Точные перемены от Абаскаля, кураж Соболева, бездарность «Локо». Рабинер — о победе «Спартака» в дерби
Новости об Эшуорте и Бальде до игры ухудшили и так неважный фон вокруг «Спартака». И все же он оставался фаворитом
Возможно, пройдет время, и мы поймем, что это был важнейший матч для Гильермо Абаскаля в сезоне. Или даже в спартаковской карьере. Потому что это — «Спартак», и это — два поражения в двух предыдущих турах и три — в четырех. А еще это — новое, формально безымянное пока руководство клуба, которое испанца не назначало. Что всегда — ситуация скользкая…
Особенно на фоне новостей о вероятном приходе Пола Эшуорта на должность спортивного директора, что не сулит ничего хорошего ни Абаскалю, ни клубу. Это имя практически рассосалось из моей памяти, в которой данный персонаж значился как один из многочисленных футбольных Остапов Бендеров, причем невысокого полета. И вдруг ход конем: Эшуорт станет спортдиром «Спартака»! Вы серьезно?!
Если новое руководство «Спартака», до сих пор официально не объявленное, и впрямь начнет с такого, скоро все реально заскучают по Леониду Федуну, что еще вчера казалось немыслимым.
Спортивный директор — функция в клубе наиважнейшая, и для того, чтобы принимать такие решения, как его назначение, высокий руководитель должен либо сам обладать должной квалификацией, либо заказывать дорогой консалтинг.
О по-настоящему футбольных людях среди новых спартаковских начальников слышать не доводилось, о том, чтобы они нанимали серьезных консультантов, — тоже. По какому принципу они выбрали (если выбрали) Эшуорта? Под руку кому-то важному подвернулся и понравился? Был общителен и любезен? Умеет интересно и с умным видом говорить о футболе? Есть версия, причем из серьезных источников, что некоторое время назад Эшуорт переводил переговоры с арабской City Group о покупке «Спартака» и кому-то из верхов «Лукойла» понравился и запомнился. Но, если так, зачем путать функции переводчика и спортдира?
Вот брат у Эшуорта серьезный, да. В роли «директора по элитному развитию» в Футбольной ассоциации Англии разработал стратегический план развития молодых игроков «ДНК Англии» (и посмотрите, сколько там сейчас классной молодежи, которая играет в любом топ-клубе, несмотря на самую жесткую конкуренцию в мире). Затем построил «Брайтон», сейчас трудится в «Ньюкасле». Я наводил справки среди спецов — о Дэне Эшуорте отзываются как о топовом спортивном директоре.
Может, новые боссы «Спартака» ошиблись и думают, что нанимают его, а не Пола с сомнительным опытом в «Ростове» 17-летней давности, а также в «Сконто» и «Астане», где о нем были сплошь отрицательные отзывы как об авантюристе? Или считают, что хорошая семья — по-любому в плюс и брат брату, если что, всегда поможет? Хотя чем в нынешних обстоятельствах может помочь брат из АПЛ брату в РПЛ — не слишком понятно. Уж точно не игроками.
Обычно новые начальники заходят с козырей — как Федун (руками Юрия Первака) с Неманьей Видичем, Дмитрием Аленичевым
Еще одной новостью перед «Локомотивом» стала дисквалификация до декабря из-за нарушения правил допинг-контроля Кейта Бальде — час от часу не легче. Даже если игроку в эти месяцы сократят зарплату — на него как на футболиста определенного амплуа все равно же закладывались. Выяснить, что у новичка есть проблемы такого рода, профессионалам было несложно. И уже пошли разговоры, не станет ли Бальде для «Спартака» сенегальским Кокориным.
В общем, информационный фон на неделе для красно-белых был незавидным. О «Локомотиве» в этом смысле все сказал в предматчевом тексте — там дела обстоят вообще чудовищно. «Спартак», даже находясь в скверном по сравнению с началом сезона состоянии, выглядел фаворитом.
Им и оказался.
Артем Ребров, Антон Зиньковский и Гильермо Абаскаль. Фото Александр Федоров, «СЭ»
Все перемены от Абаскаля сработали
Мини-кризис заставил Абаскаля пойти на перемены, искать новые варианты. На Кубок — впервые сыграть в три центральных защитника. Теперь — в три форварда, первый раз выпустив вместе в стартовом составе Александра Соболева и Шамара Николсона. Схема при этом была комбинированная — 4−3-3 при обороне и, скорее, 4−4-2 при атаке с прежним «ромбом» в полузащите, на вершине которого располагался Квинси Промес. 12−1 по ударам в первом тайме — очень четкий показатель того, что происходило на поле.
Соболев просто рвал и метал — как вам, помимо прекрасного гола с разворотом и точнейшим выстрелом из-под Наира Тикнизяна в дальний угол, его пас пяткой с лета на ход Николсону? Мне совершенно непонятно, почему лучшим игроком матча признали Промеса — при всем уважении к Квинси, в этой игре он уступал Александру на голову не только по росту. А все, чем запомнился, — двумя кручеными ударами с острейших углов в концовках таймов, с огромным трудом парированными Даниилом Худяковым.
В этом матче чуть ли не впервые в сезоне очень понравился Наиль Умяров, который стал намного лучше отбирать мячи и куда реже ошибаться. Символично и справедливо, что после неточного паса Марка Мампасси из своей штрафной первый отбор в прессинге у чужой штрафной, который привел к голу, сделал именно он. Мог и сам отличиться, когда здорово бил под перекладину во втором тайме — спас Худяков. Мне показалась странной замена Умярова на Миху Мевлю в концовке игры с переводом Руслана Литвинова в полузащиту — сочетание обороны без особой нужды во избежание хаоса трогать не принято. Но, коль скоро все закончилось благополучно, по факту Абаскаль оказался прав. Возможно, все из-за травмы головы Литвинова, которая не позволяла ему вести много верховых единоборств, неизбежных в центре обороны. Но на поле он был необходим и сам не просил замену — вот и передвинулся в центр поля.
А второй отбор в голевой атаке совершил Данил Пруцев, который чуть позднее отдал голевой пас. Не раз уже говорил, что жду его в стартовом составе и не понимаю недоверия к нему со стороны Абаскаля. В конце концов это произошло — и с конкретным результатом.
В большом порядке был вернувшийся после травмы (даже раньше, чем предполагали) Литвинов. Сколько вижу его в обороне — столько убеждаюсь, что он просто намного сильнее как защитник, чем Никита Чернов. Последний сел на лавку, как и Мачей Рыбус — а как иначе после тотального провала поляка в Ростове? Хотя дело не только в этом, но еще и в Данииле Хлусевиче, который слева в «Спартаке» выглядит намного увереннее, чем справа. Поэтому лучше сажать Рыбуса, а ставить Даниила Денисова — что не уменьшает количество спартаковских проблем на флангах обороны. Можно вспомнить, например, как Денисов на 84-й минуте попробовал совершить «финт Зидана» у бровки на своей половине поля, потерял мяч и едва не привез острую атаку «Локо».
На скамейке из-за перехода на 4−3-3 оказался и Михаил Игнатов — его вытеснил из стартового состава Николсон. Ямаец, долго и разными способами (в том числе через агента) дававший знать о недовольстве сложившимся положением, шансом скорее воспользовался, чем нет, — несмотря на три упущенных момента. Он ни на секунду не давал о себе забыть. Пусть не реализация, но наличие моментов — показатель того, что Шамар был частью работающей игровой модели. А то, что не шло с голами, понять с учетом малой игровой практики можно. Кстати, после замены Николсона на Зиньковского — для «Спартака» хорошо, что Антон вновь в строю, — остроты у красно-белых стало меньше: новичку из «Крыльев», видимо, надо по новой набирать форму.
«Локомотива» до перерыва на поле не было вообще. Я не мог понять, как при всех существующих у красно-зеленых проблемах Циннбауэр может не выпускать в старте Антона Миранчука, с первого матча сезона показывающего приличную форму и чуть ли не единственного, кто способен стабильно отдавать обостряющие пасы.
Антон Миранчук и Георгий Джикия. Фото Александр Федоров, «СЭ»
Все завершилось по делу
Миранчук выйдет сразу после перерыва. На позицию… центрфорварда. Что?!! Немецкий тренер в перерыве заменил Джирано Керка и Франсуа Камано, не найдя ничего лучшего, чем поставить плеймейкера на острие атаки. Неудивительно, что фамилия Миранчука во втором тайме комментаторами практически не называлась. И лишь когда на 73-й минуте на поле вышел Иван Игнатьев, а Миранчук опустился чуть ниже, от него появился толк — ведь это именно 11-й номер тонко начал трехходовку с Марадишвили и Игнатьевым, после которой только Селихов спас «Спартак» от гола.
В целом «Локо» после перерыва, конечно, прибавил — как мне показалось, в первую очередь усилиями капитана Дмитрия Баринова. И все-таки не до такой степени, чтобы перевернуть ход матча. Недаром в концовке красно-белые без паники (хотя и с маленькими футбольными хитростями вроде ставших уже мемом шнурков Артема Реброва) довели игру до победы.
Все завершилось по делу, но «Спартак» должен был выигрывать с гораздо меньшими нервами. Не зря я в перерыве предполагал, что расточительство красно-белых в первом тайме может обернуться для них проблемами. В отрезки огромного преимущества одной команды над другой никто не верит, что по ходу той же игры ситуация может перевернуться. Но это норма для футбола, и пусть спартаковцы скажут спасибо Селихову за первоклассные сейвы после выстрелов Вильсона Изидора и Ивана Игнатьева. Не выиграть при соотношении ударов 21−5 — это был бы номер. Скверный.
Если РЖД и теперь не повыгоняет всех — от Александра Плутника и Томаса Цорна до Йозефа Циннбауэра, — уж и не знаю, что обо всем этом думать. Иначе прямая дорога в первую лигу. После трети чемпионата — 12-е место с одним очком впереди 14-го. При одном из сильнейших составов в стране.
А «Спартаку» своевременные победы в Кубке и чемпионате должны помочь перезагрузиться. И в спокойной, не нервической обстановке провести сбор во время перерыва для национальных команд, чтобы вернуться во внутренние соревнования без рефлексии.
Комментарии: