Федун опять крушит все на эмоциях. Пока его идеи так внезапны, ничего хорошего «Спартак» не ждет
Никогда такого не было, и вот опять.
«Спартак» проводит один из самых кошмарных сезонов в российской истории (хуже не было с забвенья 2003−2004), и, как часто происходит в кризис, Леонид Федун все резко меняет. За четыре тура до конца из клуба убрали генерального директора Томаса Цорна.
Конечно, Цорн не был идеальным боссом — и проблем при нем скопилось много. Ключевая — провал летней трансферной кампании.
• Отдали троих лидеров: Зе Луиша, Фернандо и Луиса Адриано, но ни одного из них равноценно не заменили.
• Взяли Андре Шюррле, который сдулся и сломался после первых же матчей (приглашение — целиком идея Цорна).
• Потратили 18 миллионов на Гуса Тила, а он с осени сидит в глухом запасе.
• Купили Алекса Крала на замену Фернандо, хотя чех никогда в карьере не играл основного опорника.
• В сложной многоходовке, обманывающей аргентинцев, привезли Эсьекеля Понсе, который вроде бы что-то забивает, но далеко не Зе Луиш и не Адриано.
Из той трансферной кампании выделить можно только покупку Джордана Ларссона — со временем видно, что с ним угадали.
Это вряд ли влияло на команду, но были и сомнительные коллаборации Цорна со своим бывшим агентством (типа появления Малькольма Баду).
Впрочем, все это было очевидно еще осенью, но тогда Леонид Федун занял сторону гендиректора и уволил Олега Кононова.
Федун несколько раз подчеркивал: Цорн — не просто временный менеджер, а лидер долгосрочной перестройки клуба. Именно при нем «Спартак» должен был превратиться из частного клуба в публичный. Владелец утверждал, что Томас будет работать до тех пор, пока команду не отдадут народу — а там, в 2023-м, все решат честные выборы президента.
Причем это не просто классическая история о карт-бланше Федуна, которого не существует в природе. В июле 2019-го президент «Спартака» выдавал Цорну и такие признания.
— Кто ваш главный союзник в нашем футболе?
— Томас Цорн.
***
Тедеско сгладил некоторые ошибки Цорна: раскрыл Ларссона, наиграл Крала в опорке. Не получилось только спасти Шюррле и оживить Тила. Зимой вроде наконец-то разобрались с центральным нападающим (пришел Соболев), исправив косяк с продажей Зе Луиша и Луиса Адриано. Это реально похоже на замену.
По информации Василия Конова, основные вопросы к Цорну — трансферы (и на вход, и на выход). Но это уже смешно: осенью Федун сам защищал продажу трех прежних лидеров, объясняя все необходимостью освежить и омолодить команду с соблюдением финансового фэйр-плей, а покупку Тила вообще назвал собственной инициативой.
Решение Федуна по Цорну выглядит не как продуманная смена курса, а как истеричная реакция на провальные результаты — так было и с Карпиным, и с Эмери, и с Асхабадзе, и с верой в профессионалов, и с отставкой Аленичева за АЕК, и с тем же Каррерой. Раскапывать можно и до времен Скалы, и Старкова с Перваком, и Федотова с Черчесовым. Только теперь владелец «Спартака» обновил шкалу непоследовательности.
Раз Федун называл Цорна главным союзником в футболе, значит хотел через него строить клуб будущего и верил в его план. Теперь главного союзника убирают после четырех плохих матчей в эпоху пандемии. Неужели о связке тренера и гендиректора можно судить по странному отрезку, когда команды играют два раза в неделю почти без подготовки?
Либо Федун плохо выбирает союзников — и каждый раз обманывает себя, когда не в силах выбрать нужное. Либо Федун настолько импульсивен, что забивает на долгосрочные цели из-за грусти от нескольких матчей.
Любое из этих объяснений — плохая новость для «Спартака». Обе эти особенности (какая бы ни оказалась верной) никуда не денутся с приходом новой команды менеджеров. С такими привычками невозможно спокойное долгосрочное планирование, жить на дистанции четырех матчей и на волне эмоций опасно для бизнеса — уж нефтяной барон должен понимать это лучше других. Но в «Спартаке» цена ошибки ниже, чем в «Лукойле», поэтому повторять промахи можно сколько угодно.
Судя по решению Федуна, Тедеско и Цорн должны были окончательно починить «Спартак» в межсезонье — и тут же рвануть наверх. Все это обнажает скорее фанатскую логику и ожидание чуда, но точно не говорит о готовности ждать результатов сложной работы.
В итоге Цорн покидает «Спартак», а Тедеско остается в максимально уязвимой позиции — без человека, который его сюда приводил и говорил с ним на одном языке. Будущее Тедеско теперь выглядит крайне сомнительно.
Федун не готов ждать, он опять резко выбирает новое направление: конечно же, верит, что вот теперь-то получится — и клуб уйдет народу. Основной кандидат на пост топ-менеджера «Спартака» — Шамиль Газизов. Да, он много лет прекрасно строил «Уфу» (воспитал тренеров для ЦСКА и «Зенита», сделал трансферы бизнесом и снизил зависимость от регионального бюджета). Газизов вылепил симпатичного середняка с собственными заработками. Только кто ему даст время переизобрести теперь и «Спартак», если за последние 5 лет в «Спартаке» было как минимум четыре вектора развития:
1. Спартаковский дух с Аленичевым и Родионовым
2. Менеджерская отстраненность — просто вера в гений Массимо Карреры
3. Снова скрепы, но только с современным атакующим футболом Олега Кононова
4. Европейский клуб с Цорном и Тедеско
Теперь, видимо, начинается самый рыночный клуб РПЛ.
Пока Федуну за завтраком не прилетит в голову очередная сумасшедшая идея.
Комментарии: