Луис Робсон: Попить пивка после игры – бесценно!
О стартующей в Рио Олимпиаде, о ностальгии по России и «Спартаку», о тех в стане красно-белых, кто любил дуть пиво и кто его терпеть не мог, о своем мясном бизнесе в Бразилии и о многом другом – в откровенном интервью, которое дал «ССФ», пожалуй, самый популярный у нас легионер с родины Пеле и Гарринчи.
«ДО СИХ ПОР ПОМНЮ, КАК МЕНЯ ТРОЛЛИЛ ГОРЛУКОВИЧ»
– Со дня на день начнется Олимпиада в Рио-де-Жанейро. Ощущается ли в стране, в частности, в штате Сан-Паулу, где вы проживаете, ажиотаж по этому поводу?
– Конечно! Это грандиозное событие не только для Бразилии, но и для всего мирового спорта. Мы спортивная держава, поэтому с нетерпением ждем этого события.
– Олимпиада затронет только Рио?
– В основном да, но, к примеру, футбольный турнир пройдет и в других городах. Чему народ только рад, поскольку именно эти соревнования вызывают у нас наибольший интерес. В общем, все в предвкушении грандиозного праздника.
– Обсуждают ли в Бразилии отстранение части российской сборной от Олимпиады из-за допинговых скандалов?
– Ох, это очень деликатный вопрос, и о нем, естественно, говорят. Многие сожалеют, что сборная России приедет к нам не в сильнейшем составе, но закон есть закон. Уж где-где, а в Олимпийских играх должны участвовать только честные спортсмены. Все прекрасно понимают, что допинговая история на Олимпиаде в Рио не закончится, что «нечистые» атлеты есть в ряде видов спорта и, разумеется, не только в России (вспомните, например, американского велосипедиста Армстронга, уличенного в применении запрещенных средств), но что тут поделаешь?
– Есть желание посетить какое-нибудь олимпийское мероприятие?
– Желание-то есть, но честно вам скажу: в последнее время наша семья старается избегать мест, где собирается много народа. Сами знаете, что сейчас происходит в Европе, в Германии, Франции или Турции, что во многих странах небезопасно. Все это нас серьезно беспокоит. Поэтому скорее всего мы будем смотреть Олимпийские игры и болеть за наших по телевизору.
– За какими соревнованиями будете следить в первую очередь?
– По правде говоря, у меня нет каких-то предпочтений, кроме футбола. Охватить все не получится, потому что многие соревнования пройдут в одно и то же время. Значит, буду выбирать то, что мне больше нравится.
– Можно ли сказать, что сборная по футболу – главная надежда Бразилии на Олимпиаде в Рио?
– Даже не знаю… У нас есть сильные спортсмены и в других видах, а нашей олимпийской сборной по футболу вечно чего-то не хватает. Не случайно она никогда в истории не выигрывала этот турнир. Помню, спартаковец Сергей Горлукович в свое время троллил меня тем, что у него в коллекции есть золотая олимпийская медаль, а у моих именитых соотечественников Ромарио и Бебето – нет. Ясное дело, что вся Бразилия будет болеть за сборную во главе с Неймаром и надеяться на победу, но то, что она обязательно выиграет олимпийский турнир, я лично не гарантирую.
«ГДЕ ОНИ, НЫНЕШНИЕ ТАЛАНТЫ? ЧТО В БРАЗИЛИИ, ЧТО В РОССИИ…»
– Как в Бразилии восприняли провал своей сборной на Кубке Америки в Штатах?
– Для меня это не стало сюрпризом! Неожиданностью скорее оказался недавний финал Кубка Либертадорес, где встретились колумбийский и эквадорский клубы, а хваленые бразильские, аргентинские, чилийские остались позади. И это меня очень радует, потому что футбол всегда должен нести нечто новое, рождать сюрпризы. Ведь здорово же, что чемпионат Англии выиграл «Лестер», о котором в мире мало кто слышал! В этом соль футбола, его интрига. Что же касается бразильского футбола, то, как я и говорил вам в предыдущих интервью, он находится в застое, в глубоком кризисе. И это ни для кого уже не секрет. Почти нет инвестиций в детский футбол, в обучение юных, молодых игроков, нет нужной для этого системы, пирамиды. Таланты по-прежнему продолжают уезжать из страны, как только появляется такая возможность. Да и где они, нынешние таланты? Их что-то и в сборной не видно! Неймар, пожалуй, был последним из них. Много писалось о Филиппе Коутиньо, выступающем ныне в Англии, в «Ливерпуле», о том, что у него невероятный дар, что он восходящая звезда. И что? Где он? Как и прежде, подает надежды… Многим нынешним бразильским футболистам не хватает базового профессионального образования, не говоря уже об общем, культурном.
– Сборная России тоже недавно с грохотом провалилась – на чемпионате Европы во Франции. Вы следили за ходом этого турнира?
– Конечно, следил, и за выступлением вашей команды – тоже. Откровенно говоря, она меня совсем не впечатлила. Если стартовый матч с Англией, а точнее – спасительный гол на последней минуте, еще оставил какие-то надежды на благополучный исход борьбы в группе, то два следующих меня полностью разочаровали. Мне кажется, сборной России сейчас не хватает того, к чему всегда призывал в «Спартаке» Олег Романцев. Помню, перед игрой он часто говорил так: «На матчи против больших команд надо выходить с мыслью о победе и стараться победить, а остальных вы просто обязаны обыгрывать!» С таким настроем мы и выходили на поле. Иногда, помимо тренерской установки, лидеры нашей команды – Титов, Тихонов и другие собирали остальных в своем кругу, подбадривали, «пихали», если надо, – и все готовы были землю грызть друг за друга. Сейчас, по-моему, у ваших сборников такого настроя нет.
– Это в точку! Необъяснимое безразличие, отсутствие мотивации – этим грешат многие современные российские футболисты. Вы, кстати, продолжаете интересоваться событиями в «Спартаке»?
– Стараюсь быть в курсе дела. Знаю, что мои бывшие партнеры по команде Титов и Ананко помогают Аленичеву в руководстве командой…
– Не совсем так – Ананко уже уволили.
– Да? Значит, упустил… Что еще? Читал, что Тихонов возглавил клуб первого дивизиона. Порадовался этой новости, потому что у Андрея есть много качеств, необходимых тренеру. Он и на поле был думающим, рассудительным, целеустремленным футболистом. Все это, убежден, пригодится ему в новой профессии. Хочу пожелать ему успехов.
«АЛЕНИЧЕВ ВЕРНЕТ «СПАРТАК» НА РОМАНЦЕВСКИЕ ПОЗИЦИИ»
– У Дмитрия Аленичева в прошлом сезоне в «Спартаке» все сложилось не лучшим образом – команда финишировала в чемпионате лишь пятой. В ваши времена это сочли бы катастрофой. Что вы думаете об Аленичеве-тренере?
– У него как у футболиста всегда были выучка, хорошая школа. А такие вещи никуда не исчезают. Еще будучи игроком, он обрел богатый опыт, выступал за границей – в Португалии и Италии. С «Порту» добился больших успехов, выиграл Лигу чемпионов, работал бок о бок с Жозе Моуриньо. Все это, безусловно, пошло ему на пользу. Такой багаж дорогого стоит! Я верю, что у него в итоге получится в «Спартаке». Ведь он провел у руля команды всего один год, а этого, несомненно, мало для того, чтобы вернуть ее на прежние, романцевские позиции. Если не ошибаюсь, Аленичев успешно работал в тульском «Арсенале», вывел этот коллектив на совершенно другой уровень, в премьер-лигу. Думаю, он способен и «Спартак» поднять на пьедестал, тем более что эта команда ему как родная. Дмитрию нужно время, и хорошо, если в клубе к этому относятся с пониманием.
– Пару недель назад «Спартак» купил бразильского опорного полузащитника Фернандо, который в прошлом году защищал цвета «Сампдории», а до этого – донецкого «Шахтера». Что скажете об этом игроке?
– По выступлениям в Бразилии, признаться, я его почти не помню. Он довольно рано уехал за рубеж. Провел несколько матчей за сборную, но сказать, что он был очень заметен, не могу. Не уверен, что Фернандо будет определять игру «Спартака», как это в свое время делали те же Титов с Тихоновым или Илья Цымбаларь, с потерей которого я до сих пор не могу смириться. Впрочем, здесь много будет зависеть и от Аленичева, которому предстоит вписать новичка в свою схему игры.
– Что нужно сделать Фернандо, чтобы со временем стать своим в «Спартаке», как это в конце 90-х удалось вам?
– В этой ситуации трудно что-то советовать, потому что все люди разные, в том числе футболисты. Но в любом случае ему надо постараться полюбить или хотя бы понять тех, кто его окружает, побольше узнать о России, об истории клуба, в который он попал. А главное, что с бразильскими футболистами случается крайне редко, – следует выучить русский язык. Это поможет во всем – и на поле, и в раздевалке, и в быту. Хорошо помню: по мере того, как я пополнял свой словарный запас, ко мне относились все лучше и лучше. Кстати, учить русский можно не только с преподавателем или переводчиком – не менее важно постоянно общаться с товарищами по команде, со знакомыми. Так намного легче, да и тебя будут воспринимать как своего парня.
«С МОИМ ЖИВОТОМ УЖЕ НЕЛЬЗЯ ЗАВЯЗЫВАТЬ С ФУТБОЛОМ»
– Робсон, вам когда-нибудь приходила в голову мысль заняться тренерской работой?
– Нет. Мне кажется, у тренеров и игроков разные взгляды на футбол, и я до сих пор не могу избавиться от своего, игроцкого. Наставнику команды нужно уметь объяснить футболистам свои идеи, свое видение того или иного игрового эпизода, если необходимо, убедить в этом подопечных. Мне такое занятие представляется трудным. В общем, тренерство не для меня.
– Вы, как и прежде, гоняете мяч с друзьями?
– А как же! С моим животом уже нельзя завязывать с футболом (смеется)!
– На каком уровне играете?
– В основном с любителями. Время от времени меня приглашают сыграть за ветеранов во второй лиге первенства штата Сан-Паулу.
– Ваш бывший партнер по «Спартаку» Маркао случайно не играет в вашей компании?
– Нет, но связь с ним я поддерживаю. Он работает тренером в детской футбольной школе своего родного города в штате Парана.
– Что приносит вам больше удовольствия – собственно игра или так называемый третий тайм?
– Пожалуй, сейчас, когда я перевалил на пятый десяток, мне все же приятнее попить пивка с ребятами после игры. Подобное общение бесценно! Мы постоянно подшучиваем друг над другом, рассказываем анекдоты, смеемся, делимся последними новостями.
– На какой позиции играете?
– Нападающего, естественно. Причем желательно занять место поближе к чужим воротам, чтобы меньше двигаться. С моим животом особо не побегаешь (опять смеется)! К тому же я в свое время так набегался в «Спартаке», что теперь с чистой совестью могу и постоять у ворот.
– Много забиваете?
– По-разному. Главное теперь – уже не столько забить, сколько хорошенько пропотеть во время игры. А уж это-то, не беспокойтесь, у меня получается.
– Вас привадили к пиву в «Спартаке» или еще раньше, до переезда в Москву?
– Еще раньше. Когда перебрался в «Спартак», я уже хорошо разбирался в пенных напитках!
– Кто среди спартаковцев был главным по пиву?
– О, таких было несколько – Цымбаларь, Баранов, Сметанин…
– А были те, кто пива не переносил?
– Были у нас и «отказники» (смеется).
– Как к вашим посиделкам относился Романцев?
– Какому же тренеру понравится, что его футболисты дуют пиво?!
– Случалось ли, чтобы и Романцев пригубил вместе с вами янтарного?
– Нет, к тому же, насколько мне известно, он любил другие напитки.
– Кстати говоря, в России в последнее время футболисты нередко предпочитают пиву шампанское. Вы как относитесь к игристому?
– Уважаю. К нему я пристрастился во Франции, когда играл за «Лорьян». В «Спартаке» мне доводилось пить шампанское из кубков, которые мы завоевывали. Ирония судьбы! Раньше у «Спартака» не было стадиона, зато были титулы, теперь есть своя арена, а больших побед нет…
«РАССЛАБЬСЯ, ТЫ УЖЕ ДОМА!»
– Чем зарабатываете на жизнь?
– Как и прежде, торговлей мясом. Года три-четыре назад я начал свое дело, открыл с женой Алзенир мясной бутик, мы потихоньку развиваемся, раскручиваемся. Все приходится делать самому – и заказывать товар, и разделывать туши, и за прилавком стоять, и на кассе. Хлопотное, конечно, занятие, зато доход приносит стабильный. Нам грех жаловаться на судьбу. Слава богу, мяса в Бразилии хватает. Наша страна – один из самых крупных экспортеров этого продукта в мире. Бразильское мясо везут и в Россию, и в Китай, и на Ближний Восток, да и на внутреннем рынке недостатка в нем нет. Так что я с уверенностью смотрю в будущее.
– Дети тоже подрастают?
– Не то слово! Сыну Жонатану еще нет и 14, а он уже с меня ростом, да и комплекцией почти не уступает. Он неплохо играет в баскетбол, а в свободное от него время ходит в… школу, в восьмой класс. Дочке Алине девять лет, она тоже школьница.
– Где живете?
– В пригороде Сан-Паулу, Котиа, в пяти минутах езды от нашего магазинчика. Очень удобно. У нас частный дом, трехэтажный, но довольно скромный. Там все, что нам необходимо. Дом находится на закрытой территории, где есть и бассейн, и фитнес-центр, и площадка для мини-футбола, и теннисный корт. В общем, есть где полноценно отдохнуть. При въезде на территорию нашего кондоминиума установлена табличка с надписью: «Расслабься, ты уже дома!» – и, увидев ее, действительно успокаиваешься.
– Вы с семьей много путешествуете?
– Не сказал бы. Больше всего мы любим вместе находиться дома, заниматься любимыми делами, общаться друг с другом. Но время от времени, конечно, выбираемся куда-нибудь, на океанское побережье, например. Пляж и море – в крови у всех бразильцев. В 2018 году вместе с Самарони семьями собираемся поехать в Россию на чемпионат мира. С нетерпением ждем этой поездки – нам есть что вспомнить и есть кого повидать в вашей стране.
– Нет опасений, что у России по тем или иным причинам отнимут чемпионат мира и вам придется менять маршрут для дальнего путешествия?
– Нет, убежден, что лишить Россию права провести этот турнир уже невозможно. Вспомните, сколько было разных спекуляций вокруг чемпионатов мира в Южной Африке и той же Бразилии. И что? Они прошли, где и было намечено, причем довольно успешно. Не говоря уже о том, что Россия, насколько мне известно, уже сегодня готова к мировому первенству лучше, чем Бразилия за несколько недель до его старта. Во всяком случае уже построено несколько стадионов, которые примут матчи ЧМ-2018.
– Скучаете по России?
– Еще как! И по «Спартаку» тоже – он навсегда останется для меня родным клубом. Быть может, потому, что мы, футболисты и тренеры, много времени проводили вместе. Ведь Романцев загонял нас на предматчевый сбор за два, а то и за три дня до него – в четверг, если игра в субботу или воскресенье. Фактически мы больше времени проводили в команде, чем в семье. Поэтому и жили как одна семья. Вспоминаю те годы исключительно с теплотой в сердце. Тогда я многому в жизни научился. Потому и благодарен до сих пор всем, кто был рядом.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Луис РОБСОН
Гражданство: Бразилия.
Дата рождения: 21 сентября 1974 года.
Место рождения: Волта Редонда, штат Рио-де-Жанейро, Бразилия.
Амплуа: нападающий.
Клуб в России: «Спартак».
Другие клубы: «Мацубара» (1992), «Сорризо» (1992–1993), «Парагуасуенсе» (1995), «Можи Мирим» (1995), «Коринтианс» (1996), «Гоятуба» (1996) – все Бразилия, «Лейрия» Португалия (1996–1997), «Ферровиарио» Бразилия (1997), «Консадоле Саппоро» Япония, «Лорьян» Франция, «Марилия» Бразилия.
Выступал за «Спартак» с августа 1997-го по 2001 год, провел 148 матчей, забил 41 гол, включая чемпионат и Кубок России, а также еврокубки.
Комментарии: