Актер Михаил Ефремов: Мой Дзюба кто? Пре-да-тель!
МИХАИЛ ЕФРЕМОВ. Заслуженный артист России, который 39 лет болеет за «Спартак», в интервью «ССФ» вспомнил, почему в детстве поддерживал ЦСКА и что положило этому конец.
БИОГРАФИЯ
Михаил Олегович ЕФРЕМОВ
Родился 10 ноября 1963 года в Москве.
В 1982–1984 гг. служил в Советской армии. В 1987 году окончил школу-студию МХАТ и возглавил театр-студию «Современник-2». В 1990‑е годы – актер МХТ им. Чехова. Сыграл более 20 ролей в театрах, поставил три спектакля. В кино – более 100 ролей. 5 лет вел программу «Жди меня» на Первом канале.
Участвовал в телепроектах «Гражданин поэт» и «Господин хороший» на канале «Дождь». Активно болеет за московский «Спартак» с 1976 года. Играл в актерской футбольной команде под руководством Олега Меньшикова.
«ПАПА СКАЗАЛ: «А ВОТ ВО МХАТЕ…»
– Михаил, почему «Спартак»? В 60‑е и 70‑е в артистической среде было принято болеть за «Торпедо» – Ширвиндт, Даль, Папанов, Арканов…
– Когда учился в первом классе, а это был 70‑й год, я, как и все одноклассники, болел за хоккейный ЦСКА. Однажды что-то по этому поводу сказал папе (Олегу Ефремову, народному артисту СССР, режиссеру МХАТа. – Прим. ред.). Тот так искренне удивился и сказал (подражает знаменитым интонациям Ефремова-старшего): «Странно… А вот артисты МХАТа всегда болеют за «Спартак». И вот с той минуты – помню, как сейчас, – что-то перемкнуло: бзынк! И все, я болею за красно-белых. Везде.
Режиссер Олег Ефремов с сыном Михаилом (фото из семейного архива)
– Вы были спокойным юным болельщиком или футбольным хулиганом?
– Фанатеть по-настоящему я начал в середине 70‑х. В один прекрасный день в Черкизове мы выиграли у «Локомотива» 8:1. И вот я шел после матча в толпе, которая стекалась в бутылочное горлышко на выходе, где стояла конная милиция. И отчетливо так прокричал одну матерную частушку. И хотя тогда не было чудовищного закона об использовании матерных выражений, милиционер все равно с лошади как-то так нагнулся, взял меня за шкирку и выдернул из толпы.
– До утра просидели в кутузке?
– Да нет, чего мне там было делать, 13‑летнему пацану? Часа два продержали и отпустили.
– Ну, сейчас у красно-белых славная артистическая когорта в поклонниках: Шакуров, Башаров, Маклаков, Назаров, Смольянинов… Есть VIP-тусовка спартаковских болельщиков?
– Самый главный-то среди нас Олег Палыч Табаков! VIP-тусовкой я назвать это не могу, но встречаемся часто. Ходим смотреть матчи с Игорем Золотовицким, Димой Назаровым, Смолой (Артуром Смольяниновым. – Прим. ред.). Когда нам с Артуром в клубе подарили в позапрошлом году абонементы, мы как раз на фарт смотрели чаще не на стадионе, а в комнате отдыха «Современника». Как приедем в театр – так «Спартак» выигрывает.
«КТО БЫЛ МОЙ ДЗЮБА? ПРЕ-ДА-ТЕЛЬ!»
С Артуром Смольяниновым
– 14 лет назад в фильме «Праздник» вы сыграли персонажа по фамилии Дзюба. Символично, что спустя несколько лет в вашем любимом клубе появился талантливый персонаж с такой же фамилией. Вот только играет все больше за других.
– Если вы заговорили про фильм «Праздник», то припомните, кто там этот Дзюба? Фашистский полицай. Грубо говоря – пре-да-тель! Артем – вроде веселый, легкий, но не хватает ему жесткого тренера, чтобы парень наконец научился играть в штрафной, как играют мастера мирового футбола. И он чаще легкий в разговорах, что, возможно, и хорошо, но это может говорить о том, что для него понты дороже денег. Хотя нет – наоборот.
– Вы как-то обмолвились, что нормальные питерцы в Москву не переезжают, а вот Широков, хоть он родом и из подмосковного Дедовска, но в Москву переехал именно из питерского «Зенита». Вы были рады его переходу, сравнивали с Юрием Гавриловым, а Рома сейчас в аренде за «Краснодар» забивает.
– С Гавриловым я Широкова и сейчас бы сравнил. А не задержался он в клубе потому, что нет у нас сейчас Бескова, как был он у Гаврилова. После второго интервью нашего тренера Якина мне с этим сезоном все стало ясно. Мурат, наверное, интеллигентный, замечательный человек. Все европейские прикиды при нем. Сдержанный, красивый. Вот всем бы такими быть в жизни! Но большой спорт – не обычная жизнь. Это не такая вещь, где надо быть скромным и смиряться. Здесь любят искренних людей, скандалистов – как мы видим по спортивным газетам. Ведь скандалисты чаще всего искренни, не могут держать себя в руках. Якин слишком умеет себя держать в руках. И мне стало понятно еще раньше: это абсолютно не спартаковский тренер, хоть его и посоветовал сам Моуриньо. Кстати, и Моуриньо – не спартаковский.
– А кто тогда спартаковский?
– В следующем году у нас должен быть либо Аленичев, либо Гвардиола. Другие меня не устроят.
– Гвардиола – это замечательно, жаль, он о вашем желании не знает. Но приходил ведь другой испанец, Эмери. Здесь его назвали «тренеришкой», а он с «Севильей» Лигу Европы выиграл!
– У Эмери не получилось потому же, почему не получилось у Лаудрупа, Скалы, Якина. Если в «Спартак» приходит иностранный тренер, он должен сразу стать своим. Выбирая тренера для нашей команды, важнее смотреть не на его результаты и на советы, которые дают. Надо с ним поговорить и понять, что он за человек. Для руководства таким клубом важнее человеческие качества. Кстати, у Скалы, который был мудрым и наиболее взрослым, за два-три месяца получилось сделать то, что у Якина не выходит за год. Результат был не очень хороший, но игра – была!
– Хорошо, почему не получилось у такого «насквозь спартаковского» человека, как Валерий Карпин?
– Насквозь спартаковский – это Владимир Федотов, чьи портреты сейчас фанаты стали вывешивать. Но он был слишком мягким. Карпин человек внятный, я общался с ним несколько раз. Но у него первые пару лет после возвращения из Испании ушли, скажем так, на акклиматизацию. Он приехал оттуда, где хорошие игроки, хорошие поля, хороший футбол. У нас хреновые игроки, хреновые поля, хреновый футбол. И здесь работают либо за большие деньги, как Якин, либо за большую честность, как в «Арсенале». И вот если в «Спартаке» наконец-то выберут что-то среднее, чтобы и честность была, но и бабки не пропадали благодаря Федуну, тогда все будет тип-топ. А в этом чемпионате мы выбыли в аут с первого же удара…
– Так почему вы надеетесь на Аленичева? Он не волшебник.
– А что, Карпин – волшебник? Однако мотиватором был хорошим. Игры его по злобе спортивной – офигительные. У него свои взгляды, свой характер. И непонятно, какое бы мы место взяли, если б тогда поставили не Гунько, а оставили Карпина. Мы иностранцев пять раз в этом веке пробовали. Но европейцы привыкли жизнь так видеть, чтобы можно было пощупать, оценить в джоулях или евро. А мы-то народ отсталый. У нас с этим холодным разумом хреново работать. У нас надо: «Ура, вперед пошли, пацаны!»
– Но Аленичев такой же европеец – сколько он в Португалии играл, где Кубки брал…
– Нет, не такой же. И об этом говорит хотя бы то знаменитое скандальное интервью, после которого его «попросили» из «Спартака». И под каждым аленичевским словом я готов был подписаться. Да, может быть, через год после его прихода я буду говорить совершенно другое. Но сейчас это абсолютно явный тренер для нашей команды. Либо, повторюсь, Гвардиола, у которого, кстати, заканчивается контракт с «Баварией». Я его давным-давно предлагал. Но мои пожелания и прогнозы в верхах, вероятно, не читают. Есть, правда, еще один человек. «Манчестер» сейчас тренирует. Иностранцам, которые у нас играют, нужен ван Гал. Чтобы он вас построил, наорал, плюнул вам под ноги! Надо перетерпеть, переломать, и должно произойти какое-то душевное коллективное чудо.
«ГАЛИЦКИЙ МЕНЕЕ БИЗНЕСМЕН, ЧЕМ ФЕДУН»
С Валерием Карпиным (фото Владимира Заозерского)
– Вас не раз пытались вызвать на критику президента «Спартака» Леонида Федуна. Но вы каждый раз повторяли, что критиковать руководство клуба – не ваше право.
– И в очередной раз скажу то же самое. Рассуждая о Якине, я же не ору. И про Карпина не орал, и про Черчесова. Хотя, например, черчесовский приход воспринимал как не очень справедливый. Но все равно не критиковал. И про менеджмент не собираюсь, хотя проблемы, наверное, есть. Но так уж получилось, что, как только России дали свободу в начале 90‑х, самая народная и свободная команда становилась чемпионами. А с 2003‑го, когда свободы стало меньше, мы не можем ничего завоевать.
– Но вот частный клуб «Краснодар» с хозяином Галицким, где полкоманды – бывшие спартаковцы, уже на пороге Лиги чемпионов. «Спартак» же до зоны еврокубков добраться не может. Получается, краснодарский хозяин точнее выстраивает клубную политику?
– Конечно! Галицкий же гораздо менее бизнесмен, чем хозяин «Спартака». Леонид Арнольдович очень большой бизнесмен, он нефть пластами продает.
– А Галицкий пластами – продукты по всей стране.
– Продукты конкретнее. И там нет фьючерсов. И потом, конечно же, видно, что Галицкий – энтузиаст. А Леонид Арнольдович, конечно, с 2003‑го, несмотря на все наши неудачи, все равно вкладывался и в игроков, и в тренеров. Но, чтобы однажды подняться выше второго места, надо не только финансово, но и по-человечески потратится. Понервничать больше. И чтобы мы, болельщики, это видели, в том числе и по интервью.
– Федун подарил народной команде стадион.
На строительстве «Открытие-Арены»
Источник: ФК «Спартак»
– Шикарный, я там был раз шесть. Но он не подарил. Мы живем в новой экономической ситуации. И стадион принадлежит Леониду Арнольдовичу.
– Романцев говорил в нашей редакции, что надо несколько лет, чтобы у арены появился свой дух. И, кстати, ему не понравилось, что памятник Старостиным стоит за воротами.
– Я Олега Иваныча обожаю, и, если он так считает, значит, он прав. Но вообще рассуждения о памятнике – это вкусовщина. Мяч с игры в отцов-основателей уже попадал? Да? Так это же круто! Вот это – жизнь. Вот это – «Спартак»! И вообще у нас не должно все сразу обалденно получаться, как при Олеге Иваныче. Хотя и тогда, я помню, не все и не всегда получалось. Знаете, есть такой театр – МХАТ. И все равно, кто там: Станиславский, Ефремов или Табаков. Все равно его часто ругают и что-то по поводу него говорят. Так же и «Спартак». Он всегда будет вызвать интерес. Хотя я и не вижу сейчас, во что играет моя любимая команда. Почему мы у всех выигрывали при Романцеве? Потому что сразу ощущалось: вы, соперники, давайте, трудитесь, а мы все равно забьем, сколько захотим. А сейчас говорят: играли с «Арсеналом» и весь матч было давление. Прекрасное давление, только итог-то какой?
– Любимому человеку, наверное, можно многое прощать. И долго. Как долго можно все прощать любимой команде?
– Я могу прощать бесконечно, потому что я за нее болею. Но не думаю, что веревочка может так долго виться. Вот к нам придет Аленичев. И мы, быть может, займем какое-нибудь 14‑е место. И выиграем переходные матчи. И останемся в премьер-лиге. А затем, может быть, сразу займем второе место. А там и до первого рукой подать.
– Если это чудо случится и при вашей жизни красно-белые выиграют золото, вы готовы к какому-то решительному обету: наголо постричься, наколку на груди сделать?
– Я не стану вам говорить, как это будет, потому что у вас это не напечатают. Но вообще я праздники не планирую. Оно само придет. Стрижка и наколки – со мной такое сложно сделать, я артист, я с этим работаю. Надо посмотреть туров за семь, когда какие-то движения начнутся. И вот тогда пойдет: «А я голый пробегусь по Тверской, а я, а я…» Так что, уважаемые читатели «Советского спорта», если вы вдруг увидите, что на центральных улицах и площадях ваших городов начали происходить какие-то странные вещи, знайте: «Спартак» – чемпион!
Комментарии: