АНДРЕЙ ЕЩЕНКО: «СДЕЛАЮ ТАТУИРОВКУ, ПОСВЯЩЕННУЮ “СПАРТАКУ”»
Андрей Ещенко перешел в наш клуб этим летом. И, по словам партнеров по команде, сразу же стал в ней своим. О том, как защитнику это удалось, какие трудности пришлось преодолеть в карьере и о чем его книга, Ещенко рассказал интервью пресс-службе красно-белых.
ЯБЛОНЕВЫЙ САД
— Выбор — заниматься футболом или нет — у меня был только один раз в жизни, — начал с воспоминаний Андрей. — Во дворе мы постоянно играли в футбол. Друг пригласил меня пойти с ним в футбольную секцию. Я сказал: «Подумаю». Потом все-таки решился. Так получилось, что тренеру как раз не хватало одного игрока. И поэтому меня сразу же взяли в команду, без просмотра. Начал играть, вскоре стал капитаном.
Но я не предполагал, что футбол станет делом моей жизни. Это сейчас многие задумываются о подобных вещах. Родители заставляют детей тренироваться. А я просто играл и любил то, что делаю.
— Вы начинали играть атакующим полузащитником?
— В детстве играл под нападающими. И еще — опорного полузащитника. А потом, уже в «Химках», Яковенко поставил меня в защиту. Вообще выступал на всех позициях. Даже в воротах стоял.
— Как так получилось?
— В то время выступал за киевский «Арсенал». У нас удалили вратаря. И мне пришлось встать на его место. Когда били пенальти, я угадал направление удара, даже зацепил мяч пальцами. Однако достать так и не смог. Но много подчищал в других моментах.
— Денис Глушаков рассказывал, что в детстве, бывало, возвращался домой без мяча: он оставался в разбитых стеклах школы...
— А у нас было так: пнешь мяч за забор, а там частная территория... Собаки гавкают. Хозяева сразу же выскакивают из дома с палками: «Ну, сейчас тебе покажу...» Думают, что полез воровать ягоды. А ты отвечаешь: «Да я за мячом...»
А собак я вообще боялся. У нас был большой сад с яблонями. Его территорию охранял мужчина. Ты заберешься на дерево. А он возьмет и отпустит своих псов. И ты сидишь наверху, а они внизу гавкают. «Дяденька, простите, пожалуйста… Больше не буду. Уберите собак только...» Он, конечно, тебя прощал.
— Наверное, прощали, потому что вы еще маленьким были.
— Кстати, в юности я вообще был маленьким — метр сорок или метр пятьдесят. Однажды летом поехал в лагерь на Байкал со своей детской футбольной командой. Перед завтраком и после ходил на площадку, ребята растягивали меня на турнике. То же самое было в обед и вечером. И представляете — вырос за два месяца на двадцать сантиметров.
— Интересно.
— Из-за того что был маленького роста, когда играл на первенстве своего года, меня не выбирали селекционеры. Говорили: «Хороший, но маленький. Мы тебя не возьмем». А так, возможно, и раньше уехал бы из Иркутска.
— В Иркутске тренировались в сильные морозы?
— Да, иногда в матчах у нас было четыре тайма по двадцать минут. Из-за сильного холода. Мы укутывались. Варежки надевали. На ноги — пакеты, потом носки и затем «шиповки». Убирали с поля верхний слой снега, укатывали его и играли...
Еще нас спасали женские колготки. Они были такие плотные, вязаные. Надевали их, чтобы не замерзнуть. До сих пор помню даже, чем различаются передняя и задняя стороны. Спереди должна быть одна полоска, сзади — две.
ФОТО С КАПЕЛЛО
— Следите за иркутским футболом сейчас?
— Там все печально. Сейчас бюджет часто используется не по назначению. Правда, есть и хорошая новость. В моем родном городе завод недавно взял под свое крыло футбольную команду. Очень надеюсь, что у нее будут успехи. Ребятам, которые там играют, нужно к ним стремиться. А то ведь в последнее время в Иркутске ни футбола, ни баскетбола. Хоккей с мячом — и тот застопорился. А раньше на ледовые матчи ходило по тридцать тысяч болельщиков. И команда здорово играла. Всегда была в тройке. Еще развивались мини-футбол и легкая атлетика. Но все загубили.
— В родной город часто приезжаете?
— Каждое лето. В этом году проводил там детский турнир «Кубок Андрея Ещенко». Там же состоялась презентация моей книги.
— Книги?..
— Еще когда я играл в «Кубани», мне предложил ее написать спортивный журналист из Иркутска: «Давай, пока играешь...» Получилось красиво. Там около двухсот страниц — все о моей жизни. Рассказывается о том, как еще мой дед начинал играть в футбол. Кстати, на презентацию книги пришли его друзья, те, с кем он вместе выступал. Все говорили теплые слова: «Молодец! Давай! Мы тобой гордимся». Было очень приятно. Вручил всем подарки и книги с автографами. Еще на это мероприятие приезжал мэр города.
— Долго работали над автобиографией?
— Полгода. Тираж — 500 экземпляров. Продавали книги за чисто символическую плату — около 50 рублей.
— Какая глава в книге самая интересная?
— Трудно сказать. Мне кажется, все интересны. Они еще хорошо проиллюстрированы. Я отобрал много фотографий. Например, с Роналду. В отборочном матче на чемпионат мира 2014 года. Тогда в «Лужниках» собралось семьдесят тысяч человек. На фото я забираю мяч у Криштиану. Хороший кадр получился.
А еще есть карточка с Фабио Капелло. Кстати, с итальянским специалистом до сих пор поддерживаю отношения. В июне у него был день рождения. Поздравил.
ЧЕМПИОНАТ МИРА — 2014
— Какие воспоминания у вас остались о чемпионате мира—2014?
— У меня от нашего выступления осталось чувство досады. Мы должны были выступить лучше. На старте первого матча играли не очень уверенно. Потом уже раскрепостились. С бельгийцами провели неплохую встречу. Решающей стала игра с «Алжиром». Мы вели 1:0. Все было хорошо. Могли еще увеличить разрыв в счете, но не реализовали выход один на один. Эх, если бы у нас получилось, то набрали бы четыре очка и вышли из группы. Но увы...
— На недавно проходившем Евро-2016, в котором вы уже участия не принимали, сборная России тоже не порадовала.
— Да. Выступление нашей сборной удивило. Ведь все ожидали, что она выйдет из группы. Трудно сказать, почему этого не произошло. Наверное, надо быть внутри команды, чтобы разобраться в ситуации. В принципе, у нас ведь есть хорошие игроки. Тот же Фёдор Смолов сколько голов забил в чемпионате России? А на Евро почему-то не смог. Возможно, не на своей позиции играл. А может, физическое состояние было неоптимальным. Но в последней игре… Конечно, ребятам нужно было выдавать максимум, быть эмоционально настроенными. Жаль, что не удалось порадовать болельщиков.
— В чем секрет успеха на Евро-2016 таких команд, как Исландия и Уэльс?
— Было видно, что эти парни пахали на поле. У них тоже многое не получалось. Но ребята брали характером. На самом деле это ведь наша, русская черта. Мы всегда чего-то добивались за счет стойкости и мужества. У нас это в крови. Нужно просто не забывать об этом. И биться до конца.
СИБИРЯК КАРЛОС
— «Биться до конца» — эту фразу можно применить и к вам лично.
— Конечно, в моей карьере, в жизни были разные моменты. Сначала взлетел в футболе, потом немного опустился. Затем снова поднялся. Из иркутской «Звезды» меня пригласили в «Химки», а через год уже перешел из подмосковной команды в киевское «Динамо». После чего было небольшое затишье: играл в разных украинских клубах.
— Затем вернулись в Россию.
— Пришел в «Волгу». Пробыл в ней два месяца — и бац! — уже попал в «Локомотив». В команде железнодорожников ждал своего момента. И он настал —: закрепился в основе. А спустя год мной уже заинтересовался «Анжи» и еще тренеры сборной. Это было здорово. Но через некоторое время получил обидную травму. А та сильная махачкалинская команда распалась... Последние полгода провел в «Динамо». Затем еще одна ступенька вверх — «Спартак».
— Вы поиграли во многих клубах. Кто из футболистов, с кем довелось вместе выступать, произвел наибольшее впечатление?
— Роберто Карлос. И как человек, и как футболист. Я бы сказал, что он сибиряк. Потому что они все такие добрые, отзывчивые. Роберто смешно шутит. Он вообще простой парень. Хотя многие бразильцы такие.
— А кто вам ближе всего по духу в «Спартаке»?
— Промес веселый, Попов тоже. Глушаков тоже пытается шутить. У него, правда, не всегда получается. Макеев, молодец, создает хорошее настроение нашим голкиперам.
— Дмитрий Комбаров отметил, что в «Спартаке» вы сразу стали своим. Вам даже адаптация в новом коллективе была не нужна.
— Да, потом что многих ребят знал раньше. Ото всех положительные впечатления. И руководство, и тренерский штаб ко мне очень хорошо отнеслись. Когда пришел в «Спартак», сказал Дмитрию Анатольевичу, что не подведу его. А еще у нас классный персонал, с которым комфортно работать. Мне уже не терпится выйти на поле «Открытие Арены». Думаю, атмосфера будет фантастической.
— С итальянским тренером по обороне Массимо Каррерой вы уже сработались?
— Да. С ним очень интересно. С некоторыми упражнениями, которые он дает, никогда не сталкивался. Например, есть одно, которое учит правильно перемещаться во время игры. Каррера расставляет на поле фишки разных цветов. А потом говорит: «Правая, центральный!» Значит, центральный защитник должен подбежать к белой или красной фишке. А все остальные обязаны его страховать. Мы смотрим, куда футболист переместится, и занимаем свои позиции. Затем, то же самое выполняют крайние защитники. Хорошее упражнение на логику и быстрое переключение внимания. Когда-то делал похожую работу. Но чтобы перемещаться к фишкам разных цветов — это ноу-хау от Карреры.
— Совсем скоро вам предстоит первый матч в чемпионате России. «Спартак» встретится с тульским «Арсеналом».
— Конечно, надо выигрывать. Нужно порадовать своих зрителей. Важно стартовать хорошо, чтобы в психологическом плане чувствовать себя уверенно.
— Чего ждете от нынешнего сезона?
— Побед в чемпионате России и Лиге Европы. Знаю, что спартаковские болельщики по ним соскучились. Хочется выходить на поле и демонстрировать хорошую игру. Еще постараюсь вернуться в сборную.
ЧЕРЕП В КАПЮШОНЕ
— Какие у вас увлечения, помимо футбола?
— Большой теннис. Начался им заниматься в «Днепре». Туда пришел бывший футболист Бессонов, который отправил восемь человек из первой команды играть за дубль. А в молодежной команде были не такие серьезные тренировки. И я записался на теннис. Ходил к одной бабушке. Она говорила: «Эх! Если бы ты не занимался футболом, стал бы вторым Кафельниковым!»
— У вас много татуировок. Это тоже ваше хобби?
— Можно сказать и так. Первую сделал в Киеве — знак Водолея. А еще у меня есть звезды, посвященные каждому клубу, в котором играл. Сейчас буду делать новую — спартаковскую. Пока был на сборах, не успел.
— Что означает череп в капюшоне у вас на руке? Выглядит устрашающе.
— Устрашающе и красиво одновременно. Мне просто понравилось это изображение. Рисовали вместе с художником. Видите, у черепа изо рта даже дым идет. По-моему, выглядит интересно. А дома, кстати, у меня еще есть маска с черепом.
— Зачем она вам?
— Тоже понравилась. Как-то раз в ней пришел на день рождения к другу — агенту Олегу Артёмову. Меня сначала никто не узнал. Все думали: «Что это?!..». А потом поняли, что это я. Шутка удалась. Многие говорят: «Тридцать два года — а ты все как ребенок». Мне кажется, наоборот, это хорошо. И никогда не скучно.
— Если бы могли встретить двадцатилетнего Андрея Ещенко, что бы сказали ему?
— Если бы встретил себя двадцатилетнего?.. Наверное — чтобы не делал некоторых вещей. По молодости ведь не задумываешься: то контракт на пять лет подпишешь, то еще что-то сотворишь. Не было людей рядом, которые могли бы подсказать, как правильно поступить.
Хотя нет, поначалу был Андрей Владимирович Червиченко. Он давал жизненные и футбольные советы. Но я к его мнению тоже не всегда прислушивался. Потому что всю жизнь один. И привык поступать по-своему.
— Зато ни от кого не зависите.
— Знаете, иногда быть самостоятельным — не так уж и здорово… Моментами хочется к кому-то прислушаться, пообщаться с кем-то, поговорить о том, что «накипело» в душе, высказаться. А никого рядом нет. Сейчас, слава богу, уже все наладилось, появились близкие люди.
Комментарии: