«Спартак» зимой не станет покупать мощного форварда. Почему это проблема
Корреспондент «СЭ» — о необходимости усилить позицию нападающего в составе красно-белых.
10 декабря на официальном сайте «Спартака» появилась новости об итогах совета директоров клуба, часть которой касалась трансферной политики на эту зиму. Вот цитата:
«Совет директоров отметил, что после масштабного обновления команды, проведенного в течение 2019 года, комплектование состава на данном этапе завершено».
Это означает, что приобретений в ходе паузы в сезоне не планируется. Существенное обновление состава произошло летом: кто-то из игроков уже продемонстрировал высокий уровень и наладил взаимопонимание с партнерами (как Крал, Понсе и Ларссон), по кому-то пока рано делать выводы во многом из-за смены тренерского штаба и, соответственно, новых тактических принципов (как по Тилу и Мирзову), еще один футболист — Шюррле — здорово начал, по потом последовал серьезный спад.
Теперь обратимся к цифрам.
«Спартак» занимает 11-е место в РПЛ на количеству забитых мячей (19), однако по ожидаемым голам (xG) располагается на третьей строчке (28,98, недобор по сравнению с реальностью — почти 10 пунктов). Еще один интересный показатель — ожидаемые очки (xPTS) — по нему красно-белые при 22 настоящих и 10-й позиции в чемпионате занимают 5-е место (29,67, недобор — 7,67).
Очевидно, что одна из основных проблем нынешнего «Спартака» — низка реализация моментов. Команде явно не помешал бы еще один форвард, желательно — таранного типа. Объясняем, почему именно такой.
Кто играет сейчас
В схеме 5-3-2 (базовой при новом тренере Доменико Тедеско) наиболее эффективная связка в нападении — пара Понсе и Ларссон. Они хорошо дополняют друг друга: часто аргентинец исполняет роль второго форварда, стягивающего на себя защитников соперника, а швед врывается на свободное пространство и наносит удары.
Вот пример взаимодействия Понсе и Ларссона, закончившийся голом в ворота «Ростова» в кубковом матче (2:1):
Понсе сместился к углу штрафной — туда же стянулись два защитника ростовчан, пяткой отдал передачу на Бакаева, пробившего во вратаря, а Ларссон оказался первым на добивании, проскочив через освободившийся коридор.
Кроме того, Тедеско использует умение Понсе цепляться за мячи в глубине и укрывать их корпусом, а также скорость Ларссона при контратаках.
Так родился один из голов «Локомотиву» (3:0):
Понсе принял мяч спиной к чужим воротам на своей половине поля, и сумел отдать пас на Зобнина, забегавшего по левому флангу. Параллельно с этим Ларссон ускорился в правом полуфланге, где, оставшись в одиночестве, выскочил из-за спины Чорлуки и забил — защитников стянул на себя Бакаев.
Казалось бы, Понсе и Ларссон образуют идеальную связку — разноплановые нападающие, нашедшие взаимопонимание. Однако пока их дуэт проявляет себя по большей части при контратакующей игре, завязанной на переходных фазах, а также во встречах с командами, которые не закрываются на своей половине.
C позиционными атаками или со вскрытием низкого блока обороны дела обстоят хуже — вспомните весь матч с «Арсеналом» (0:1) или заключительный тайм против «Зенита» (0:1) во втором круге.
Зачем нужен габаритный форвард
Проблему отсутствия мощного нападающего красно-белые пытаются решить по-разному. Самый простой способ — подключение к атакам высокорослых центральных защитников Жиго и Джикии (нормальная опция в модуле 3-Х-Х с опускающимся в оборону опорником).
К примеру, вот карта касаний Джикии в игре с «Арсеналом»:
А вот аналогичная карта Жиго в матче с «Зенитом»:
Еще одним решением Тедеско была позиция Тила во встрече с «Рубином» — голландец занял место глубинного форварда в расстановке 4-4-2 ромбом, правда, скорее, не из-за бомбардирских качеств, а потому, что неплохо смотрится в первой линии прессинга.
Кроме того, делается ставка на индивидуальные навыки атакующих полузащитников — Бакаева, Мирзова и Шюррле, способных протащить мяч на дриблинге и отработать в завершающей фазе, а также на дальние удары Айртона и Умярова.
Вместе с тем, наличие габаритного форварда позволило бы:
— чаще использовать длинные забросы за спину защитникам, которые активно практиковал «Шальке» при Тедеско. Тем более, в «Спартаке» есть сразу три исполнителя, обладающих хорошим длинным пасом: Джикия, Жиго и Крал. Понсе неплохо открывается под подобные передачи, но ближе к центру поля, и при этом периодически проигрывает единоборства более мощным оппоненетам;
— варьировать тактику, подстраиваясь под глубоко обороняющиеся команды: банальный «навал» на ворота команды-«автобуса» проще организовать, имея под рукой игрока, способного продавить чужую оборону, выпрыгнуть выше всех в штрафной при верховой подаче;
— добавить мощи при стандартных положениях как у чужих, так и у своих ворот (вспомните Зе Луиша, который был одинаково полезен в обеих ситуациях);
— увеличить количество передач под удар. Атакующие полузащитники красно-белых нередко жадничают в попытке обыграть всех соперников и самостоятельно завершить атаку, в то время как крупный форвард в определенных моментах мог бы действовать в подыгрыше и делать скидку партнерам в штрафной площади. Хороший пример такого взаимодействия — роль Дзюбы в паре с Азмуном.
Вывод
Тем не менее, форварда такого типа Тедеско вряд ли получит зимой. Впрочем, у тренерского штаба «Спартака» есть варианты: к примеру, можно интенсивно наигрывать пару Понсе — Ларссон на зимних сборах, перейти на ультраатакующие 4-3-3, в качестве совсем фантастического развития событий — сделать Тила центральным нападающим (кстати, рост, поставленный удар и эффективность в прессинге в теории позволяют голландцу выходить на этой позиции).
Пока же «Спартак» скорее напоминает конструктор, у которого потерялась одна важная деталь. Где и как ее найдет Тедеско? Ответ получим после зимней паузы.
В материале использованы данные whoscored.com и understat.com
Комментарии: