Александр Максименко: «Каждый должен заново заслужить право выходить на поле в красно-белой форме»
В интервью нашей пресс-службе воспитанник «Спартака» вспомнил дебют за основную команду, рассказал о микроклимате в коллективе и поделился ожиданиями от прихода нового тренера.
— Наши болельщики признали вас лучшим игроком команды в августе и сентябре. Как сами оцениваете свою игру за этот период?
— В первую очередь хочу искренне поблагодарить каждого голосовавшего. Мне было очень приятно дважды подряд получить эту награду. Хоть такой выбор болельщиков и стал для меня неожиданностью, ведь вратари редко оказываются в подобных номинациях. Для меня эти призы — стимул работать дальше и помогать команде, радовать всех тех, кто за нас переживает. Поддержка болельщиков мотивирует на каждодневную работу над собой, добавляет сил и помогает расти. Мне кажется, в целом я отыграл этот отрезок неплохо. Но сентябрь и начало октября оказались тяжелыми для всей команды.
— А какие матчи за эти два месяца можете выделить для себя со знаком «плюс»?
— Домашний матч с «Динамо» в самом начале августа и дерби с ЦСКА, которое получилось хорошим для всей команды.
— Вы отметили, что сентябрь выдался тяжелым для команды. Что произошло? У вас есть своя версия?
— Многие задают мне этот вопрос, если честно. Но я искренне не знаю, что случилось.
— Уместно ли говорить о невезении? «Спартак» — лидер по количеству попаданий в каркас ворот.
— Думаю, это тоже сказалось. Если бы нам удавалось реализовать созданные моменты, все было бы иначе. Удача действительно отвернулась от нас на эти пять игр.
— Плохие результаты сказывались на микроклимате в коллективе?
— Все игроки прекрасно всё понимали и старались исправить ситуацию. В стрессовый период мы продолжали трудиться в рабочем режиме и концентрировались на одной, ближайшей на тот момент игре. Но чего-то не хватало. Было сложно не замечать затянувшуюся неудачную серию. И в последних играх давление уже отчетливо ощущалось. Надеюсь и верю, что теперь, после перерыва на матчи сборных, у нас все наладится.
— Матч с «Краснодаром» вы смотрели в необычном для себя ракурсе — со скамейки запасных, на которой в рамках чемпионата России оказались впервые за долгое время. Переживали больше, чем когда находились на поле?
— Ногти за время игры погрыз, это точно! Со скамейки или по телевизору эпизоды всегда смотрятся легче, чем когда играешь на поле. На лавке сидишь и думаешь: отдай туда, этот игрок свободный… Конечно, уже отвык смотреть матчи со стороны. Но к тренерскому решению поставить в состав Артёма Реброва отнесся спокойно. Моей задачей на неделю было помочь ему подготовиться к матчу в Краснодаре. Порой стоит сесть на скамейку запасных, чтобы подумать над своей игрой.
— За последнее время «Спартак» сильно помолодел. Вам сейчас проще, чем в момент дебюта за первую команду?
— Наоборот, проще было тогда. В команде хватало опытных игроков, которые всегда были готовы подсказать некоторые игровые нюансы. Не хочу жаловаться на то, что сейчас у нас молодой коллектив. Мы не можем и не будем списывать на это наши неудачи. Ведь есть конкретные задачи, которые должны выполняться беспрекословно. У нас действительно новая команда, и нужно время, чтобы «притереться» друг к другу. Но «Спартак» — такой клуб, в котором необходимо давать результат здесь и сейчас.
«ВСЕГДА ПРИЗНАЮ СВОИ ОШИБКИ»
— До сих пор перед сном вспоминаете свой дебют?
— Бывает! Еще могу вспомнить об этом в самолете, когда пересматриваю фотографии и снимки того матча попадаются на глаза.
— Какие еще игры за главную команду вспоминаются?
— Все наши дерби и игры против «Зенита». В целом весь прошлый сезон, который стал для меня первым за основной «Спартак»! Первые матчи были самыми эмоциональными. Пять–шесть игр я даже не мог осознать, что все поменялось так быстро. Честно не понимал, как такое возможно.
— При этом со стороны вы уже тогда смотрелись довольно спокойным…
— Я ни в коем случае не должен показывать своего волнения, иначе оно может передаться партнерам по команде. Для вратаря уверенность особенно важна. Конечно, легкий мандраж присутствует перед каждой игрой. Думаю, в профессиональном спорте так и должно быть. Порой волнение не чувствуется, когда приезжаешь на стадион. Но в момент выхода на поле все меняется!
— А негативные моменты вспоминаете — или стараетесь о них не думать?
— Вспоминаю, конечно: это же прошлое. На каждой ошибке нужно учиться. Плохих моментов было достаточно. Иногда по телевизору повторяют наши не самые удачные матчи, в которых я допускал ошибки. К счастью, они мне не снятся. Хотя первые два дня копаюсь в себе, но потом стараюсь побыстрее забыть. Если допускаю промах, всегда признаю это и беру вину на себя.
— Кто помогает вам анализировать ошибки?
— Я сам себе критик! (Улыбается.) Тренерский штаб, разумеется, помогает. А семья старается подобные темы не затрагивать. Родные говорят: «Саша, ты молодец, ты лучше всех». Классика жанра! Мне, конечно, приятно, но после плохих игр в любом случае приходится тяжело. К тому же мама и папа — нефутбольные люди. Брат поддерживает, иногда можем даже посмеяться.
— Самая продолжительная «сухая» серия прошлого сезона — на вашем счету. Важны ли для вас подобные показатели?
— Я бы так не сказал. В тот момент спокойно играл себе и играл. Узнал о рекорде из СМИ, когда листал ленту новостей. Причем это получилось случайно: намеренно я не ищу информацию о себе в Интернете. Мои родные просто радовались хорошей игре и тому, что все получается. Думаю, ни о какой «сухой» серии они и понятия не имели.
— Что для вас более ценно — личные награды или общекомандные успехи?
— Результаты команды. Это даже не обсуждается. Личные успехи нужно воспринимать как небольшой бонус. И если вспомнить сентябрь, который получился для «Спартака» неудачным, то любое признание теряет смысл. Это, безусловно, приятно, но ситуацию никак не скрасит.
«СПАРТАКОВСКИЙ ДУХ СУЩЕСТВУЕТ!»
— На открытой тренировке для болельщиков вы сказали, что готовы провести в «Спартаке» всю игровую карьеру…
— Готов повторить эти слова. Правда, пока никто подобного контракта мне не предлагал. (Улыбается.) Я попал в Академию довольно поздно, в 15 лет. Но за эти годы действительно проникся атмосферой и спартаковским духом. Не знаю, как это объяснить, но он все-таки существует! Я привык к красно-белым стенам на базе, к красно-белой экипировке, к нашим уникальным болельщикам и потрясающему стадиону… Я уже прижился тут, мне комфортно. При этом, конечно, есть определенные амбиции и желание попробовать себя в Европе. В особенности это касается клубов из ведущих европейских лиг.
— Есть российские клубы, за которые не стали бы играть?
— Сто процентов не смог бы выступать за ЦСКА!
— В этом году Зелимхан Бакаев сменил игровой номер на 10-й. Вы уже много лет выступаете под 98-м. Не было мысли сменить его на первый? Он сейчас как раз свободен.
— Думал об этом, но потом решил оставить все как есть, чтобы не дергаться. Я уже, можно сказать, сроднился с нынешним номером, привык к нему. Тем более что он выбран не просто так: 1998-й — год моего рождения.
— Летом вместе с Николаем Рассказовым вы приняли участие в награждении юных участников московского этапа Spartak Cup, которое проходило в Сокольниках. Приятно было вернуться в родную Академию?
— Очень! К сожалению, мероприятие проходило в выходной день, поэтому в Академии не было никого из знакомых мне людей. Но в любом случае меня посетило чувство ностальгии. Каждый раз, когда проезжаю мимо Сокольников, у меня появляются приятные воспоминания о жизни там, о тренировках.
— Когда до этого последний раз были в Академии?
— Давно. Еще в ту пору, когда играл в составе «Спартака-2».
— Вы называете свой родной город Ростов-на-Дону любимым местом отдыха. Противостояние с местной командой можно назвать для вас особенным?
— На выездных матчах испытываю совершенно необычные чувства. Приезжаю со «Спартаком» домой, играть против местного клуба, на переполненном стадионе которого сидит множество знакомых. Весь матч нахожусь у них на глазах, при этом выступая за команду противника. Прикольно! Определенно, между мной и «Ростовом» есть что-то принципиальное, особенно в желании обыграть этот клуб.
— Вы когда-нибудь задумывались, кем стали бы, если бы не сложилась карьера футболиста? Это точно был бы спорт?
— Думаю, мог бы выбрать волейбол, как мой брат Максим. Тем более что раньше я уже пытался им заниматься, но не очень удачно: тогда был маленьким и даже не доставал до сетки. Это было ребячество, просто пошел вслед за братом. Возможно, остановил бы выбор на теннисе, который очень люблю. Однажды, еще в Ростове, из-за него я даже серьезно хотел уйти из футбола! Наверное, это был переходный возраст. В тот момент насмотрелся теннисных турниров и очень сильно увлекся этим видом спорта, несмотря на то что в футболе все получалось. Меня вразумил папа, который сказал: «Если выбрал футбол, им и продолжай заниматься». Забавно, что на следующий день я уже забыл об этом подростковом вечернем капризе.
МОЛОДЕЖКА И НОВЫЙ ТРЕНЕР
— Как оцените шансы молодежной сборной в квалификации чемпионата Европы?
— Наша главная и единственная задача — выход на Евро-2021! У нас ровная группа, никого нельзя списывать со счетов. Сейчас в сборной собрался хороший коллектив, поэтому настраиваемся на положительный результат во всех играх. Нужно выходить на каждый матч, как на финал, и биться за свою страну. Все зависит только от нас самих.
— За место в стартовом составе вы конкурируете с Матвеем Сафоновым. Отсутствие явного «первого номера» в команде мотивирует дополнительно?
— Совершенно точно не расслабляет! Это футбол, конкуренция, адреналин. Наверное, на специфической вратарской позиции «первый номер», хотя бы номинально, должен быть. Но его отсутствие обязывает каждого из нас, приезжая в сборную страны, усиленно работать, отдавать все силы даже на восстановительных тренировках. Доказав, что ты лучший, будешь играть.
— Из расположения сборной вы вернулись за несколько дней до игры с «Рубином». Отсутствие возможности отдохнуть не пугает?
— Нисколько! Я молод и полон сил, а отдыхать буду на пенсии.
— Уже заглядывали в календарь на ближайшее время?
— Я внимательно изучил график соперников на октябрь и ноябрь. Не могу назвать их легкими: недооценивать другие команды нельзя ни в коем случае. Сейчас для нас все очки на вес золота. А в турнирную таблицу специально не смотрю. Хочется, чтобы ситуация скорее изменилась на 180 градусов и мы быстрее поднялись бы как можно выше.
— Новый тренер — это большой вызов как для вас, так и для всей команды?
— Каждая смена тренера придает любой команде определенный импульс. Настроение меняется, игроки начинают работать по-другому. С приходом нового специалиста прежние заслуги сходят на нет, все начинается с чистого листа. Думаю, ни у кого в «Спартаке» нет «железных» позиций. Новый тренер приходит со своим видением состава, поэтому каждый изо дня в день должен будет доказывать свою состоятельность и заново заслуживать право выходить на поле в красно-белой форме.
Комментарии: