Директор Академии "Спартак" Дмитрий Сидоров: "Хочется воспитать "звездочку", которая будет светить и на российском, и на европе
Любовь к «Спартаку» у меня врожденная: я вырос в красно-белой семье, среди спартаковских легенд. Мой отец – Евгений Сидоров, бывший игрок клуба, чемпион 1979 года, мастер спорта международного класса, а ныне тренер Академии. У нас семейный подряд (улыбается). Хотя я и стараюсь не смешивать семейное с рабочим – в Академии мы обращаемся друг к другу по имени и отчеству.
Отцу поначалу было тяжело: сын есть сын, а тут бывают моменты, когда ему от меня достается по работе. Конечно, в такие моменты мне не по себе, но приходится так поступать. Дома, за семейным столом, маме бывает очень забавно слушать нас. Ну а когда еще отец может пожаловаться на сына?!
Я вырос в Сокольниках. Играл во дворе и занимался в СДЮШОР «Спартак». Раньше все дети во дворах в футбол играли, бегали с разбитыми коленками и родители никогда не боялись отпускать их. Сейчас же площадки есть, а детей там нет. Еще, бывало, приезжали взрослые мужички, арендовали одно из полей Академии и набирали к себе в команду мелких пацанов, которые тоже тут играли. И оставались мужички, как правило, в дураках. Мы им показывали, что такое футбол!
Уже в 13 лет я стал понимать, что футбольная карьера у меня не сложится. Многие из ребят, игравших со мной, развивались быстрее. Бывают такие периоды, когда из-за болезней или травм выпадаешь из тренировочного процесса, а потом уже тяжело наверстать упущенное. И такой момент у меня, к сожалению, был. Так что по футбольному пути отца мне пойти не удалось. Если родитель талантлив в какой-то сфере, то далеко не факт, что ребенок сможет продолжить его путь. Мои мечты о профессиональном футболе остались мечтами. Поначалу было грустно, но потом затянула студенческая жизнь.
После школы я поступил в ближайший к дому университет на специальность «Менеджмент ресторанного, гостиничного и туристического бизнеса»; не стремился делать карьеру в этой сфере, просто хотелось получить знания в административной и управленческой работе.
Вспоминаю свой институт с теплотой: люди там были помешанные на спорте – спортивная жизнь, в том числе и футбольная, была насыщенной. Первые два-три курса прошли бурно: бесконечные встречи, поездки в пансионаты, студенческие футбольные игры, КВН… Пели песни под гитару – в то время Земфира только появилась. Я не был поклонником, но все пели, и приходилось подпевать.
После института был период, когда было очень себя сложно найти себя, применение своим способностям на рынке труда тоже было найти проблематично. Были какие-то попытки заняться мелким предпринимательством, никак не связанные с футболом. Устроиться куда-либо было тяжело, везде обманывали. Например, в газете «Работа для вас» были объявления, где даже не указывалось, кто требуется на работу, просто обещали нереальные деньги – по приезде часто оказывалось, что это обман. Однажды приехал, оказалось – стриптиз-клуб. Сразу оттуда сбежал.
В «Спартак» я пришел на работу через программу развития футбола «Спартак – Футбол – Класс». Ее внедряли в школах нескольких округов Москвы: в рамках проведения уроков физической культуры в начальных классах учащимся прививали футбольные азы. Поначалу, по сути, я был мальчиком на побегушках, но постепенно брал на себя все больше и больше обязанностей. Через два года стал отвечать за сборы, футбольные лагеря, товарищеские игры, турниры. Это было то, что я очень хотел.
Тогда нас было семеро, все сидели в одной небольшой комнате. У меня не было даже своего рабочего места. В этой же комнате проводились тренерские советы: мы все выходили, а тренеры заходили. Но никто не чурался никакой работы. В 2008 году я был ответственным за совместное с Национальной академией футбола проведение международного турнира «Кубок «Спартака». Мы организовали его на очень хорошем для того времени уровне.
Сейчас в интернате живут 45 детей, в общей сложности же в Академии занимается порядка 260 ребят. В сентябре мы провели первичный набор мальчишек 2011 года рождения. Пришли на него 200 детей, взяли в команду всего 16.
Хочется прийти к тому, чтобы в основном составе «Спартака» в большинстве своем играли наши воспитанники. Этап перехода от СДЮШОР к Академии уже позади, этап оптимизации и налаживания работы – тоже. Добились мы и того, что наши команды регулярно выигрывают различные турниры и регулярно становятся лучшими как в Москве, так и в России. Теперь, возможно, пришло время, когда стоит жертвовать командными результатами ради того, чтобы воспитать «звездочку», которая будет светить на российском и европейском небосклоне. Талантливые ребята на примете есть каждый год. Сейчас некоторые из них играют в дубле красно-белых и «Спартаке-2». Они способны заиграть и в основном составе, нужно только немного терпения. Думаю, ближайшие год-два станут определяющими с учетом сильных, по нашему мнению, ближайших выпусков Академии.
Существует проблема ментальности российских футболистов, которую очень хочется перебороть: многие ребята довольствуются малым. Объясню. Допустим, ребенок из небольшого города попал в «Спартак» и все – жизнь удалась. Нужно очень много работать, чтобы изменить такое отношение юных игроков к собственной карьере и мотивировать их стремиться к более серьезным высотам. Приходят первые успехи, выигрыши, похвала, звание лучшего игрока, внимание прессы – так начинается звездная болезнь. Затем футболисту предлагают контракт с клубом, он попадает в дубль и успокаивается, считая, что дальше все пойдет своим чередом, начинает снижать требования к себе. Причем это не единичный случай – так происходит почти со всеми. Это не самая приятная особенность нашего менталитета. В Европе же люди работают на перспективу, разбивая путь к главной цели на несколько маленьких этапов.
Я согласен с мнением руководителя одной из российских футбольных Академий, сказавшего, что если ребенок мечтает играть за «Манчестер Юнайтед», то нам с ним не по пути. Прекрасно понимаю, о чем он говорит. И мы, конечно, стараемся воспитывать патриотов своего клуба. Очень хочется, чтобы те самые «звездочки» потом сияли именно в «Спартаке».
Родители не должны вмешиваться в тренировочный и игровой процесс, пытаться влиять на него: с ребенком должен работать специалист, который учился этому не один год и знает свое дело. И это правило беспрекословно выполняется в большинстве европейских футбольных школ. Мы всегда готовы выслушать родителей, дать характеристику ребенку, что-то посоветовать. Но ни в коем случае не должно быть ситуаций, когда родитель говорит своему чаду: «Не слушай тренера, пойдем, я тебе во дворе сейчас покажу, как правильно». У отца, который всю жизнь был математиком, вдруг просыпается тренерский дар! А потом ребенок приходит на тренировку или игру и, вместо того чтобы слушать тренера, смотрит на трибуну, и ждет, что папа скажет. Доходит до смешного: родители снимают игру на планшеты, записывают, кто и сколько отдал передач, и потом производят «статистический анализ». Затем знакомят нас с ним и говорят: «Мой ребенок должен играть больше. Посмотрите: Федя Иванов сыграл хуже, чем мой. Почему тренер не доверяет моему?». К сожалению, иногда приходится расставаться с детьми из-за таких родителей.
Я люблю свою работу, к ней я стремился и в ней видел себя. Хоть у меня и не сложилось с футбольной карьерой, я понимал, что судьба рано или поздно заведет меня в какую-нибудь спортивную структуру. Отец предсказал осуществление этой мечты. Когда я только пришел в «Спартак», он, глядя как я работаю, сказал: «Уверен, ты станешь директором». Так и получилось…
Как и к ФК «Спартак», к нашей Академии столько внимания, как ни к какой другой. Выиграли – носят на руках, оступились – «закопают». Здесь все под микроскопом, но мы привыкли так жить. Нужно просто продолжать делать свою работу, стараясь выполнить ее максимально хорошо.
Комментарии: