Робсон: "Меня заставляли говорить по-русски. А паспорт так и не дали"
Экс-нападающий "Спартака" в интервью "СЭ" вспомнил историческую победу над "Арсеналом" в "Лужниках" (4:1), рассказал, что думал о получении российского гражданства, а также пожелал удачи трем натурализованным бразильцам нынешней сборной России.
После победы над "Арсеналом" выпили всей командой
– Вспоминаем, как "Спартак" разгромил "Арсенал" 18 лет назад. Громкая была сенсация?
– Мы к тому моменту не раз добивались важных побед, выиграли немало титулов. И тот результат только подчеркнул нашу мощь и показал, какая топовая команда "Спартак". Тем более мы проигрывали со второй минуты матча. Помню, стадион был почти полон, хотя стояли сильные холода. Когда мы смогли перевернуть ход матча, переиграть одну из лучших европейских команд, испытали яркие эмоции. Конечно, та победа в каком-то роде сенсация.
– Как отмечали ту победу?
– Так как в Москве было очень холодно, то вариантов чем заняться после матча оставалось не так много. Поехали всей командой в ресторан, поужинали, выпили, но быстро разъехались по домам.
– В тот момент счет 4:1 был чем-то особенным или "Спартак" привык к подобным победам?
– Именно счет, конечно, необычный. В Лиге чемпионов "Спартак" столько не забивал за один матч. По крайне мере, я такого не припомню. Но в важных еврокубковых встречах побеждали не раз. Мы привыкли к подобным матчам, к атмосфере. Но это была самая яркая наша победа.
– В "Лужниках" собралось более 80 тысяч зрителей.
– Да, у нас всегда была прекрасная поддержка, болельщики сопровождали на любых матчах. И почти всегда стадионы были полными. Но такой атмосферы мы не ожидали, не думали, что придет так много людей. Это было очень эмоционально!
– Вы играли в минус десять. Страшно было на поле выходить?
– Так как я уже привык к холодам, да и думал только о матче, как и другие футболисты, то даже не ощущал мороз. Только когда останавливался, понимал, что как-то подмораживает. Но на тот момент погода не была препятствием ни для кого из "Спартака".
– "Арсенал" ведь был очень силен? Что-то вроде нынешнего "Манчестер Сити"?
– Да, хорошее сравнение. Так что победа над таким соперником – это круто! Англичане думали, что погода будет примерно той же, что и в Лондоне: дождь, большая влажность, из-за которой гораздо холоднее, чем кажется. Но в итоге в Москве было хуже. Обе команды просто должны были преодолеть эти погодные условия.
– После гола Силвинью на 2-й минуте матча что подумали?
– У нас была очень сильная команда, сплоченная. И мы никогда не опускали руки, если пропускали первыми. Всегда старались выполнять план Романцева. У него были подробные разборы соперника, перед игрой он также проделывал большую психологическую работу. Так что один пропущенный гол для "Спартака" ничего не менял.
– Помните как вы гол забили?
– Кажется, это был последний гол матча. Мы разогнали контратаку, я получил мяч, пробил мимо вратаря. Все просто! В тот момент мы играли уже довольно расслабленно, спокойно. Да и по исполнению было несложно. Так что я спокойно отправил мяч в ворота.
Было непонимание – зачем иностранцу давать российский паспорт
– С тренерами или бывшими игроками поддерживаете связь?
– Постоянно общаюсь с Титовым и Ананко. Они меня держат в курсе событий. А еще я просто слежу за тем, что происходит в Москве, смотрел с большим интересом матчи чемпионата мира – все так красиво сделали! Возможно, как-нибудь приеду в Россию, встречусь с друзьями.
– Матчи "Спартака" удается посмотреть?
– В этом сезоне пока не видел – мешает большая разница во времени между странами. Но когда появляются свободные минуты, смотрю обзоры матчей чемпионата России.
– Сейчас многие бразильцы адаптируются чуть ли не по году в команде. Расскажите, как адаптировались вы?
– Спасибо ребятам, они меня так хорошо приняли, что адаптировался очень легко. Русские игроки сами поняли, что в тот момент я больше зависел от них, от того, как меня примут и как помогут, чем от собственного желания быстрее влиться в команду. Они заставляли говорить с ними по-русски. Мы довольно тесно общались как на поле, так и в жизни. Русские парни сделали так, что я быстро почувствовал себя очень комфортно в команде. Тогда в "Спартаке" была настоящая семья.
– После успеха в "Спартаке" не думали остаться в России, сделать паспорт, как сейчас поступают многие бразильцы?
– В то время натурализовать игрока было куда сложнее. Сейчас на иностранных спортсменов в России не смотрят с недоверием. А тогда даже если ты добивался успеха, играл в "Спартаке", было определенное недоверие и непонимание – зачем иностранцу давать российский паспорт.
– Но вам предлагали оформить российское гражданство?
– На эту тему говорили, раздумывали, и все. Романцев тогда был тренером сборной, так что разговоры ходили. Но паспорт так и не дали.
– Романцев был за приглашение в сборную иностранцев?
– Так как он был тренером "Спартака" и сборной одновременно, полагаю, его слово имело значение в данном вопросе. Но мне кажется, Романцев не хотел ввязываться во все эти дела.
– На данный момент за сборную России сыграли уже три натурализованных бразильца: Мариу Фернандес, Гильерме и Ари. Что скажете об их решении получить российское гражданство?
– Теперь получить паспорт другой страны куда проще. Да и в России играет больше иностранцев. И на них теперь смотрят немного по-другому. Я могу только поздравить эту тройку, они все правильно сделали. И поздравляю тренеров сборной, которые дали им шанс. Кстати, привет Мирославу Ромащенко, с которым мы вместе работали в "Спартаке". Тренерский штаб сборной России проделал идеальную работу на ЧМ.
– Можно ли сказать, что три бразильца – неплохое усиление для сборной России?
– Все зависит от адаптации. Ведь то, как ты играешь в клубе, может сильно отличаться от того, что ждет тебя в сборной. Там могут быть другие требования, другая тактика. Все по-другому. Надеюсь, что все трое продолжат получать вызов в сборную России, и что у них все хорошо сложится в команде.
Комментарии: