«Меня хотели закопать живьем». Скандальный переход в «Спартак» из «Зенита», за который Швецова выгнали из комсомола
Сергей Швецов — заметный футболист конца 1970-х и начала 1980-х в СССР. Воспитанник «Торпедо» из «Кутаиси» выступал за «Зенит», забивал за «Спартак» в исторических матчах с «Арсеналом» и «Харлемом», вызывался в сборную, трижды брал бронзу и дважды серебро чемпионата страны. Однако большинству болельщиков все-таки запомнился благодаря скандальному переходу из ленинградского клуба в московский. После того, как Швецов сменил «Зенит» на «Спартак», болельщики из Ленинграда проклинали его, а власти лишили медали и даже исключили из комсомола.
Вспоминаем, как это было.
Как Швецов перешел из «Зенита» в «Спартак»: послушал одноклубника и написал Бескову
В ноябре 1980 года Сергей Швецов и его одноклубники стали настоящими героями Ленинграда. «Зенит» впервые в истории попал в первую тройку чемпионата СССР и взял бронзу.
В том сезоне 20-летний форвард отыграл только 14 матчей и забил лишь 4 гола, однако все равно полюбился болельщикам. В рослом и мощном, но при этом скоростном футболисте они видели будущего ключевого игрока любимого клуба. Казалось, Швецов вместе с десятком других молодых игроков, которых недавно призвал в команду главный тренер Юрий Морозов, образует костяк, способный побороться даже за золото. Но вскоре стало ясно, что надежды болельщиков были напрасны. В следующем году Швецов, как и многие одноклубники, решил оставить «Зенит».
На тот момент Сергей уже давно жил с мыслью о переходе в более сильный клуб. Он ощущал свой потенциал не хуже болельщиков, поэтому хотел поиграть в еврокубках и пробиться в сборную. Идеальным местом для исполнения этих целей был «Спартак».
Туда его звал Константин Бесков еще в 1977-м, когда Швецов гонял за «Торпедо» Кутаиси. И туда же ему советовал перейти старший товарищ по «Зениту» Зинченко.
«В «Зените» я в основном в паре с Анатолием Зинченко играл. Он 49-го года рождения, я — 60-го. Ничего себе разница? Нас в прессе хвалили: знаете, как бывает — сделаешь на копейку, раздуют на рубль. За интервью приходили, Зинченко репортеров ко мне отсылал — у молодого берите. Он-то мне и посоветовал: «Если хочешь вырасти в хорошего футболиста, надо играть в хорошей команде. «Спартак» есть «Спартак». Тренер там выдающийся, в сборную попасть легче. Но смотри сам — ты парень взрослый», — вспоминал Швецов.
В общем, все дороги вели Сергея в «Спартак». Он хорошенько обдумал сложившуюся ситуацию и все-таки решил уйти во «вражеский клуб». В июне 1980-го втайне от «Зенита» написал заявление о переходе в «Спартак» и отдал его Бескову. В декабре, за месяц до ухода, объявил о своем решении клубу. А в январе стал игроком «Спартака».
Жесткая травля Швецова после перехода в «Спартак». Его лишили звания и выгнали из комсомола
Если вы думаете, что трансферы Дзюбы из «Спартака» в «Зенит» и Быстрова в обратном направлении были самыми скандальными в истории нашего футбола, то наверняка не слышали о последствиях перехода Швецова. Уйдя в «Спартак» в 1981-м, он спровоцировал такую огромную волну хейта, которая не снилась ни Артему, ни Владимиру. Сергея стали жестко разносить ленинградские фанаты, журналисты и даже чиновники.
«Когда в декабре в Ленинграде узнали, что я собрался уходить, началась паника, меня живьем хотели закопать. Строилась новая команда, я хорошо провел второй круг, болельщики меня приняли, и я ушел. До меня в «Зените» был нападающий Андрей Редкоус, за «Зенит» он сыграл больше меня, был основным игроком, ушел в «Торпедо» — и ничего. А я ушел в «Спартак» — и война. Сняли с меня звание мастера спорта, не дали бронзовую медаль, исключили из комсомола и расписали в газетах, какой я предатель. Для ленинградцев же «Спартак» — вражеский клуб. Веденеев говорил: «Тебе еще повезло, что смог уйти, а то вообще зарыли бы», — вспоминал Швецов в интервью журналисту Денису Романцову.
Когда же Сергей приезжал со «Спартаком» в Ленинград, ему приходилось выслушивать во время матчей оскорбительные выкрики и издевательские частушки о себе от местных фанатов.
«Город страшно обиделся на его уход. Не группа фанатов, а целый город! И вот мы пели: «Ходят слухи по России про футбольных молодцов. Интересно — где закончит путешествие Швецов?» — рассказывал актер Сергей Мигицко.
Но и это еще не все! Кроме того, футболисту пришлось решать проблемы с ЖЭКом…
«Приехав из Ленинграда в Москву, я пошел со Старостиным в какое-то министерство, где мне дали справку: «Прописать Швецова в Москве без выписки из Ленинграда». Потом вызвали на итоговое собрание в «Зените». Проколбасили меня там, и я пошел в ЖЭК выписываться. Показал им паспорт, они такие офигевшие на меня смотрят: все-таки не Куево-Кукуево, а человека, не выписав из Ленинграда, прописали в Москве. Вызвали наряд милиции: это что такое? Я им объяснил, что я Швецов, футболист. «У нас за всю жизнь ни разу таких случаев не было». — «Теперь есть».
…и даже прятаться от армии.
«Весной — первая игра с «Зенитом» в Ленинграде. Нас поселили в «Октябрьской», рядом с Московским вокзалом. Мне грозила армия, атмосфера в городе из-за моего приезда была накалена, болельщики «Зенита» частушки про меня пели, Бесков волновался и в тот же день, когда мы прилетели, сказал администратору Миронову: «Бери билет на ближайший поезд, самолетом не надо, и посылай его в Москву, к едрене фене. Не нравится мне, чем здесь пахнет». Идем мы с Мироновым на поезд, за нами — милиционер. Миронов: «Ну все, Бес меня убьет. Он мне сказал, чтоб я тебя до поезда довел». А тот за нами все идет и идет, от последнего вагона до второго. Вдруг спросил: «Это Сергей Швецов?» Мы замерли: «Нет». — «Ну как нет, я ж болельщик ‚Зенита». Я хотел узнать: Сереж, ты завтра будешь играть?» — «Нет, по семейным обстоятельствам еду в Москву». — «Дайте хоть автограф». А Миронов стоит белый, боится, что меня заберут. Милиционер взял автограф и пошел обратно», — вспоминал Швецов.
Как сложилась карьера Швецова
К счастью, скандал разгоревшийся вокруг перехода не помешал Швецову играть в футбол. Он ворвался в основу «Спартака», стал забивать и даже отметился четырьмя голами в легендарных противостояниях московского клуба с «Арсеналом» и «Харлемом» в Кубке УЕФА.
Тем не менее надолго задержаться в «Спартаке» Швецов не смог. Ужасная травма поставила крест на его карьере — на тренировке перед игрой с «Валенсией» форвард столкнулся с вратарем Алексеем Прудниковым и заработал порыв связочного аппарата с открытым переломом малой берцовой кости с вывихом.
«У Сережки широкий шаг, пробрасывает мимо меня. Выхожу, падаю назад, мяч накрываю — и слышу отчетливый звук: хр-р-усть», — вспоминал Прудников. «Это я ему на ногу прилег. Потом Старостин в газете «Труд» расписал: «Прудников вылетел, покалечил человека…» Хотя даже не видел момент! А самое интересное — не я Швецова сломал. Сережке наложили гипс, могли оставить в Тбилиси. Но жена воспротивилась: «Нет, в Москву». Сходил с трапа на костылях, скользнул — и дорвал этот голеностоп».
После того повреждения Швецов долго восстанавливался, а когда, наконец, покинул лазарет, вернуться на былой уровень не смог. Впредь он отыграл только 19 матчей за «Спартак» и в 1984 году покинул клуб.
После Сергей играл только за скромные клубы — «Торпедо» Кутаиси, «Гурию», «Локомотив» из Самтредии и бельгийский «Борнэм», а в 1992 году завершил карьеру — последствия тяжелой травмы больше не позволили Швецову играть на профессиональном уровне.
Покончив с футболом, он вернулся в Москву и устроился работать детским тренером в «Трудовые резервы». Однако из-за организационных проблем — недостатка полей, мячей, формы и бутс — решил уйти. Впредь работал охранником.
Журналисты до сих пор спрашивают, за кого же болеет Швецов. А он всегда дипломатично отвечает — и за «Спартак», и за «Зенит».
«Две команды в моем сердце. «Зенит» и «Спартак». За них и болею. После перехода из «Зенита» в «Спартак» для меня все протекало спокойно. В команде меня вроде поняли. А с зенитовцами дружил и дружу по сей день — с Мишей Бирюковым, Сережей Веденеевым… Никакого осуждения не было», — говорит Швецов.
Комментарии: