близкими довольно часто. Когда все началось, конечно, мама была немного обеспокоена. Но я убедил ее, что все хорошо. Сейчас она уже не беспокоится, потому что знает: я в безопасности и чувствую себя комфортно.

— Российские клубы и сборные из-за санкций УЕФА не выступают в еврокубках. Для тебя это проблема?

— Я поиграл и в Лиге чемпионов, и в Лиге Европы. Конечно, когда я только приходил в «Спартак», для меня это было одним из мотивационных моментов. Но ни я, ни клуб изменить текущую ситуацию не можем. Поэтому надо продолжать работать и надеяться, что нас как можно скорее вернут в международные соревнования.

«Выход на Евро стал бы историческим достижением для Люксембурга»

— Согласен ли ты с главным тренером сборной России Валерием Карпиным, недавно призвавшим молодых российских игроков уезжать в Европу, чтобы развиваться?

— Сложно ответить. На самом деле, это может быть полезно для них, если, выступая за европейские клубы, они получат возможность участвовать в Лиге чемпионов и Лиге Европы.

— Карпин подвергся критике после этих слов…

— Принимая и изучая культуру другой страны, ты можешь привнести что-то новое в свою игру. Всегда хорошо быть открытым и принимать лучшие решения.

— В России не так много футболистов европейских сборных. Ты же вице-капитан команды Люксембурга. Не было проблем с вызовом в сборную из-за выступлений в России?

— В какой стране играть — мое дело и мое решение. Никто не указывает мне, как поступать. Тренеру сборной нужны мои игровые качества. Если у меня все хорошо в «Спартаке», РПЛ — сильная лига, а я в хорошей форме и готов играть, то почему нет? Никогда не было никакого негатива от тренеров.

— А от близких на родине?

— У меня довольно маленький круг общения: семья и друзья знают, кто я. Они понимаю, что, если я счастлив здесь, это неспроста. Это значит, что я в безопасности и наслаждаюсь временем в «Спартаке». Все хорошо!

— Сборная Люксембурга провела фантастический отбор на Евро-2024. В чем ваш секрет?

— Это был длительный процесс, начавшийся еще десять лет назад: тренер внедрил в команду молодежь, чтобы они уже получали опыт перед переходом в другие европейские лиги. Сейчас у нас команда хорошего уровня. Все знают тренера, а тренер знает каждого игрока. Футболисты ответственно подходят к делу. Думаю, поэтому у нас многое получалось. Но нам предстоит еще много работы, чтобы играть на высоком уровне, отбираться на соревнования. Мне нравится видеть, как мы все вместе играем за Люксембург, получаем удовольствие, побеждаем, а это самое главное.

— Еще лет 10−15 назад над сборными Сан-Марино, Андорры, Люксембурга, Лихтенштейна смеялись. Теперь все, кроме первой, конкурентоспособны.

— Футбол эволюционирует. Из каждой страны игроки уезжают в более сильные чемпионаты. Это повышает уровень их мастерства и уровень сборной.

— В марте у тебя плей-офф Лиги наций со сборной. Матчи, возможно, даже более важные, чем игры с «Зенитом» и ЦСКА в чемпионате.

— Тут дело не в том, что важнее. Разумеется, игры за сборную важны для меня, но в равной степени с играми за «Спартак». Да, у нас есть шанс сделать что-то хорошее для Люксембурга, но для этого важно как следует подойти к играм за клуб — быть полностью здоровым и в хорошей форме.

— Что для тебя будет значить возможный выход на Евро-2024?

— Это будет прекрасно! Для Люксембурга это будет историческим достижением. Я буду очень горд.

— Готов ли ты сделать памятную татуировку, если это произойдет?

— Лучше говорить о чем-то таком уже после того, как дело будет сделано. Пока надо наслаждаться моментом и упорно трудиться.

«Уже не помню, сколько десятков матрешек я раздарил»

— Что тебе больше всего нравится и не нравится после двух лет в России?

— Точно больше всего не люблю пробки. А нравится мне свобода жизни! Я действительно чувствую это в Москве. А еще прекрасный сервис. Куда бы ты ни пришел, чувствуешь, что тебя рады видеть.

— Что привозишь близким в подарок из России? Что везешь в Москву в подарок друзьям?

— Из России я привожу в Люксембург и на Кабо-Верде легендарные матрешки! Я уже не помню, сколько десятков их раздарил, ха-ха. А люди все просят и просят… В Россию же обычно привожу каучуковые браслеты-обереги с Кабо-Верде. Дарю ребятам, если просят.

— Как проводишь свободное время?

— Зависит от настроения. Иногда после тренировок хочется остаться дома, а иногда — пойти на шопинг или в ресторан. Люблю гулять в московских парках.

— Видел фото твоей речной прогулки.

— Ох да! Летом в Москве просто шикарно! А еще обожаю кататься по городу на электросамокате.

— В метро не спускался?

— Ни разу. У меня есть водитель. Знаю, что метро в Москве очень красивое. Наверное, мне стоит попробовать проехать на метро.

— Клубной пресс-службе ты рассказывал, что не нанимал репетитора, а учишь русский язык самостоятельно.

— Да, с самого первого дня я постоянно спрашивал, как будет звучать то или иное слово. Сперва простейшие. Сейчас уже узнаю про более сложные слова. И тренеры, и партнеры по команде стараются мне помочь и объяснить. Но, думаю, если я захочу хорошо говорить по-русски, придется нанять репетитора.

— Сколько языков ты знаешь?

— Я говорю на португальском, креольском (на нем говорят в Кабо-Верде), французском, немецком, люксембургском и английском. Получается шесть, а с русским, надеюсь, будет семь.

— Испанский?

— Я его понимаю. Разговаривать все-таки намного сложнее.

«Раза три был на рыбалке, пока еще не поймал ни одной рыбы»

— Видел, что во время отпуска ты съездил в США и на Кабо-Верде. Где еще побывал?

— Дома в Люксембурге. Был в этих трех странах с друзьями, с семьей. Осталось очень много хороших воспоминаний. Мне все очень понравилось.

— В Майами ты был на футболе, баскетболе, где еще?

— Я посетил парк крокодилов, пляжные клубы. Это хороший опыт, чтобы увидеть, как люди живут там, что у них там есть. Атмосфера на стадионах тоже классная.

— Ты ходил на хоккей в Москве. А почему не посетил матч НХЛ в США?

— Не было такой возможности. Я еще и на баскетбол в Москве ходил. Атмосфера гораздо круче, чем на матчах НБА. В Америке ты чувствуешь, словно вокруг тебя такие же туристы, как и ты. Эмоции проявляются в редкие моменты. А в Москве настоящие болельщики, которые поддерживают команду всю игру. Хоккей тоже невероятный! Все фанаты кричат, поют. Обожаю такую атмосферу. Это дает адреналин! В США подобное встречал только на матчах по американскому футболу — там тоже болельщики всю игру гонят команды вперед.

— Видел, что ты также ездил в России на рыбалку.

— Да, это было командное мероприятие. Вообще, мы уже раза два-три собирались с ребятами порыбачить. Возможно, в последний раз перед этим я брал в руку удочку, когда учился в школе и приезжал в Кабо-Верде на каникулы. В России открыл для себя это занятие заново. Но, если честно, как ни старался, я пока еще не поймал ни одной рыбы, ха-ха.

— Расстроен?

— Да нет, конечно. Рыбалка — это классно! Вся команда собирается вместе, все шутят, улыбаются, хорошо проводят время. Конечно, когда видишь, что кто-то вытаскивает рыбу, тоже хочется поймать одну. Но пока не везет. Однако это очень хорошее мероприятие для команды.

— В России многие ездят на рыбалку, чтобы выпивать.

— Ой, нет. Это точно не про меня. Знаю, что в России пьют водку. Но мне она не нравится — не нравится вкус. Могу выпить пива, если у меня выходной. А на рыбалке — разве что что-нибудь съесть, а не выпивать.

— На хоккей ты сходил, на рыбалку тоже. А в бане парился?

— Да! В первый же день, когда мы вернулись со сборов из Дубая два года назад, мы с ребятами из команды отдыхали в бане

— Как бы ты описал Россию в трех словах?

— Первое — это «Спартак», потому что играть в футбол здесь для меня наслаждение. Второе — это сюрприз, удивление… В хорошем смысле я был поражен тем, что вижу вокруг себя, приехав в Россию. И третье — это люди. В России я познакомился с множеством потрясающих людей.

Источник: https://www.sport-express.ru

Комментарии: