"Агенты сказали, что Эмери зовет в "Севилью". И я на полгода остался без клуба". История победителя юношеского Евро
28-летний полузащитник тульского "Арсенала" Игорь Горбатенко в интервью "СЭ" – о Кирьякове и Божовиче, Эмери и Карпине, поколении победителей юношеского Euro-2006 и лимите на легионеров.
ПРИ КИРЬЯКОВЕ ИГРАЛИ ПРИМИТИВНО, ПРИ БОЖОВИЧЕ – В КОРОТКИЙ ПАС
– Параллельно с "Арсеналом" в Белеке сборы проводит "Хайдук". Хорваты тренируются стабильно два раза в день и еще из тренажерного зала не вылезают. У туляков режим занятий пока гораздо лайтовее. Вам повезло с тренером?
– (Улыбается). У каждого специалиста своя методика подготовки. Миодраг Божович избрал такую. А мы придерживаемся его плана. Что нам говорят, то мы и делаем.
– Тренировочный процесс Божовича и Кирьякова – небо и земля?
– Ну... Да. Большая разница.
– Кирьяков больше напирал на "физику"?
– Да сложно сформулировать. При нем как такого футбола у нас не было. Мы играли примитивно – как правило, за счет длинных передач, забросов. Сейчас стараемся подержать мяч, развивать атаки через короткий пас. Поначалу было тяжело перестроиться на стиль Божовича – мы целый год играли слишком просто при Кирьякове... Но теперь, как мне кажется, у Тулы уже вырисовывается свой рисунок, свой стиль. Больше играем низом и достаточно неплохо.
– Самая крутая установка Божовича на игру?
– Да у Миодрага в основном все установки на матчи короткие. На игру особо настраивать никого не надо. Все понимают степень ответственности – это же премьер-лига. Божович немногословен – выходите и играйте в футбол.
– Может быть, выходите и всех порвите?
– Что-то в этом роде (улыбается). Что говорил нам перед "Зенитом"? "Не надо никого бояться, там собраны такие же люди, как и вы. Если сыграем дисциплинированно, наберем очки".
– Самая запоминающаяся шутка Миодрага?
– Ох. Да он все время с нами на языке юмора разговаривает (смеется). Сложно выделить что-то одно. Всегда на позитиве. Следит за тем, чтобы все пребывали в хорошем настроении. Все улыбаются и получают удовольствие от интересных тренировок.
"АРСЕНАЛ" СО ВСЕЙ ПРЕМЬЕР-ЛИГОЙ ДОГОВОРИЛСЯ ЧТО ЛИ?
– В команде уже проводили Максима Беляева в "Зенит"?
– Еще вчера СМИ отправляли его в "Зенит", а сегодня уже в "Спартак". Много всего пишут в интернете. Но пока ничего не случилось, мы очень рады его видеть в "Арсенале". Если же трансфер состоится, мы все пожелаем ему удачи.
– "Звезду" он из-за этих новостей не поймал?
– Нет, что вы? Макс тренируется так же, как и всегда.
– Илья Максимов в интервью "СЭ" назвал восьмым чудом света то, что "Арсенал" остался в премьер-лиге при Кирьякове. Вы тоже так считаете?
– В любом случае, на поле играют футболисты, в основном все зависит от них. С другой стороны, тренер тоже часть команды. Чудо? Не готов сказать. Остались – и слава богу.
– Когда в конце прошлого сезона обыграли "Спартак", какие чувства испытали? С одной стороны, не вылетели напрямую, попали в "стыки". С другой, как многие говорили, победили разобранного соперника, который две недели праздновал чемпионство.
– После матча действительно стали говорить о том, что "Спартак" пребывал в эйфории. Но если вспомнить саму игру: если бы не удаление и не наш быстрый гол, все могло бы пойти совсем по-другому сценарию. "Спартак" есть "Спартак". Он в любом состоянии опасен. Несмотря на счет, нам пришлось реально нелегко в тот день.
– А потом пошли разговоры о том, что Тула два матча проиграет в нынешнем сезоне...
– Если так рассуждать, то мы вообще-то чудом не вылетели. Ведь "Терек" обыграл "Крылья". Как можно нас в чем-то подозревать?! Мы, получается, со всей премьер-лигой договорились что ли? Мне такие слухи даже неинтересны. Мы выходили и бились на поле. И я в конце прошлого сезона что-то не видел, чтобы спартаковские футболисты где-то не добегали, уступали в единоборствах. Все было как всегда. Просто, возможно, им победа была нужна меньше, чем нам. Они свою задачу выполнили. А у нас на карте стояло: либо все, либо ничего!
– В этом сезоне оба раза закономерно уступили чемпионам?
– В первом круге, пожалуй, да. А в Туле, на мой взгляд, мы играли не хуже соперника, ни в чем не уступили красно-белым. Даже могли и выиграть. Но так сложилось, что пропустили мяч в концовке.
– На "Спартак" у вас сохранился особый настрой?
– Лично у меня? Ой, точно нет. Обычная игра.
ЭМЕРИ ВИДЕЛ МЕНЯ В СОСТАВЕ, КАРПИН – НЕТ
– Нередко доводилось слышать от футболистов, которые не смогли пробиться в основу "Спартака", что им толком не дали шанса себя там проявить. Это ваш случай?
– Я в основном ходил по арендам. Мало времени провел в самом "Спартаке", если разобраться.
– Почему?
– Так складывалось. Видимо, меня не видели в основе.
– Но ведь Унаи Эмери то вам шансы давал.
– Да. Он меня вернул в состав, вроде бы доверял. Но потом его уволили, пришел Карпин...
– Эмери же вас и в "Севилью" хотел забрать?
– Не знаю. Слухи какие-то доходили. Агенты говорили мне про интерес со стороны испанского клуба. Но мне лично Эмери не звонил.
– Карпин объяснял, почему вас не видит в составе?
– Да особо бесед у нас с ним не было. Просто, видимо, я не подходил под его видение. Было и было... Я принадлежал "Спартаку",но играл в других командах. Вроде как был в "Спартаке", а вроде как нет (улыбается). Хотя ничего плохого про красно-белых сказать не могу. Раз не задержался там, значит, не сложилось. Такова судьба.
– В "Спартаке" вы тогда пересеклись с Артемом Дзюбой. Верно ли утверждение, что язык – его враг?
– Да ну... Артем всегда был на позитиве, шутил. Разве это плохо? Если Дзюба все время улыбается, но в то же время хорошо делает свою работу, забивает, пашет на тренировках, ничего страшного в этом точно нет.
– А его фраза "тренеришка" про Эмери, ушедшая в народ?
– Он сказал ее сгоряча, на эмоциях. Это со всеми случается. Все мы люди вспыльчивые. Не стоит зацикливаться на этом моменте.
– Владислав Рыжков как-то заметил: "Спартак" – такая команда, где тебя каждый день могут отправить в дубль...
– И такое было, скрывать не стану. То мы тренируемся с основой, и нам говорят, что все хорошо. А когда подходят матчи – отправляют выступать за дубль. Вот и все. В "Спартаке" большая конкуренция. Руководство хочет результата здесь и сейчас. А что будет завтра – никого не интересует.
– То, что прощали в играх и на тренировках легионерам, молодым россиянам – нет?
– Да я сыграл всего пять или шесть матчей за основу. Не могу сказать, что меня прямо уж "закопали". Просто Эмери видел меня в основе, а Карпин – нет.
ПОСЛЕ ЕВРО-2006, НАВЕРНОЕ, ПОДУМАЛИ, ЧТО ЛЕГКО ЗАИГРАЕМ ВО ВЗРОСЛОМ ФУТБОЛЕ
– У вас есть ответ на очень популярный в российском футболе вопрос: почему победители юношеского чемпионата Европы-2006 так толком потом и не "выстрелили"?
– Саша Прудников выступает в премьер-лиге, Сапета тоже. Плюс-минус человек десять играет на нормальном уровне – ФНЛ и РФПЛ.
– Но ждали-то от вашего поколения гораздо большего.
– Да уже немало времени прошло с того триумфа. 12 лет. Кто-то вообще закончил с футболом.
– Почему так произошло?
– Это все-таки был юношеский чемпионат Европы. Взрослый футбол оказался совсем другим...
– Приведу слова Игоря Колыванова: "Где-то сами ребята потерялись. Многие ведь были в хороших клубах. "Спартаке", ЦСКА, "Локомотиве". Однако свой шанс использовать не сумели. Все-таки в юном возрасте много соблазнов...". Жестко, но справедливо?
– Возможно, когда выиграли тот турнир, многие подумали, что все дороги открыты. Мол, сразу на высоком уровне станем играть. Хотя свою состоятельность нужно доказывать каждый день. Да, выиграли турнир. Но о триумфе надо было побыстрее забыть, а не жить прошлым.
– Вас тоже подвело затянувшееся состояние эйфории?
– Да, где-то и это присутствовало. Кроме того, от нас, молодых чемпионов Европы, многого ждали, с нас был повышенный спрос. Не все оправдали этих надежд, не все выдержали давления.
РОССИЙСКИЙ ПАСПОРТ ПОМОГАЕТ? А КАК ЖЕ СИТУАЦИЯ ДЗЮБЫ И ШАТОВА?
– Говорят, в российском футболе две проблемы, которые мешают расти молодым игрокам. Во-первых, слишком большие контракты. Нужно ли вводить потолок зарплат для молодежи?
– Здесь палка о двух концах. Может быть, какое-то ограничение и нужно. А с другой стороны – люди будут понимать, что выше этого потолка они получать деньги не будут и не станут ни к чему стремиться. Даже не знаю, что лучше. Каждый сам должен решать для себя. Можно же получать высокую зарплату, но разумно распоряжаться деньгами и дальше прогрессировать.
– Во-вторых, лимит на легионеров. Есть у тебя российский паспорт, и ты особо не паришься о месте в составе.
– Опять же спорное утверждение. Посмотрите на "Зенит". В дубль отправляют хороших российских футболистов Шатова и Дзюбу, игроков сборной. Паспорт-то у них есть, но, значит, чем-то не подошли тренеру по спортивному принципу.
– Артур Юсупов в интервью "СЭ" заметил: "Если отменить лимит, в "Зените" будут играть 11 аргентинцев, а в "Спартаке" – 11 бразильцев"
– Возможно, и так. Но есть же в "Спартаке" Зобнин, а в "Зените" – Кокорин. Как аргентинцы и бразильцы их вытеснят, если они будут играть на таком же уровне? В это слабо верится.
– Три лучших игрока чемпионата России, по вашей версии?
– Мне нравятся Промес, Кокорин, Смолов, еще Фернандеш из "Локомотива".
– Лимит и завышенные зарплаты вы не считаете основными проблемами для молодежи. Так что же тогда самое сложное при переходе из юношеского футбола во взрослый? Почему мы теряем таланты?
– Думаю, молодым игрокам нужно больше доверять. Чтобы они не боялись, что за одну неудачную игру их зачехлят... Здесь многое зависит от тренера.
НЕ ОПУСКАЛ РУК, ДАЖЕ КОГДА ОТПРАВЛЯЛИ ОДНОГО ТРЕНИРОВАТЬСЯ В МАНЕЖ
– На ваших глазах многих "зачехляли"?
– Конкретных примеров сейчас уже не приведу, но, думаю, многие с этим сталкивались.
– Когда в вас в "Спартаке" не верили и отправляли в дубль либо по арендам, руки опускались?
– Ни в коем случае! Зачем? Если тебя не видят в команде, надо сразу все бросать что ли? Это не про меня. К тому же я порой не мог играть из-за травм. Операции, долгое восстановление... Где-то, наверное, сам что-то делал не так. Но вот духом я никогда не падал. Даже когда мне говорили одному тренироваться в манеже. Я шел и занимался. Ждал вариантов, так как всегда хотел играть в футбол!
– А кто и за что вас отправлял в манеж?
– Когда возвращались из аренд, Карпин нас, молодых, в команде не видел и говорил, чтобы мы тренировались отдельно с тренером в манеже.
– Осталось на него обида?
– Нет, никакой обиды. Просто у него было свое видение состава. Я в его картину не вписывался. В футболе, во вcех командах такое происходит. Кому-то ты нравишься, кому-то нет. Это нормальная вещь. Слава богу, что я сейчас играю в премьер-лиге.
– А что вам как тренер дал Эмери?
– Он меня заметил в дубле, позвал в основу. Вернее его помощник ему меня порекомендовал. Унаи пригласил меня на тренировку первой команды. Правда, знакомство получилось своеобразным.
– Расскажите.
– Я пришел, поработал с основой, испанец остался доволен и позвал на следующую тренировку. А на следующий день его ассистент мне почему-то сказал, чтобы я опять отправлялся в дубль.
– Странно...
– Ну да. Правда, потом Эмери опять меня вытаскивал в основу, и я играл. Поэтому мне не за что обижаться на "Спартак".
ДОСРОЧНО РАСТОРГ КОНТРАКТ СО "СПАРТАКОМ" И НА ПОЛГОДА ОСТАЛСЯ БЕЗ КОМАНДЫ...
– Последний матч за основу красно-белых вы провели в 2012 году против "Динамо" (1:5)...
– В перерыве меня заменил Дзюба. А затем уже пришел Карпин и я сразу понял, что в основе меня не будет. Вновь оказался в дубле.
– Потом было еще хуже. Как вы остались без команды?
– Со "Спартаком" я расторг свой контракт за три месяца до его истечения.
– Но зачем?
– Мне агенты насоветовали. Мол, уходи, сейчас найдем тебе хороший вариант. Как раз тогда сказали, что Эмери хочет взять меня в "Севилью". Я поверил людям, покинул "Спартак" и в итоге на полгода остался без команды...
– Кто помог не закончить с футболом?
– Александр Михайлович Побегалов позвонил и позвал к себе в "Шинник". Он очень хороший тренер и психолог. Работает 24 часа в сутки. Все время что-то новое придумывает.
– Например?
– Ездил на стажировку в "Боруссию" к Юргену Клоппу. И пытался какие-то упражнения перенести оттуда на нас.
– Тяжелые?
– Да нет. Футбольные, игровые, просто немного другие.
– С агентами, которые посоветовали вам тогда уйти из "Спартака", больше не общаетесь?
– Общались. Но я им сразу сказал, что больше мне с вами не по пути. И потом я, как правило, уже работал без агентов. Есть один хороший знакомый, который мне помогает.
Комментарии: