Мы подарили «Спартаку» пиджак Старостина
Как наша редакция отдала музею «Спартака» пиджак, который носил Николай Старостин; надо ли худеть главному тренеру «Реала» Рафаэлю Бенитесу; какие татуировки делают футболисты в честь побед, а также непоседливый Самюэль Это’О, каждый год меняющий клубы.
«Николай Петрович надевал эту вещь, когда мы жили в гостиницах»
«Советский спорт» подарил «Спартаку» домашний пиджак основателя клуба Николая Петровича Старостина. За ним приехал генеральный директор клуба Сергей Родионов. Он бережно взял реликвию в руки и повез ее в музей клуба, который создают на «Открытии Арене» и откроют в начале следующего года.
«НЕ МОЖЕМ ЗАГОНЯТЬ ФУТБОЛИСТОВ В РАМКИ»
У «Совспорта» тоже есть музей – небольшой, но интересный: свитер Жозе Моуриньо с его автографом, майка сборной Камеруна-1990 с росписью легендарного нападающего Роже Милла. В этом музее за стеклом висел домашний пиджак Николая Старостина – красный в клеточку. Его подарила нам дочь патриарха Елена Николаевна, когда три года назад отмечали 110‑летие со дня рождения ее отца. Что скрывать: расставаться с реликвией было трудно, но мы понимали, в музее на «Открытии Арене» ее увидят десятки и сотни тысяч. Так зачем жадничать?
Утром 26 июня в редакцию вошли генеральный директор клуба Сергей Родионов и директор музея Алексей Матвеев. К визиту они подготовились основательно – захватили с собой вешалку для пиджака.
Известно, что Старостин строго подходил к выбору одежды и сам всегда выглядел безупречно, хотя в советское время достать приличный костюм было не так просто. Такой же подход, видимо, и у Родионова, который помнит те времена. На Сергее Юрьевиче элегантный серый пиджак, с которым отлично сочетается рубашка в мелкую клетку, строгие джинсы и в меру модный ремень от «Армани». Даже цвет часов подобран в тон одежде. Если с таким же вкусом новый гендир будет подбирать для «Спартака» игроков и избавляться от старых, состав получится отличный.
Мы поздоровались, сели в кабинете главного редактора и полтора часа говорили о том, каким Родионов видит «Спартак» в новом сезоне. Надо признать – он большой дипломат, за полтора часа выдал нам не так много информации, зато прекрасно говорил – не спеша, тщательно подбирая слова и максимально корректно формулируя предложения. Оцените, например, вот это: «В психологии есть такое понятие, как постановка реальных задач. Но наступает и демотивация, когда цели не выполняются, и мы не можем загонять ни руководство, ни футболистов в строгие рамки».
«СТАРОСТИН ПОЧТИ ВСЕГДА БЫЛ В ГАЛСТУКЕ»
Память о Николае Петровиче для Родионова свята – и это не красивые слова. Когда я сказал ему, что он в какой-то степени наследник Старостина, ведь должности начальника команды и генерального директора немного похожи, категорически не согласился:
– Я бы не сравнивал, надо мной – правление, совет директоров, а над Николаем Петровичем не было никого, только Бог, – сказал Родионов. – Могу рассказать о нашей первой встрече. 1978 год, я выпускник ДЮСШ «Спартак». Приглашают потренироваться с «Красной Пресней» (что-то вроде филиала «Спартака»), которую тогда возглавлял Сергей Сальников. Через неделю вышел в календарном матче на 10 минут, причем не помню даже, где и с кем играли: все – как во сне. В раздевалке снимаю бутсы, вдруг вижу Старостина. Подходит, спрашивает: «А ты что здесь делаешь?». Сам Николай Петрович! Я настолько растерялся, что не знал, как ответить: «Не знаю, что я здесь делаю…» – «Завтра в 11 от Сокольников автобус в Тарасовку, чтобы был». Меня это так удивило! Откуда он знает про какого-то молодого Родионова? Потом уже понял: он смотрел всех – от школы до команды мастеров. И всех знал.
– Потом, когда играли за «Спартак», чем он удивлял?
– После установки на матч, которую давал тренер, так искусно давал нам настрой – небольшой фразой, которая шла в самое сердце. Мы понимали – нельзя не выполнить указания Николая Петровича. Он жил командой, не отдыхал и, по-моему, никогда не был в отпуске. Очень интеллигентный, никогда понапрасну не повышал голос. Мы тогда часто ездили на автобусе и в салоне включали магнитофон. Когда ему надоедал этот шум, просил водителя: «Коля, выключи!». Брал в руки микрофон и по памяти наизусть читал Пушкина – шесть часов подряд, ни разу не повторившись!
– Так как мы дарим вам его пиджак, расскажите об отношении Старостина к одежде!
– Всегда был опрятен – пиджак, рубашка, брюки. Одевался строго и скромно, практически всегда в галстуке. Осенью и зимой, когда холодно, под костюм надевал жилетку.
– А когда же он носил тот самый домашний пиджак, который вы сегодня увезете в музей?
– В гостиницах, когда приезжали на выездные матчи. Кажется, я видел его в нем, когда случалось заходить к нему в номер.
СЛОВА
«Однажды Старостин шесть часов подряд по памяти наизусть читал Пушкина!»
Сергей РОДИОНОВ, генеральный директор «Спартака»
ЧТО ЕЩЕ СКАЗАЛ РОДИОНОВ
Если вы еще не прочли интервью генерального директора «Спартака» на sovsport.ru, вот его основные тезисы:
✓Предложение стать гендиректором было неожиданным, а решающим стал разговор с Леонидом Федуном. Контракт подписан на три года.
✓ Дмитрий Аленичев был кандидатурой в том числе и Родионова – если придется уходить, то вместе.
✓ Команда должна созреть, чтобы двигаться вперед. Цель на сезон – зона еврокубков и победа в Кубке России.
✓ Команда должна играть в футбол, который соответствует философии «Спартака», и 5:4, возможно, лучше, чем 1:0.
✓ «Спартак» ищет нападающего и, не исключено, центрального полузащитника, а также очень хочет оставить Промеса.
кстати
В музее «Советского спорта» остались другие личные вещи основателя «Спартака». Его знаменитые очки в роговой оправе, в которых он фигурирует на многих фотографиях, наручные часы «Вымпел», а также три удостоверения: игрока, главного тренера и начальника команды олимпийской сборной по футболу.
Личные вещи Старостина, оставшиеся в музее «Советского спорта».
Комментарии: