Вратарь как состояние души

sports.ru 974 0 Автор: Михаил Калашников - 15 августа 2008

Четверговым вечером московский «Спартак» официально подтвердил зревшую уже более месяца отставку Станислава Черчесова. Sports.ru вспоминает, что успел и чего не успел сделать знаменитый в прошлом голкипер на одной из самых взрывоопасных должностей в российском футболе.

«Хотел бы — ушел. Поверьте, никто мне камень в огород не бросил бы. Знал, на что иду. Дело даже не в том, что я подписал контракт. Я пообещал, пожал руку. Для меня это значит гораздо больше, чем какая-то подпись. Так что буду работать, как раньше. Ругаться, кричать, ошибаться...».

Как вы думаете, когда Станислав Черчесов произнес эти слова? Не вчера и не позавчера. Это было сказано в октябре 2002 года, как раз между поражениями от «Валенсии» и «Ливерпуля». В том сезоне вратарь-ветеран приехал из Австрии, где уже успел стать живой легендой, помогать Романцеву в Лиге чемпионов — и остался с командой до конца, словно капитан на тонущем корабле. Десять из исторических восемнадцати мячей пропустил Черчесов, прежде пост в воротах «Спартака» перешел к Левицкому.

Вратарь — это особенное состояние души. Вратарь должен уметь переживать поражения и собственные ошибки. Конечно, в определенной степени это относится ко всем футболистам и спортсменам вообще, но для голкиперов применимо в первую очередь. Их ошибки заметнее, очевиднее; в конце концов, каждый гол пропускает именно вратарь, как бы бездарно при этом не сыграли полевые игроки. Нельзя же заканчивать карьеру или просить выставить себя на трансфер после первой же «бабочки». А Черчесов был хорошим вратарем, хладнокровным и уверенным в себе. И он умел проигрывать с достоинством.

Возможно, это не самая нужная черта для тренера. Нападающие привыкли чувствовать, что несколькими движениями способны решить судьбу матча в пользу своей команды, что они в ответе за результат. Те, кто раньше дирижировали партнерами, продолжают руководить и из технической зоны. Вратарь же всегда действует несколько обособленно; он может повлиять только на одну цифру в счете (если, конечно, речь не о Чилаверте). Конечно, любой тренер знает, что нужно убивать в себе игрока — между профессиями тренера и футболиста различий куда больше, чем сходств — но люди редко меняются столь радикально и столь быстро. Спасать полулюбительский «Куфштайн» — это как-то более по-вратарски, не находите? Хотя все это лишь некоторая умозрительная теория, а Станислав Саламович заявлял когда-то, что терпеть не может теоретиков и оппозиционеров.

Так или иначе, у Черчесова в «Спартаке» не получилось. Относительно притязаний команды, конечно: как-никак, он успел завоевать серебро чемпионата России, пальцев на руках хватит, чтобы пересчитать тренеров, добивавшихся подобного. С другой стороны, Лига чемпионов осталась к тренеру не менее недружелюбной, чем была в 2002 году. Между поражениями от «Селтика» и киевского «Динамо», конечно, есть разница, но итог-то одинаков — еще один сезон вне главного турнира Европы. Зато с уходом Черчесова в «Спартаке» не останется людей, причастных к пресловутым 1:18; именно при нем покинули команду Торбинский, Титов и Калиниченко. Может, так и нужно. Может, в каком-то метафизическом смысле очищение «Спартака» должно логически завершиться, чтобы произошла перезагрузка и новый тренер мог работать с чистого листа, без проклятий и скелетов в шкафу. Лучше бы даже, чтобы он о них и не слышал никогда — просто в силу того, что до нынешнего сезона и не интересовался нашим чемпионатом. Судя по именам, фигурирующим в слухах, так оно и планируется.

Очень интересно, где и в какой роли Черчесов будет работать дальше. Многие молодые тренеры, которых в последние годы бросали на амбразуру в клубах премьер-лиги, после неудач куда-то исчезали, выпадая из обоймы. Поколесив по ближнему зарубежью, остановился в Брянске Андрей Чернышов, в шестом итальянском дивизионе работает Алейников, после нескольких лет светской жизни переключился на работу с женщинами Шалимов. Конечно, есть пример Слуцкого, но Леонид Викторович вообще исключение в нашем тренерском корпусе, и не только в этом плане. Черчесов — обеспеченный человек, которому всегда найдется работа в спокойной Австрии, где не нужно будет ругаться с собственными болельщиками, а поражения будут просто поражениями, после которых можно собраться и работать дальше. Можно, между прочим, оттуда и в Лигу чемпионов попасть. Вопрос в том, чего хочет сам Станислав Саламович. Сможет ли он выкинуть из головы обидное поражение в «Спартаке» — а когда тебя увольняют за неудовлетворительные спортивные результаты, это именно поражение, — чтобы начать заново? История-то беспощадна: никто из тренеров, покинувших «Спартак» в нынешнем тысячелетии, не добивался сколько-нибудь заметных успехов после этого.

Вновь вернемся в 2002 год, к интервью Черчесова. «Неужели у вас никогда не было ситуаций, когда делаешь все, чтобы добиться определенного результата, а получается из рук вон плохо? Это же не значит, что вы не старались. Где-то ошиблись, где-то не рассчитали. Надо сделать выводы и забыть. Я бы хотел думать о периоде, который переживает «Спартак», именно с этой позиции».

О том периоде, впрочем, пока не забыли. Вряд ли забудут и о нынешнем пребывании Черчесова в роли тренера — у него есть все шансы стать в итоге «тем, кто выгнал Титова», как Чернышова вспоминают почти исключительно в связи с бромантаном. Значит, нужно доказывать все заново, восстанавливать подорванную репутацию, давать новые, более положительные поводы говорить о себе. Это очень трудно, но Черчесов считает, что порядочному человеку не пристало сдаваться при виде трудностей, — и в этой ситуации с ним нельзя не согласиться. Так что ждем возвращения и новых успехов, Станислав Саламович. Тех, у кого не получилось, в футболе хватает и без вас.

Источник: http://www.sports.ru

Комментарии: