Царь Мостовой и премьер-министр Карпин
Испанский собкор "СЭ" прошелся по Виго и выяснил, что Александр Мостовой и Валерий Карпин по-прежнему много значат для этого города и "Сельты".
ОЧЕНЬ ПРИЯТНО, ЦАРЬ
Слово "Царь" в Виго произносят с придыханием. Добавлять имя царя нет необходимости. Царь есть только один. Александр. Но не Александр II Освободитель, не Александр III Миротворец, не Александр Македонский. В Виго царь – это только Александр Мостовой. Его фотографии встречаются повсюду на стадионе "Балаидос" и в окрестных барах. Мостовой – это символ величия "Сельты" для местных болельщиков. Галисийский клуб выкупил Мостового у "Страсбурга" в 1996 году за 325 миллионов песет (около 2,5 миллиона долларов), и Александр защищал небесно-голубые цвета "Сельты" в течение восьми следующих сезонов. Он стал лидером команды в лучший период ее истории – по итогам шести сезонов подряд клуб из Виго не опускался ниже седьмого места в итоговой турнирной таблице примеры.
Трепетное отношение испанцев к таланту Мостового лучше всего передают слова Виктора Фернандеса, тренера "Сельты" на пике ее расцвета: "Когда Мостовой бил по мячу, мяч чувствовал хорошее отношение к себе и даже звучал по-другому – не так, как если бы бил кто-то другой".
Мостовому в Галисии охотно прощали любые сложности характера. Александру предоставлялась роль свободного художника, а рояль за него таскали рабочие лошадки. В том числе Валерий Карпин, пять сезонов бороздивший правый фланг атаки "Сельты", и Эдуардо Бериссо, нынешний главный тренер "Сельты", и чемпион мира бразилец Мазинью, отец Тиагу Алькантары и Рафиньи, футболистов "Баварии" и "Барселоны".
Теперь в Виго выросло целое поколение болельщиков, не видевших игру Мостового, но передающих его Легенду – юные болельщики тоже носят футболки с десятым номером и фамилией Мостового, публикуют в социальных сетях видео голов российского полузащитника к юбилеям былых побед и называют Мостового лучшим футболистом в истории "Сельты".
С уходом Александра из "Сельты" игроков его калибра в Виго больше не было. Яго Аспас делает попытки посягнуть на трон, но современная "Сельта" слишком далека от той команды по всем параметрам – что по успехам на национальной и международной арене, что по красочности игры. Для многих нейтральных болельщиков "Сельта" в те времена была любимой испанской командой! А Мостовой до сих пор остается рекордсменом небесно-голубых по количеству матчей в рамках примеры – 235, а также шестым лучшим бомбардиром с 72 голами.
КАРПИН В ОБРАЗЕ КОБЕЙНА
Вопрос о том, кто самый популярный футболист "Сельты" всех времен, даже не стоит. Достаточно обойти бары вокруг стадиона "Балаидос" и посмотреть фотографии на стенах. Мостовой – номер один. Второе место по популярности занимает Яго Аспас. Третье – Валерий Карпин. Далее идут Нолито, Макелеле и Сальгадо. Среди фотографий, сделанных во время матчей, мелькают и более оригинальные – хозяина бара в обнимку с Мостовым, чьи-то дети рядом с Царем и автографом Мостового "Для Адриана". Бросается в глаза и фотография целой рок-группы в образе Beatles – в строгих пиджаках и с инструментами. За барабанной установкой – Клод Макелеле, с гитарами – Александр Мостовой в центре и Мичел Сальгадо с краю, а улыбающийся шире всех Валерий Карпин касается струн бас-гитары левой рукой – как Курт Кобейн.
За сутки до начала матча с "Краснодаром" забегаловки около стадиона пусты, что логично, – "Балаидос" находится на окраине Виго. Чтобы найти собеседника, приходится обращаться к бармену. Достаточно при знакомстве назвать свое имя – Александр, – и в ответ Хорхе восторженно произносит: "Как Царь!"
– Мостовой для болельщиков "Сельты" навсегда останется "Царем "Балаидоса", потому что играл в футбол сердцем. Он раздавал лучшие пасы во всей примере ногами, но как будто делал это сердцем. Он знал, как для фанатов важно дерби против "Депортиво", и всегда устраивал шоу в матчах с "Депортиво".
– Если Мостовой – царь, то кто тогда Карпин?
– Карпин был премьер-министром! Царь иногда отдыхал, он же царь. А премьер-министр никогда не позволял себе паузы. Карпин играл каждый матч как последний. Образец трудяги! Жаль, что выступал за "Сельту" не так долго, как Мостовой.
Почитание царя Мостового дошло в Виго до таких масштабов, что болельщики "Сельты" решили установить около "Балаидоса" памятник российскому футболисту. Увы, дальше постамента дело не пошло. Причем болельщики собрали именно ту сумму, что была названа скульптором, но затем деньги куда-то ушли, а памятник так и не появился. Руководство "Сельты" не смогло спасти ситуацию – клуб был тогда на грани банкротства и несколько месяцев не платил зарплату футболистам. Тут уж было не до памятника.
"СЕЛЬТА" РОССИЙСКИМ КЛУБАМ НЕ ПРОИГРЫВАЕТ
Когда "Сельта" в прошлый раз встречалась с российским клубом, Валерий Карпин работал на той игре… переводчиком. То был матч со "Спартаком" в 1/16 финала Кубка УЕФА в феврале 2007 года. "Сельта" неожиданно выиграла – при том что галисийцы тогда находились в испанском чемпионате в зоне вылета, три месяца не одерживали побед в национальных турнирах и без устали повторяли, что Кубок УЕФА для них не так важен в ситуации, когда есть риск опуститься в сегунду. Спустя три месяца "Сельта" все же вылетела, проиграла в следующем раунде Кубка УЕФА оба матча "Вердеру" и с тех пор не появлялась в еврокубках. До этого сезона.
Тогдашний главный тренер красно-белых Владимир Федотов пришел на пресс-конференцию после второго матча очень грустным, но сразу расцвел в улыбке, когда увидел за столом Карпина. Вместо резюме по матчу Владимир Григорьевич начал расточать комплименты в адрес Валерия и сам же задал первый вопрос на пресс-конференции – тоже Карпину.
– За какой гонорар работаешь, Валера?
– Бесплатно! – заверил Карпин.
Отработав переводчиком, Карпин встал из-за стола и сразу же попал под перекрестный допрос российских журналистов. Валерий сказал тогда, что в Спартаке" ему понравились только Титов и Торбинский. А на вопрос, возможно ли его возвращение в "Спартак" в какой-либо должности, Карпин в 2007 году ответил так: "Если говорить об отдаленном будущем, то, наверное, да. Все может быть. Но в ближайшие два-три года менять сферу деятельности не буду".
Сферой деятельности Карпина тогда был строительный бизнес. Испанские журналисты называли будущего генерального директора и главного тренера "Спартака" самым крупным землевладельцем в Виго. Партнером Карпина по бизнесу был Мичел Сальгадо, бывший защитник "Сельты" и мадридского "Реала".
Вместе с Мостовым Карпин был участником и самого первого противостояния "Сельты" с клубом из России – "Зенитом" в 2000 году. Обоих футболистов освистывали на "Петровском", что очень их возмутило. Ответить на свист они смогли своей яркой игрой – Карпин забил "Зениту" в обоих матчах, благодаря чему "Сельта" выиграла в финале Кубка Интертото. Этот трофей до сих пор остается единственным титулом, завоеванным "Сельтой". Если не считать победы в низших испанских лигах.
В этом сезоне "Сельта" претендовала на титул посерьезнее – Кубок короля, но после победы в двухматчевом противостоянии с мадридским "Реалом" небесно-голубые сенсационно уступили в полуфинале скромному "Алавесу". То есть тому самому клубу, в котором закончил карьеру Мостовой. Полузащитник пришел туда в 36 лет после полугода без игровой практики, провел за него один мяч, забил в нем гол, был лучшим на поле и… решил завершить карьеру, попросив владельца отпустить его. Царю не нравилось за пределами своего царства – города Виго.
КАРПИН ПОКАЗАЛ СРЕДНИЙ ПАЛЕЦ ИСПАНСКОМУ ЖУРНАЛИСТУ
После предматчевой пресс-конференции в зале появился Валерий Карпин в компании телекомментатора Константина Генича. Карпин пообщался с главным тренером "быков" Игорем Шалимовым и коротко ответил на вопросы испанского журналиста.
Но на последний из них – о том, какой команде он будет желать победы, – бывший футболист "Сельты" не стал отвечать. Вместо ответа Карпин с улыбкой показал журналисту средний палец и удалился. Впрочем, его действия не носили негативного характера – это было общение старых знакомых, и после жеста оба улыбнулись друг другу.
Комментарии: