Олег Романцев: "Кононов рискует в каждой игре. Дело не только в составе"
Бывший главный тренер "Спартака", многократный чемпион России дал обстоятельное интервью "СЭ" об итогах первой части сезона.
"Не верю, что капитанская повязка Глушакова – сговор"
– Олег Кононов сообщил о вашей уже состоявшейся встрече. Если на секрет, о чем говорили?
– Очень приятный молодой человек. Много хорошего слышал о нем от своего товарища Сергея Новикова, с которым они играли в Смоленске. Приятно, что новому тренеру "Спартака" хотелось узнать об истории клуба, его традициях. Интересовался он и тем, как я строил свою работу, на чем расставлял акценты. Это был долгий и теплый разговор, после которого стало понятно, что человек пришел не просто работать, а жить интересами клуба. Пока мы видим его больше как педагога, а вот весной уже поймем, какой он тренер. Удачи вам, Олег Георгиевич!
– Какой был самый обидный просчет у тренера Романцева?
– Это каждое поражение. Потому, что в этом всегда виноват только тренер.
– В скандалах и прочих неурядицах, которые порой случаются, тоже виноват тренер? Или же руководство клуба?
– И здесь повинен только тренер. Именно он обязан знать, чем живут футболисты, каково их настроение, чего от них можно ожидать. Сейчас Кононов абсолютно правильно уделяет этому много внимания. Бесков всегда считал, что если футболист со сложным характером нужен команде, то его надо держать в команде. Но если негатив перевешивает и игрок мешает, надо с ним расставаться.
– Почему в истории с Глушаковым вы сразу же встали на сторону Дениса?
– Прежде всего, меня возмутили голословные обвинения в сговоре при выборах капитана. Меня выбирали им и в "Спартаке", и в сборной. Это было тайное голосование, где неизвестно, кто и за кого. Можно было только узнать, сколько человек голосовало. А кто за кого – невозможно, поскольку потом записки с фамилиями уничтожали. Никогда не участвовал ни в каких заговорах, не плел интриг. Футбол – игра! И этим все сказано. А здесь такая грязь. Да еще в "Спартаке"! И уж влезать в личную жизнь Глушакова – совсем гнусно! Для меня он прежде всего футболист "Спартака"!
– Но ведь болельщики бузят – мол, Глушаков такой, Глушаков сякой…
– Таких мало. Я часто общаюсь с ребятами из "Фратрии". Это, действительно настоящее Братство с большой буквы! Я был на турнире памяти болельщиков, погибших после матча с "Харлемом". Очень трогательно, по-людски. Мы – одно целое!
– Да, но один из фанатов все-таки выбежал на поле в матче с "Рапидом", чтобы сказать Глушакову пару "теплых" слов.
– Никогда не поверю, что это был настоящий фанат. Шапочка и шарф еще ничего не значат. Говорю так, потому что его выходка повлияла и на результат, и на игру!
– Провокация?
– Чистой воды!
– Жесткие высказывания Кафельникова как восприняли?
– Женя, как и мой любимый теннисист Марат Сафин, – великие мастера и отличные мужики. Если у Евгения в руках ракетка, то он Бог, а если в ногах футбольный мяч, то здесь с ним можно поспорить.
"Искать причину сбоев в одном Промесе неправильно"
– Насколько потеря Зобнина ощутима для "Спартака"?
– Роман – одна из ключевых фигур средней линии, он способен закрыть несколько позиций. Плюс много отрабатывает в обороне. Такие, как он, всегда в цене.
– Согласны с теми, кто считает, что на перепады в игре "Спартака" повлиял уход Промеса?
– Промес был из тех, кто мог решить судьбу встречи в одиночку. Хорош был и на фланге, и на передней линии атаки. Сейчас таких технарей и по-спортивному злых футболистов, не так уж и много. Но при всех своих плюсовых качествах, искать причину сбоев в нем одном было бы неправильно, поскольку "Спартак" всегда отличала командная игра.
– Вы не раз повторяли, что тренерская профессия – риск. Насколько он был велик у Кононова, когда тот в своем первом матче выпускал в составе Реброва, Ещенко и Глушакова, зная, что против них настроена часть фанатов?
– Поверьте, Кононов сейчас рискует в каждой игре. Причем дело касается не только определения состава. Любой его шаг под прицелом. И он это знает.
– Под прицелом сейчас судьба и опальных Мамаева с Кокориным. Вы из тех, кто жаждет крови?
– Не угадали. Полностью поддерживаю Валерия Газзаева, который не согласился с решением суда о продлении срока их пребывания в СИЗО. Я бы назвал все происходящее показательной поркой. Это перебор! Ребята уже поняли, что тюрьма – не Монте-Карло. Огонь и воду в футболе они прошли, а вот медные трубы не сумели. И это уже жестокий урок. Так дайте теперь им возможность исправиться.
“Проблем у Семака хватает. И он их не скрывает”
– Юрий Семин сказал, что в дерби его команда подарила спартаковцам три очка (2 декабря красно-белые победили железнодорожников со счетом 2:1). Многие же считают ту победу переломной для "Спартака". Каково ваше мнение?
– Думаю, Юрий Павлович погорячился. Ведь матч получился боевым, с обоюдными шансами и нарядным футболом. И это действительно похоже на перелом. По крайней мере, я так почувствовал.
– Не находите, что одним из открытий чемпионата стал ЦСКА, который, потеряв Игнашевича, братьев Березуцких, Вернблума, Мусу, Головина, так быстро встал на ноги и выстроил игру?
– Это, конечно, прежде всего, тренерская заслуга. Гончаренко показал, что умеет ориентироваться в сложных ситуациях, когда нужно разобраться с новичками, грамотно расставить их в составе, помочь понять новые игровые требования.
– Здесь, наверное, следует отметить и качественную работу селекционной службы клуба?
– В этом плане у ЦСКА многие могут поучиться. Молодые Обляков с Ахметовым, исландцы Сигурдссон с Магнуссоном, бразилец Бекао, японец Нисимура – все они пришлись ко двору. А хорвата Влашича уже можно считать одним из лидеров команды.
– То, что так резко прибавил Чалов, выросли Жамалетдинов с Кучаевым, подтягиваются дублеры Гордюшенко, Макаров, Хасонов – результат доверия Гончаренко?
– Конечно. Без этого молодым игру не поставишь. А когда они чувствуют тренерское доверие, да еще в работе вкалывают, то начинают расти. Вспомните наш спартаковский "пионеротряд" в 96-м, который выиграл золото. В ЦСКА очень много внимания уделяют своей молодежи. И это стратегия клуба.
– От "Краснодара" не ожидали такой прыти?
– Если откровенно, то нет. Ведь команда потеряла Гранквиста, Смолова, теперь вот еще и Мамаева. Но не только не забуксовала, а буквально села на пятки "Зениту".
– Как вам работа новичка тренерского цеха Мурада Мусаева?
– К сожалению, мы не знакомы. Но потому, как выстроена игра "Краснодара", можно сделать вывод, что у его тренера есть свое видение и понимание футбола. Полностью согласен с Валерием Газзаевым, считающим, что сегодня у краснодарцев в лиге самый зрелищный стиль. Единственный недостаток – у клуба пока нет традиций победителя, которые придают уверенность, закаляют. Скажем, выиграли бы разок Кубок, и все это появилось бы. Вот дома с "Уфой" (матч закончился со счетом 1:1. – Прим. "СЭ") владели преимуществом, кучу моментов создали, но так и не дожали соперника. Случись это, впервые ушли бы на зимний перерыв лидерами.
– А вот "Локомотив" пока лихорадит. Что это – синдром второго после чемпионства сезона или жесткий осенний календарь, где клуб вынужден вести борьбу на трех фронтах?
– Николай Петрович Старостин любил повторять – защитить чемпионство сложнее, чем его завоевать. На себе испытал, с какой сумасшедшей отдачей всегда выходили биться с золотым "Спартаком". Что касается тяжелого календаря и трех фронтов, то это, действительно, изматывает и опустошает не только физически, но и морально. Но пока есть Семин, поверьте, его команда способна в чемпионате на любые подвиги. Помню, когда я просматривал, готовясь к очередным встречам, игру соперников, то со временем пришел к выводу, что самый большой сюрприз может преподнести именно Семин.
– Некоторые упрекают Семина, что у него перебор возрастных футболистов? Гильерме, Фарфану, Хеведесу, Фернандешу, Михалику, Денисову, Игнатьеву, Тарасову уже за тридцать. Не многовато?
– Футболисту столько лет, на сколько он выглядит на поле. Это не я придумал. Уверен, что Юрий Палыч об этом помнит. А потому в паспорт не заглядывает.
– За тем, как складываются в "Зените" дела у Сергея Семака, следите?
– Конечно. Очень рад за Сергея, что он оказался у руля такой серьезной и уважаемой команды.
– Но в ней и спрос по-максимуму. Как думаете, возьмет Сергей Богданович с первого захода золотую высоту? После поражения от "Арсенала" (2:4. – Прим. "СЭ") он признался, что его особенно огорчила оборона, хотя в ней собраны качественные игроки.
– Конечно, "Зенит" – не "Уфа", и в Питере свои требования. Но для нормальной, качественной работы все есть. Сейчас еще зимой укрепится, проведет качественную тренировочную работу, а там, глядишь, и Маркизио освоится. А проблем у Сергея хватает. И он их не скрывает.
– Неожиданные поражения от "Анжи", "Арсенала" и "Рубина" – это случайные осечки или потери, неизбежные в процессе игрового поиска, который ведет сейчас Семак?
– Трудно сказать. Я бы все-таки назвал их скорее досадными осечками – где-то недооценили соперника, где-то – не повезло… Вообще, в нашем чемпионате, к радости букмекеров, любой клуб может победить кого угодно. И пока чемпионской игры я ни у кого не вижу. Это и есть главная интрига.
"Карпина по-человечески понимаю"
– Случается, что тренеров увольняют. В "Спартаке" это происходило и с вашими воспитанниками – Станиславом Черчесовым, Валерием Карпиным, Дмитрием Аленичевым. Отставку кого из них вы восприняли особенно болезненно?
– Каждую. Это была острая боль, поскольку они все мои ребята, за которых я всегда переживал и переживаю.
– Можно считать, что в этом году из бывших спартаковцев, ставших тренерами, вас больше всего порадовал Дмитрий Парфенов, с "Тосно" выигравший Кубок России?
– Здесь и радость, и боль. С одной стороны – это большая победа, а с другой – беда. Ведь мы потеряли команду, которая выиграла Кубок страны. Когда такое было?! Это тревожный звонок по поводу состояния нашего футбольного хозяйства. Что касается Парфенова, то очень рад его стремлению идти своей дорогой. Начинал со второй лиги, прошел школу первой. И вот – Кубок! Это ведь мечта любого тренера. Да и в "Урале" его работа видна.
– А думали, что Черчесов когда-нибудь возглавит сборную, с которой дойдет до четвертьфинала чемпионата мира?
– Если честно, то нет. Я и про себя ничего подобного не думал. Но то, что Стас всегда въедливо изучал тренировочный процесс, вникал в его суть, было видно. Помню, он даже записывал, кто в какой угол бьет пенальти. Учился, учился и учился… Плюс – железный характер! Шесть лет за Дасаевым в дубле просидеть и не закиснуть! Многие в такой ситуации ломаются. А он становился только тверже.
– Играть в дубле для футболиста основного состава не самое приятное занятие.
– Для кого как. К примеру, я после травмы приходил к Бескову и, чтобы побыстрее набрать форму, просил дать возможность сыграть за дубле хотя бы в одном тайме. А на следующий день еще выходил и за основу. А как иначе – мы жили футболом!
– Выходит, терпение игрока – важнейшее качество будущего хорошего тренера?
– Я бы сказал, одно из важнейших. Команда всегда чувствует, каков психологический заряд тренера. И это ей передается.
– А тренер имеет право на те эмоции, за которые в Самаре, во время встречи с "Ростовом", удалили Карпина? Или он при любых ситуациях обязан держать себя в руках?
– "Ростов" – бойцовская команда и, возможно, такая реакции Валеры соответствует общему настрою его футболистов. А потому по-человечески я его понимаю.
– Нет тревоги по поводу того, как складываются дела в Красноярске у Аленичева?
– Это можно было предвидеть. Он приходил в команду, для которой премьер-лига – загадка. Да еще она должна была домашние матчи на старте чемпионата проводить в Тюмени. Так, что здесь все с самого начала было за гранью риска. Но тренерская профессия вся состоит из этого. Зная бойцовский характер Аленичева и Титова, могу с уверенностью сказать – они будут биться до конца.
– А если не сложится, если осечка – что дальше?
– Ни в коем случае не падать духом. Да и Аленичев с Титовым не из таких. Считаю, что с ними в "Спартаке" руководство просто не дотерпело. Дима с Егором знающие люди, фанатично преданные футболу. И те, кто в них по-настоящему поверит, не ошибутся.
– Не показалось, что история с задержанием Аленичева ГАИ мутновата?
– И не только мне одному. Бред, какой-то! Спросите любого, кто знает Диму, и в ответ услышите одно – провокация!
– Тренеру тяжелее держать удар, чем футболисту?
– Намного. Футболист отыграл свои девяносто минут и домой. А тренер остается со своей бедой один на один. Бесков так переживал поражения, что мог по несколько дней в Тарасовке в столовой не появляться. Причем даже после контрольных матчей на сборе.
– Случалось, что на Бескова обижались?
– Никогда! Сразу сказал себе: что бы ни случилось – это тренер, и он всегда прав! Если бы не Константин Иванович, не было бы в моей жизни Николая Петровича Старостина, "Красной Пресни", великого "Спартака"!
– На могиле Бескова бываете?
– Конечно! И у него, и у Николая Петровича. Особенно когда на душе как-то неспокойно. Очищает… По сей день не перестаю поражаться мудрости Старостина. Мало, кто знает, что, когда я возглавил "Спартак", это он настоял, чтобы меня включили в заявку играющим тренером. "Не вздумай отказываться, – убеждал он. – Если, что-то не пойдет, ты на поле поможешь!" А в горкоме объяснил: "Бесков может рассказать. А Романцев и рассказать, и показать!" Так в меня он верил. Светлая ему память!
"Натурализацией мы расписываемся в своем бессилии"
– Согласны с теми, кто называет Дзюбу лучшим футболистом года?
– Конечно. И это справедливо.
– В режиме блица ответите на самые актуальные вопросы последнего времени?
– Попробую.
– Не жалеете, что в ваше время не было видеоповторов?
– Жалею.
– Не расстроены, что в свое время не удалось поработать в чемпионате с формулой осень-весна?
– Напротив, очень этому рад.
– Как относитесь к натурализации футболистов?
– Этим мы расписываемся в своем бессилии.
– О чем сожалеете в уходящем году, и что радостного он принес вам?
– Все хорошее и плохое в нем у меня было связано со "Спартаком". Я понял, что могу помочь своему клубу, если буду ходить в следующем году на каждый его матч. Вместе мы сильнее!
Комментарии: