Массимо Каррера: "Погуляли на славу! А вы как хотели?!"
Эксклюзивное интервью тренера красно-белых "СЭ"
ТРЕНИРОВКА В ПОНЕДЕЛЬНИК? ЭТО Я ПОГОРЯЧИЛСЯ
C Каррерой пообщался Георгий КУДИНОВ – консультант по спорту и туризму при Генконсульстве РФ в Милане.
– Еще раз с победой в чемпионате России, Массимо! Как вам живется в новом качестве?
– Спасибо, неплохо. Выспался. А когда проснулся, то обнаружил, что под окнами нашей гостиницы идет снег. Для итальянца это не очень привычно для начала мая (смеется).
– А я думал, встречаете новый день в Тарасовке: вы ведь сказали мне накануне, что на утро понедельника у вас назначена тренировка.
– Сказал. Но погорячился. Уж извините... Я ведь в первый момент искренне это планировал, но потом понял, что зря так думал. Но главное – не сами ошибки, а умение их исправлять (смеется).
– И когда теперь у вас занятие в Тарасовке?
– В среду. Назначать его на понедельник было делом бессмысленным, а во вторник Россия отмечает великий праздник. Так что мы возобновим работу со среды.
– Про то, как "Спартак" отмечал победу в воскресенье вечером, написано уже немало. Есть и фото, и видео... Так что нет смысла отрицать очевидное: погуляли на славу!
– А как вы хотели?! Не знаю, как для других, а для меня лично все получилось спонтанно, и это вдвойне приятно! Заранее я ни к каким торжествам точно не готовился. Ну а потом эмоции захлестнули всех, вот и захотели собраться вместе. И это замечательно!
– Судя по разным свидетельствам, многих игроков вы впервые увидели в таком интересном состоянии. Своего капитана, например...
– Так и футболисты, наверное, впервые увидели своего главного тренера в таком радостном настроении. Это нормально, а как иначе, если мы добились такой значимой победы для всех нас?!
– Долго ее отмечали? Голова у вас с утра не болела?
– Признаться, немного болела.
– Водка виновата?
– Нет. Водка – это не про меня. А вот белое вино было. Но чего тут стесняться, если это такой праздник для всех нас?! Странным было бы как раз обратное, то есть не отметить всем вместе такую победу!
– Все прошло спокойно, без эксцессов?
– При мне – точно да. Думаю, что и без меня тоже. Мы ведь с женой уезжали не последними, так что не берусь сказать, как и кто отмечал дальше. Но в такой ситуации это личное дело каждого из ребят! Любой профессионал должен сам знать и понимать, когда и как правильно остановиться и не выйти за рамки дозволенного. Тем более, сезон еще не окончен, а серьезные тренировки никто не отменял. Так что расслабиться один раз в такой ситуации допустимо, но не более того.
– А вы вот еще и говорите в нос – так, словно простудились.
– Честно говоря, продрог немного. В Москве сейчас и так не очень тепло, да еще мы находились рядом с водой... Ну и в гостиницу мы с женой добрались только под утро. А ночью все-таки еще холодновато. Во всяком случае, для нас с супругой.
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПОСЛЕ "ТОМИ"? БОЛЬШЕ МОЛЧАТЬ НЕ БУДУ
– До вашей жены Пинни я дозвонился в понедельник раньше, чем до вас. Она призналась, что давно не испытывала таких сильных эмоций, как в воскресенье.
– Моя семья – моя крепость. Я рад, что Пинни вернулась в Москву как раз к матчу с Томском и успела застать все происходящее. Дочери, возможно, прилетят к встрече с "Тереком". Мне хочется разделить нашу победу со всей семьей.
– Вы уже знаете, как 17 мая "Спартак" будет отмечать чемпионство на своем стадионе?
– Честно говоря, нет. Но уверен, что это будет интересно и незабываемо. Как и все то, что происходит сейчас со мной и с моей семьей в Москве.
– Чемпионство и торжества – это хорошо. Но ведь вам еще играть три матча в этом сезоне: сумеете мотивировать команду так, чтобы она вышла на поле не отбывать номер, а добывать очки?
– Будем работать над этим! Я бы очень хотел преодолеть рубеж в 70 очков, а для этого ведь надо побеждать! При этом никто нам их дарить не собирается, опять будет серьезная борьба, так что о расслабленности речь не идет. Нельзя было не дать ребятам отдохнуть и переключиться хотя бы на день-два, но со среды мы должны опять включиться в работу. Мы еще не настолько сильны, чтобы выигрывать матчи на классе, так что любой поединок требует от нас максимальной концентрации сил и эмоций.
– Вот теперь вновь узнаю ваше фирменное занудство. Чувствую, что игрокам придется несладко в среду в Тарасовке!
– Это не занудство, а сегодняшние реалии. Нам еще работать и работать, чтобы выйти на более высокий уровень. Тем более, в следующем сезоне нам играть в Лиге чемпионов, а это очень серьезное испытание. И готовиться к нему надо начинать уже сейчас.
– Ваша постоянная неудовлетворенность в работе и постоянное желание двигаться вперед – классные качества для тренера. Не с этим ли связан ваш отказ общаться с прессой после недавнего победного матча с "Томью", который многих откровенно разочаровал?
– Я бы не очень хотел вдаваться в подробности. Это единичный случай – первый за весь сезон.
– Вот именно поэтому он и вызвал такой резонанс. Народ интересуется, почему до того безотказный Каррера взял и не пришел на пресс-конференцию после матча, который в итоге стал золотым?!
– Если серьезно, то это очень личное. Это сидело глубоко внутри. У меня накопился целый клубок эмоций в тот день. И я выбрал оптимальный, как мне кажется, вариант на тот момент. Недаром говорят, что иногда молчание – это золото. Кстати, молчание как раз золотом в итоге и обернулось (смеется).
– И чего теперь всем ждать от вас после игр – интересного общения, к которому все так привыкли, или загадочного молчания, которое оборачивается золотом?
– Это, повторю, единичный случай. Так что молчать не буду!
– Но даже при отказе от общения с прессой вы не ушли от привычного после домашних матчей общения с болельщиками...
– На то, чтобы публично не высказываться по поводу матча с "Томью", у меня были веские причины, нравится это кому-то или нет. А вот для отказа от общения с болельщиками их не было.
ЛУЧШЕ ОДИН РАЗ 0:3, ЧЕМ ТРИ ПО 0:1
– Какую роль сыграли в чемпионстве вашего "Спартака" фанаты?
– Все больше убеждаюсь в том, что "Спартак" – самый популярный клуб России. И одно из доказательств тому – полный стадион на матче с "Томью", аутсайдером турнира. А еще мне рассказали, что весь спортивный интернет был забит в воскресенье вечером и утром в понедельник бесконечными новостями из "Спартака" и про "Спартак". Его чемпионство – событие очень, как я понимаю, заметное для спортивной России, так зачем это было бы отрицать? Наши уникальные болельщики сыграли важную роль в нашем успехе, и я рад, что мы доставили им такую большую радость!
– Победа в чемпионате за три тура до его окончания – уверенная и очень достойная. Но если сегодня ваше чемпионство выглядит закономерным по итогам сезона, то на момент вашего назначения главным тренером люди вряд ли на такое рассчитывали. В какой момент сами поверили в то, что ваш "Спартак" может выиграть золото?
– Прекрасно понимал и болельщиков, и журналистов, и экспертов. Когда меня сделали сначала временным, а затем постоянным главным тренером "Спартака", самыми популярными вопросами наверняка были такие: "Как ему доверили?" "Что он может?" "Откуда он вообще взялся?" Понятно, что и у самих игроков в головах должно было сидеть примерно то же самое. Вот почему очень важными стали мои первые беседы с командой, во время которых я донес до ребят то, что считал нужным. Не буду сейчас вас обманывать и говорить, что сразу был уверен в том, что мы сможем выиграть чемпионат. Нет, такого не было. Но с самого начала настраивал и себя самого, и ребят на то, что мы должны подходить к каждому матчу с верой в свои силы и с отдачей не в 100, а в 150 процентов. Нам надо было играть и сражаться так, чтобы не в чем было потом себя упрекнуть. К счастью, команда это поняла и приняла довольно быстро. Разумеется, у нас случались и проколы по ходу сезона, но в целом смогли удержать высокий уровень концентрации. Который и позволил нам выиграть чемпионат.
– Серия из трех поражений прошлой осенью, крупный проигрыш в Самаре и недавняя хлесткая пощечина от "Ростова" на ваш день рождения – какой из этих моментов самый сложный?
– Три проигрыша.
– А вы можете хотя бы сейчас объясниться, почему уступили в Хабаровске команде из ФНЛ?
– Могу. Я и тогда мог. Но не буду делать это публично, потому что это наше внутреннее дело. Скажу только одно: когда мы выходили на тот матч, у меня было дурное предчувствие. И оно меня не обмануло.
– А два поражения подряд – от "Зенита" и "Уфы"?
– Неудача в Петербурге сенсацией быть не может, кто бы что ни говорил. Другое дело проиграть доме "Уфе". Но это футбол, в котором всякое бывает. И вот тогда нам действительно пришлось трудно психологически именно из-за серии поражений, а не от каждого отдельного проигрыша. Главное, что нашли в себе силы преодолеть ту хандру и закалились для будущих побед.
– А как быть с провалами в матчах с Самарой и с "Ростовом"?
– Вы употребили правильное слово – "провал". Именно это и случилось оба раза, однако не вижу смысла вдаваться в детали. Лучше один раз проиграть 0:3, чем три раза проиграть по 0:1.
ДНК
– С громкими поражениями понятно. А вот согласны ли вы с модным на сегодня суждением о том, что Каррера выиграл чемпионат России за счет ДНК туринского "Ювентуса"? Понятно, что эти разговоры идут на фоне того, что "Старая синьора" шестой год подряд доминирует в Италии, а вы в свое время выигрывали титулы в этой команде и как футболист, и как тренер.
– Знаете, я не был бы столь категоричен. Во-первых, не всю свою карьеру провел в "Ювентусе", да и работал там не главным тренером, а помощником, что не одно и то же. Так что с одной стороны, действительно вкусил в "Юве" победного духа, но с другой, не был там определяющей фигурой, чтобы говорить , что у меня хватает победного духа на всю команду! Во-вторых, я ведь в общей сложности тринадцать сезонов выступал в таких командах, как "Бари", "Наполи", "Аталанта". Это сегодня Неаполь рвется в Лигу чемпионов, а "Аталанта" – в Лигу Европы, а в мои времена Бергамо и Бари балансировали между сериями А и В. Мой сезон в "Наполи" полностью пришелся именно на серию В. Те "Бари" и "Аталанта" считали своим личным "скудетто" сохранение места в высшем дивизионе. Так что в этих трех клубах речь шла не столько о победном ДНК, сколько о выживаемости в экстремальных условиях. И вот этого-то во мне с избытком, это точно.
– С последним вашим изречением трудно не согласиться. В связи с этим предпоследний вопрос: вы остаетесь в "Спартаке" на будущий сезон, чтобы продолжить работу в экстремальных условиях?
– Мой контракт действует до лета 2018 года, и пока я не получал уведомлений о его расторжении, так что надеюсь поработать со "Спартаком" и в Лиге чемпионов (смеется). Мои мысли сегодня только об этой команде, все остальное – это слухи. Сейчас нам необходимо достойно провести оставшиеся три матча, затем недолго отдохнуть и приступить к подготовке к новому сезону, который обещает быть очень насыщенным. А она начнется уже через месяц с небольшим, в середине июня.
– Последний вопрос, на который в прошлый раз вы мне так и не ответили: придумали, наконец, что сможете подарить клубному музею "Спартака", который вам так понравился?
– Не я, а мы все уже подарили нашим болельщикам, а значит, и директору нашего музея, чемпионский кубок, который выиграли! Что касается меня лично, то, может быть, мне стоит презентовать свой галстук, почему нет? Подарили же мне мои ребята на этот день рождения именно его вместо победы! (Смеется.)
Комментарии: