СТАНИСЛАВ ЧЕРЧЕСОВ: «Я всегда знаю, что происходит в раздевалке»
СТАНИСЛАВ ЧЕРЧЕСОВ. Главный тренер «Спартака» на израильском турнире был, наверное, самым занятым человеком. И интервью он давал либо на послематчевых пресс-конференциях, либо на ходу - от автобуса до отеля. «Вы хотите полчаса? Да у меня жена не всегда столько времени получает!» И, тем не менее, выкроил…
НИ ОДНОГО ПИСКА
- Станислав Саламович, если б не было израильского турнира, как бы готовили команду к матчам Кубка УЕФА с «Марселем» (первая игра – 13 февраля – Прим.ред.)?
- Не люблю я это слово - «если»… Не было бы турнира, что-нибудь другое себе придумали. А раз он есть – через него и готовимся.
- Вот вы говорили, что у украинских команд состояние лучше, потому, что у них тонус другой. Цитирую: «Там перерыв между кругами в первенстве страны короче, чем у нас между двумя чемпионатами!»…
- Да они просто в другом состоянии, чем мы! У них готовность другая, они работают над другим. Да вы не понимаете…
- Но ведь в прошлом году было то же самое, а в финале играли «Спартак» и ЦСКА…
- Очень хорошо, значит и та, и другая команда готовилась к турниру. А сейчас такой целенаправленной подготовки не было. Думаю, и ЦСКА какие-то выводы для себя сделал.
- Погода, которая так резко изменилась в последние дни, не помешала «Спартаку»?
- Абсолютно нет. Ни одного писка я не слышал. Все идет по плану. Разве что… Мы же рассчитывали на выход в финал, но раз туда не попали, хотели сыграть в этот день, 31 января, товарищескую игру. Увы, она не состоялась: поле залило водой.
- В российском футболе странная ситуация – игроки за отпуск так сильно теряют форму, что ее потом нужно аж три месяца восстанавливать! Не все из футболистов профессионалы?
- Не знаю, кто вам такое сказал. Моей команды это не касается. Тесты показали, что мы в этот раз из отпуска вышли лучше, чем в последние два года. Каждый игрок получил специальную программу для работы в последнюю неделю отпуска, все ее выполнили… Поэтому мы и сборы начали не с втягивающих упражнений, а с приличных нагрузок. И все футболисты к этому были готовы.
- На сегодня вы довольны состоянием команды?
- Да, и действиями игроков на поле, и их психологическим состоянием.
- В прошлом году много говорилось о проблемах «Спартака» в центре обороны…
- Не знаю, кто говорил, но я такой проблемы не видел. Мы пропустили голов меньше, чем пропускали до этого. Где тут проблема?
НА МОЕМ МЕСТЕ ХИДДИНК ПОСТУПИЛ БЫ ТАКЖЕ
- Почему вы первоначально не хотели отпускать Павлюченко с Быстровым в национальную сборную в установленный срок - 2 февраля, а собирались сделать это только 4-го?
- Потому, что есть определенные проблемы с подготовкой к матчу с «Марселем». Но если уж вы завели речь пошла об установленном сроке… По регламенту УЕФА клубы имеют такую возможность - отпускать игроков за 48 часов до матча сборной. За 48 часов, понимаете? Это - во-первых. А, во-вторых, - «до матча». У нашей же команды, насколько я знаю, никакой игры не запланировано...
Как бы там ни было: ни со сборной, ни с Хиддинком никто меня не поссорил. Я просто высказал руководству клуба свои пожелания, а оно приняло решение отпустить футболистов все же 2-го числа. Я подчиняюсь и лишних вопросов не задаю. Хотя, уверен - на моем месте (когда у тебя через неделю официальная игра) Хиддинк тоже бы попросил клуб решить этот вопрос.
- С самим Хиддинком в Израиле на эту тему, часом, не разговаривали?
- А что, разве он здесь? Нет, не разговаривал. Мне Штанге звонил (главный тренер сборной Белоруссии – Прим.ред.), Билич (главный тренер сборной Хорватии – Прим.ред.), все звонят… А с Хиддинком мы не общались. Безусловно, контакт должен быть. Но, как бы это сказать… Нужно «держать» ранг. Второй тренер сборной Белоруссии мне не позвонил, позвонил главный, чтобы обменяться мнениями об адаптации в «Спартаке» защитника Филипенко. Вот это - правильный подход.
- Большая группа игроков недавно покинула «Спартак»: Торбинский, Жедер, Ковалевски, Бояринцев… Наверное, такое обновление болезненно сказывается на команде?
- Каждый из этих случаев нужно рассматривать отдельно. Ковалевски вытеснил из состава Плетикоса. Жедеру сделали операцию на колене. Ему 29 лет, на него пришло предложение, мы его рассмотрели. Спорт тоже бизнес. Бразильца «Спартак» продал дороже, чем приобрел. У Торбинского закончился контракт. Терять его я не хотел. Он непростой парень, но мне с ним было интересно. Время покажет, кто прав, кто виноват. Хотя я ведь тоже когда-то уходил из «Спартака», а потом возвращался обратно. Тоже самое может случиться и с Димой. У Бояринцева тоже закончился контракт, мы ему предложили новый, он сомневался - подписывать ли. В итоге решил уйти. Мне было жалко с ним расставаться, но игрока обманывать нельзя. Пообещать что-то, а потом не сдержать слова – тем более. Парень Денис - хороший, командный, открытый. От всей души желаю, чтобы в «Шиннике» у него все сложилось удачно.
- А что происходит с Ребко? Талантливый футболист собирается разрывать контракт с родной командой через суд…
- Ребко через пару дней после того, как я принял команду пришел ко мне и заявил, что хочет уйти. Я, как человек опытный, сказал ему, чтобы не торопился. Давай, мол, для начала друг друга узнаем. А он опять пришел: хочу-хочу-хочу… Что ж: зеленый свет. Но если завтра Ребко захочет остаться, я ему скажу: «Хорошо, приходи, тренируйся...»
ТРЕНЕРОМ КИЕВСКОГО «ДИНАМО» СЕБЯ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮ
- Как, по-вашему, дух «Спартака», о котором прежде так много говорили, сохранился? Не размываются ли традиции в связи с увеличением числа легионеров и тем, что молодежь стала другой?
- В любой команде, которая чего-то добивается или стремиться к чему-то должен быть командный дух. Наш «Спартак» - не исключение. Мы стараемся прививать этот дух игрокам. А молодежь… Иностранцы… Извините, я может быть слишком упрощенно смотрю на эти вещи, но, по моему, все это надумано. Надо просто выработать общую линию поведения, которая будет давать результат, и чтобы «отстающие» игроки к ней подтягивались. А молодежь всегда была молодежью. Чуть лучше, чуть хуже, чуть богаче, чуть беднее… Я думаю, что мы понимаем друг друга, хотя разница в возрасте существенная.
- Вам довелось поиграть под руководством многих знаменитых тренеров. Кто из них вложил в Черчесова-тренера больше всего?
- Я не буду никого выделять. По одной простой причине - прочитав конспекты Бескова, Бесковым никогда не станешь. Каждый тренер индивидуален. Как, впрочем, и каждый игрок. Я, например, у Дасаева учился вратарскому мастерству, но я же не Дасаев!
- Вы можете себя представить главным тренером киевского «Динамо»?
- Нет. У них же Семин есть! Человек пришел всерьез, и дай бог ему удачи. Тем более, мое доброе отношение к Юрию Павловичу все знают. Рассчитываю, кстати, что это взаимно. А я - главный тренер московского «Спартака». Мне предложили недавно новый контракт, который мы, надеюсь, в скором времени подпишем.
- Это когда же?
- Вот вернемся с Земли обетованной на родную землю…
САМ СЕБЕ ПСИХОЛОГ
- Как вы считаете, «Спартаку» необходим психолог?
- Нет. Как человек может быть психологом, если он ни разу в футбольной раздевалке не был? Я же в этой раздевалке вот уже 25 лет и даже, не заходя туда, в любой момент могу сказать, что там происходит. Мое мнение: сам тренер должен быть психологом.
- Вам быстро удалось найти контакт с командой, после того как вы ее возглавили?
- Это вопрос к футболистам. Для меня проблем не было. Но игроки ведь тоже знают, что я не парикмахером всю жизнь проработал. Они народ ушлый, информацию собирают. Хотя разговоры были - короткие и жесткие…
- Вам приходилось повышать на подопечных голос?
- Да, но не кричать. Я сам не любил, когда кричат – тогда ничего не слышно. Голос должен быть громкий, требовательный, но не кричащий – это две разные вещи.
- В ходе матча с «Црвеной Звездой» вы замененным игрокам не жали руки. Это обычная практика?
- Нет, необычная. Мы же психологи, надо было что-то делать…
- Вы как-то определяете свою линию поведения по отношению к тому или иному футболисту. Может, конспекты какие пишите?
- Что вы! Все должно быть натурально. Начнешь что-то делать не так, как чувствуешь, можешь заблудиться. Я, например, на установках никогда по бумажке не читаю. Если читаешь – нет эмоций. Уж лучше я что-нибудь забуду…
- Вы когда-нибудь уставали от футбола?
- Уставал. Это же моя работа. Все мы люди, поэтому иногда бывает…
- Правда, что тренеры, которые когда-то были вратарями, обладают особыми качествами?
- Одно преимущество у них точно есть. Их коллеги во вратарях не разбираются. А у меня первое время была проблема – я все время видел футбол не под тем углом. Бывает, за ворота схожу – и все сразу вижу…
- А как же техническая зона, за пределы которой тренерам выходить нельзя?
- Так это когда было-то! Я тогда еще в Австрии в региональной лиге с 12-летними ребятами занимался. В жизни ведь все должно быть поступательно, постепенно. Кто ж мне сразу настоящую команду даст? Сразу мне ничего не приваливало…
Комментарии: