Бузникин: «Спартак» моего времени — это космос, просто космос
Максим Бузникин рассказал «Чемпионату», почему не уехал в Европу, кричал ли на него Аленичев и как находить игроков для Галицкого.
«Долго следили за Промесом»
— Многие футболисты не могут найти себя по окончании карьеры — но, кажется, это не история главы селекционного отдела «Краснодара» Максима Бузникина.
— Я и закончил карьеру, потому что получил предложение стать скаутом. А так, может, и поиграл бы ещё, желание было. Но меня и отца позвали работать в «Краснодар». Глупо отказываться от такого предложения.
Примерно в 30 лет начинаешь задумываться: «А что мне делать, когда карьера закончится?». О тренерской работе я всерьёз не задумывался. Пока. Хотя в какие-то моменты мне было интересно передать знания молодому поколению. Но на данный момент тренером я быть не готов.
— Максим Бузникин — хороший скаут?
— Смотря что вы вкладываете в это понятие. Хороший, современный скаут должен владеть информацией и, главное, принимать верные решения. Сейчас найти футболиста не проблема. Проблема — договориться с ним.
В России скаутское направление абсолютно не развито. Я не просто так пришёл и сказал: «Я Максим Бузникин, я буду у вас скаутом». Нет, я учился, изучал вопрос, читал специальную литературу.
— Это какую? Я вроде не встречал на полках книжку «Как стать футбольным скаутом. Инструкция для чайников».
— Пытался понять, как работают топовые европейские клубы. Да и обычные команды. Как им удаётся грамотно усиливаться, подписывать контракты с нужными игроками, зарабатывать на них деньги. Много «гуглил», искал разные материалы в Интернете.
— Сейчас есть мнение, что футбольному скауту нужны для работы только две вещи: Football Manager и YouTube.
— Ну, у нас в России ведь каждый разбирается в футболе. Если судить таким образом, то вы правы. В принципе, база данных сейчас действительно есть у каждого второго. Но мало её иметь. Надо уметь ей пользоваться.
Повторюсь, института скаутов у нас в стране не существует. Каждый, по сути, работает по наитию. Плюс не всё зависит от твоих умений. Порой результат предопределяют какие-нибудь мелочи: от настроения футболиста в конкретный день до, скажем, мнения жены о городе, где предстоит жить.
— Сколько часов футбола вы смотрите в неделю?
— Много, очень много. За четыре года работы скаутом я посмотрел футбола больше, чем за предыдущие 35 лет. Несколько часов видео каждый день изучаю. Разумеется, часто смотрю футбол и вживую — не только в Краснодаре, но и в командировках.
— Рубрика «футболисты, которых хотел подписать «Краснодар», но не сложилось». Это всегда интересно.
— Вы же понимаете, что шорт-листы в современном футболе на самом деле не короткие. А очень даже длинные. Потому «интересоваться футболистом» и «подписать контракт» — разные вещи. Но, раз вы спросили, назову Хатема Бен Арфа. Его сложный характер не пугал, шикарные игровые качества перевешивали. За Виргилом ван Дейком пристально наблюдали, когда он играл ещё за «Гронинген». Но голландец выбрал «Селтик», а сейчас отлично смотрится в АПЛ, в «Саутгемптоне».
Собственно, за Промесом долго следили. Но тогда у нас было много легионеров, до конкретного решения не дошло. Бакка, Итурбе тоже входили в шорт-лист в определённый момент.
— Лучшая при вас покупка «Краснодара» по соотношению цена-качество?
— Газинский. Человек из первой лиги дорос до сборной России. Енджейчик тоже до сборной Польши доиграл.
Хорошие футболисты почти всегда стоят денег. Хотя того же Смолова мы взяли свободным агентом. А сейчас он лучший бомбардир РФПЛ.
«Кубани» необходим порядок, адекватный хозяин. Такой, как Галицкий.
— Иностранцев тяжело уговорить переехать в Краснодар?
— Да. У нас отличный город, хорошие условия, президент, который делает для клуба больше, чем всё. Но всё равно на Краснодар иностранцы смотрят как на провинцию. Для них средний европейский клуб лучше.
— Звучит банально, но есть от Галицкого установка: «В атаку покупайте только креативных футболистов. Мы должны играть красиво»?
— Галицкий — уникальный человек. Я не представляю, как он успевает делать так много для ФК «Краснодар». Притом делать не наобум, а блестяще разбираться в вопросе. Он просвещённый человек в футболе. Не дилетант, а настоящий профи.
Конечно, мы учитываем его любовь к комбинационной игре. И вето на трансфер того или иного футболиста он, бывало, накладывал. Сергей Николаевич имеет полное право.
«Стадион без семечек? Раньше и ремнями безопасности не пристёгивались»
— Есть в мире стадион лучше, чем у «Краснодара»?
— Нет в плане аналогов. Поверьте, я играл на самых крутых стадионах мира, сейчас часто посещаю их, смотрю с трибуны… Но ничего подобного не встречал. По структуре, дизайну, красоте, технологиям «Краснодар» выделяется. На ум реально не приходит ни один конкурент.
— В одном из интервью вы говорили, что «Аякс-Арена» — самый крутой стадион на планете.
— Да, но меня спрашивали о стадионах, где я играл. Тем более это было давно — в конце 90-х казалось, что ничего современнее «Аякс-Арены» действительно представить невозможно. Выдвижное поле, автобусы, которые проезжают по периметру стадиона, и многое другое. «Чудо техники!» — думал я. Но на сегодня «Краснодар» ещё убедительнее.
— Вы выросли в Краснодаре и наверняка в детстве грызли семечки на стадионе «Кубань».
— Да кто тогда их не грыз… Я фанатом не был, но, если правильно помню, тоже ел семечки. В детстве вообще на стадион «Кубань» было здорово ходить. Невероятные мачты освещения, громадный 40-тысячник, монументальное здание… Понимаю, что сейчас звучит забавно — мол, это Бузникин так про старый стадион рассказывает?
Но в те времена он реально впечатлял. Да и футбол в Краснодаре всегда любили.
— И всё-таки не могу не спросить про цитату Галицкого: «Зачем такой стадион, где плюют? Вы хотите, чтобы у вас в доме плевали? Мы потратили очень много усилий, чтобы сделать стадион красивым. Не хочется, чтобы они пошли насмарку. Для тех, кто очень чтит традиции, мы специально сделали семечки без скорлупы, они будут в продаже».
— Раньше никто не пристёгивался ремнями безопасности в машине. А сейчас все считают, что это нормально, естественно. Надо идти в ногу со временем. Нет ничего страшного в том, чтобы полтора часа не щёлкать семечками.
— Ничего не имею против «Кубани», но, когда приезжаешь в Краснодар, возникает один вопрос: зачем вообще городу этот клуб? Если у Галицкого настолько классный проект, а в «Кубани» одни сплошные скандалы и ничего хорошего.
— Во-первых, он нужен болельщикам «Кубани». Исторически их в городе много, клуб небезразличен тысячам людей. Это ведь важно, правда?
Несмотря на проблемы и с результатами, и с финансами, болельщики приходят на стадион. «Кубань» — это бренд, команда с традициями. Такими нельзя разбрасываться. Ни в Краснодаре, ни вообще в России.
«Кубани» необходим порядок, адекватный хозяин. Такой, как Галицкий. Человек, который выстроит работу, который будет любить клуб. Наконец, сильная «Кубань» нужна самому «Краснодару». Я скучаю по дерби, по нерву, по празднику для людей в нашем городе. В последние годы «Краснодар» и «Кубань» выдавали сумасшедшие матчи, настоящие драмы. И их надо обязательно вернуть в город.
«В детском саду один побеждал команду из восьми игроков»
— А теперь ударимся в воспоминания. Три момента вашей игровой карьеры, ради которых стоило становиться футболистом.
— Первый — в 15 лет меня привлекают к тренировкам с основным составом «Кубани». Выпускают в товарищеском матче — я забиваю два гола. После чего объявляют, что я теперь игрок главной команды. А для юного краснодарского пацана играть в «Кубани» было мечтой, потолком. И я его достиг в 15.
Второй — контракт со «Спартаком». Я тогда даже не понимал, насколько прекрасно играть за красно-белых. «Спартак» тех времён — это космос, настоящий космос. Со мной долго не подписывали контракт, но в итоге я своего добился.
— Во время просмотра часто «пороли», нервы подводили?
— Я много не «порол». Потому что это был мой футбол. Наоборот, придя из «Лады», я забил в межсезонье кучу голов в товарищеских матчах. Мыслимых и немыслимых.
«Спартаковский футбол» подходил мне идеально. Школу Романцева я запомнил на всю жизнь. Его теории можно было слушать бесконечно. Как и играть в пас в «Спартаке».
— Ваша фирменная фишка — обвести полкоманды и забить. Откуда это?
— А я так всегда играл, ещё в детском саду. Серьёзно — от меня воспитательница мячи прятала. Я ставил вратаря на ворота и играл против всей группы. Один против восьми. И чаще всего выигрывал. Вот оттуда и пошла страсть к обводке и проходам. Ну, понятно, что это была не футбольная секция. В садике особо никто и не умел играть.
— «Спартак» Романцева порой как раз и делал из соперников детсадовцев.
— Потому что всё оттачивалось на тренировках до автоматизма. Все знали, что и когда делать. Никто не придумывал комбинации, они и так были в головах.
Помню, ещё тогда нас «поливали»: «В Европе в такой короткий пас не играют, это прошлый век!». А сейчас, в 2016 году, «Барселона» играет, как «Спартак» 90-х. Но на более высоком уровне, конечно.
Футбол сейчас стал быстрее, немного примитивнее. Не, понятно, что каждое поколение говорит: «А вот мы лучше играли, чем сейчас!». Я так не говорю. В конце концов, скорости нынче выше, физические данные круче.
Но в плане техники, понимания игры, где-то даже гениальности в XX веке было интереснее. Я тут недавно посмотрел полуфинал Евро-88 СССР — Италия. Знаете, какие там скорости были?! Это кажется, что всё медленно. Да наши так прессинговали итальянцев, душили по полной! Шикарный матч. Есть чему поучиться современным футболистам.
— Заканчивая тему: Криштиану Роналду — великий футболист?
— Нет. Моё мнение — он хороший, сильный игрок. Но не более того. Некоторые его действия мне совсем не импонируют. Роналду берёт физикой. В этом нет ничего плохого, но великим таких футболистов не называют.
«Аленичев слишком мягкий? Смешно»
— Аленичев-игрок в «Спартаке» мог наорать, напихать, жёстко поговорить?
— Да. Напихать мог без проблем. На поле Аленичев высказал всё, что о тебе думал. Понимаю, о чём вы — сейчас говорят, что ему не хватило жёсткости в «Спартаке», мол, он слишком мягкий. Мне смешно это слышать. О'кей, вне поля у него действительно очень интеллигентная, спокойная манера разговаривать. Но жёсткость должна быть не в словах. А в решениях. И на поле лучше было не злить Диму. Хотя, конечно, до Пятницкого ему далеко!
— Лучшая цитата Пятницкого.
— Их миллион, но озвучить я не имею права (смеётся). Молодым доставалось очень прилично. Скажем, если кто-то обрезал и не побежал назад, тут же: «Слышь ты, да я тебя, да как так можно...». Ну и всё в таком духе. Горлукович тоже был суров. Мягко говоря. Но это школа жизни, это нормально.
— Какой из европейских клубов, кроме «Интера», звал к себе Максима Бузникина?
— «ПСЖ». Тогда это был не суперклуб, как сейчас, но всё равно серьёзный. Ещё точно Гамбург мной интересовался. В «молодёжке» «Аякс» хотел меня купить. Тут обратный пример — если «ПСЖ» сейчас прекрасен, то амстердамцы как раз в те времена были пределом мечтаний.
— Столько претендентов, но так и не уехали. Почему?
— Принимай я сейчас решение — точно бы отправился в Европу. Тот же «Интер» звал меня в 20 лет. Наверное, я испугался другой страны, другого чемпионата, другого мира… Да и я же говорил, что «Спартак» был космосом. Я не хотел уходить. Какой «Интер», если есть «Спартак»?
«Бахарев мог стать звездой. Зря Лёша ушёл из «Спартака»
— Другая не чужая для вас команда, «Локомотив», сейчас, кажется, пытается вернуть прошлое. Разве можно снова создать «семейный клуб Сёмина»?
— Сомневаюсь. Сёмин строил свой «Локомотив» не один год. А десять лет. Десять, понимаете? Он не только подобрал сильных футболистов, но и сделал из них, простите за штамп, одну большую семью, реальных единомышленников, скорее даже друзей. Мы после каждого матча собирались вместе, общались. Мы не были лебедем, ракой и щукой, которых волнуют только свои интересы. Все ради команды, партнёров, результата.
И вы хотите всё это создать за пару месяцев? За половину сезона? Это невозможно. Сёмин сейчас и 15 лет назад — один и тот же человек. Но у него нет тех условий, времени, футболистов, в конце концов. Прошлое не вернуть.
— Когда играли с «Монако» в 2004-м, понимали, что арбитр Батишта не даст «Локомотиву» пройти дальше?
— Мы могли пройти дальше только при одном условии: если были бы на голову выше «Монако». Иначе — никак. Будь нормальное судейство — думаю, «Локо» победил бы.
Конечно, Батишта нас «душил», оказывал очевидное давление. Это произвол, а не судейство. Но мы все не вчера родились, понимаем, что футбол в Европе — это шоу. И в следующей стадии нужен был «Монако», а вовсе не «Локомотив». Вот Батишта и старался как следует это устроить.
Но всё равно та Лига чемпионов запомнится на всю жизнь. Игра в ней — тот самый третий момент, ради которого стоило идти в футбол.
— В 2009 году после матча «Шинник» — «Луч-Энергия» (1:3) Максим Бузникин, якобы, угрожал судье Кузнецову «физической расправой», за что был оштрафован КДК. За что вы так с ним?
— Да не было там никакой расправы, прости господи. Сказал Кузнецову «пару ласковых» — и всё. Никакого криминала не случилось. На поле всегда можно наговорить кучу лишнего, это футбол. Такое бывало с каждым футболистом и с каждой командой.
Может, Кузнецов ошибался и ненамеренно. Но нам-то не легче от этого! Тогда ведь признали, что пенальти в ворота «Луча» был, а меня удалили несправедливо.
Такие решения показывает твою квалификацию. Значит, не надо здесь судить. Мы же на поле не выходим просто так. А играем за результат, за деньги, ради болельщиков. И арбитр должен соответствовать этому уровню.
— В первом дивизионе вы наверняка накопили миллион бонусных баллов за перелёты. Какой вам до сих пор страшно вспоминать?
— Последний тур сезона, 19 ноября 2005-го, летели с «Ростовом» в Питер на матч с «Зенитом». Сложили сидения, спокойно играем в карты с ребятами — Осиновым, Виноградовым, другими. И тут — бах, все карты прям взлетают вверх, до потолка! Нас тоже подбрасывает, мы, естественно, срочно пристёгиваемся, глаза на выкате. Трясёт-трясёт, кидает-кидает…
Мы поняли, что сели, только по толчку. Пурга ведь, снега по колено, ничего не видно, ничего не понятно… Живые, к счастью, выходим из самолёта и видим, что аэропорт-то закрыт! Нас спрашивают: «А вы откуда прилетели?!». «Из Ростова, а что такое?», — отвечаем. Разумеется, все сотрудники аэропорта были в шоке. Самолётов они сегодня не ждали.
Ещё однажды в Новотроицке пилот просто промазал мимо полосы. Садится, и вдруг видно, что полосы нет! Ну, форсаж, самолёт вверх и потом 2-3 раза заходил на посадку. Ветер был дикий, самолёт сносило, низкая облачность… Мы на следующий день и улететь оттуда не могли.
— Где дольше всего не платили зарплату?
— В «Роторе» вообще денег так и не дали. В «Ростове» хватало проблем. По полгода не получали зарплату.
Некоторые ребята машину оставляли на полпути. Заправлять-то было нечем. Тяжело выходить на поле и добывать очки, когда не знаешь, чем семью кормить. У меня до такого не доходило, но всякие истории у партнёров случались. Впрочем, для России, к сожалению, такие истории — норма.
— Кто из ваших бывших партнёров не стал звездой, хотя должен был?
— Лёша Бахарев. Сумасшедшая левая нога, быстрый, техничный. Зря ушёл из «Спартака» в «Ротор», ему нужно было оставаться. Наверное, не хватило Лёше характера. Ещё Костя Коваленко. Играл немного за «Спартак», «Аланию», «Черноморец», «Кубань», «Сатурн»… Данные блестящие, но не срослось.
— О каком легионере нашего чемпионата можно книги писать?
— Робсон. Блин, он такой весёлый был! Всегда на позитиве, всегда улыбается, всегда общается. Постоянно откликался на шутки, у него была не жизнь, а карнавал! Пил ли водку? Лично я ему не наливал (смеётся). Но, наверное, пробовал.
Комментарии: