Мастер золотого гола
Скончался заслуженный мастер спорта Анатолий Ильин, ушел из жизни один из великих стариков, на которых держался высокий авторитет отечественного футбола середины прошлого века.
Недавно покинул наш грешный мир постоянный опекун спартаковца в матчах с главным соперником московским "Динамо" Владимир Кесарев. И Ильину словно скучно стало без своего визави, с которым его связывали дружеские отношения.
Тогда началась золотая пора "Спартака" и сборной СССР, а Ильин, как никто другой, соответствовал этому определению, поскольку обладал уникальной способностью забивать золотые голы.
В той легендарной пятерке нападения, которую назубок знал даже начинающий болельщик, Татушин – Исаев – Симонян – Сальников – Ильин, целиком входившей в сборную СССР, каждый выделялся самобытным талантом. Ильин на протяжении почти десятилетия оставался лучшим левым крайним страны, сочетая традиционные для этого амплуа качества – быстроту, ловкость, умение резко менять направление движения с небывалой в ту пору результативностью. В составе сборной СССР он забил 16 голов (в 31 матче) – результат, к которому до появления феномена по имени Олег Блохин никто из крайних форвардов и близко не подобрался.
Ильину словно судьбой предначертано было стать спартаковцем. Первые шаги в футболе он сделал в "Пищевике" под руководством популярных довоенных игроков красно-белых Ивана Рыжова и Гавриила Путилина. Правда, поступив в ремесленное училище, стал играть... вратарем за "Трудовые резервы" у экс-динамовца Павла Савостьянова. Именно он, больше известный как футбольный арбитр в один прекрасный день заявил своему голкиперу: "У нас есть кому пропускать мячи, а вот забивать некому. Думаю, у тебя получится". Так родился выдающийся форвард, фирменным знаком которого стали решающие голы.
Его заметил в юношеской сборной Москвы и привел в "Спартак" знаменитый Петр Исаков, которого не зря прозвали "профессором". Привел центрфорвардом, но одновременно в команде появился Никита Симонян, уже зарекомендовавший себя в высшей лиге, выступая за "Крылья Советов". И Ильину отвели левый фланг атаки. Можно себе представить, сколько он мог забить, играя в центре.
Во всех олимпийских энциклопедиях значится, что золотой гол сборной СССР в ворота Югославии в финале Олимпиады-1956 в Мельбурне забил Анатолий Ильин. Правда, его партнер по "Спартаку" Анатолий Исаев считал, что Ильин украл у него этот гол – мяч от головы Исаева и так пересекал линию ворот, а Ильин добил его буквально с ленточки. Но старые друзья давно уже поделили свою олимпийскую славу. В том же 1956 году гол Анатолия Ильина в финале Спартакиады народов СССР Москва – Грузия принес столичной команде золотые медали.
В сборную СССР спартаковца привлек великий Борис Аркадьев при подготовке к первым для нашиз спортсменов Олимпийским играм 1952 года в Хельсинки, отдав предпочтение перед знаменитостями – динамовцем Сергеем Соловьевым и Владимиром Деминым из аркадьевского же ЦДСА. Но в первом матче Олимпиады с Болгарией Ильин получил травму и больше сыграть не смог.
Спустя два года сборная возродилась вновь уже под руководством Гавриила Качалина, первый неофициальный матч провела с той же Болгарией, и кто же своим голом спас ее от поражения? Конечно, Ильин! Забил он и в первом официальном матче со Швецией, завершившемся разгромом соперников 7:0.
В первом для сборной СССР чемпионате мира 1958 года гол Ильина в дополнительном матче группового турнира с Англией вывел нашу команду в четвертьфинал. А осенью Ильин сравнял счет в решающем матче за титул чемпиона СССР с киевским "Динамо", победа в котором принесла красно-белым очередное золото.
5-кратный чемпион , двукратный обладатель Кубка СССР за пределами поля был удивительно скромен, как в свои звездные годы, так и в ветеранской среде, когда иные, значившие в футболу гораздо меньше, брались безапелляционно судить игроков новых поколений. Его современники вспоминают лишь один случай, когда невозмутимый форвард вдруг взорвался в ответ на постоянные втыки от капитана "Спартака" Игоря Нетто, не перестававшего ворчать на партнеров по ходу игры. Выведенный из себя Ильин крикнул: "Да пошел ты на"... В перерыве тренер "Спартака" Николай Гуляев обратился к своему капитану: "Игорь, неужели ты не можешь наладить игру нападения?" "Не могу, – ответил разобиженный Нетто, – они меня посылают".
Смелым, быстрым и решительным на поле, спокойным, уравновешенным, знающим себе цену в жизни Анатолий Ильин покорял знавших его людей.
Светлая вам память, Анатолий Михайлович.
Комментарии: