Сергей Ковальчук: Может, всему виной искусственное поле?

Спорт день за днем 1703 0 Автор: Татьяна Копылова - 21 декабря 2007

Полузащитник московского «Спартака» Сергей Ковальчук пропустил практически весь сезон из-за травмы. Но вот после, казалось, бесконечного процесса восстановления молдавский легионер вернулся в строй и провел первый официальный матч за красно-белых — против пражской «Спарты». Впереди у «Спартака» еще две игры Кубка УЕФА — с «Цюрихом» и «Тулузой», и с учетом кадровых проблем в центральной линии шансы Ковальчука сыграть в этих встречах очень велики. Это не может не радовать болельщиков, ведь 27-й номер всегда был одним из главных любимцев спартаковской торсиды. Сегодня сам Сергей вспоминает свой путь в «Спартак» и рассказывает «Спорту» о том, как соскучился по футболу, о тренерском гении Черчесова и шансах сборной Молдавии на выход в финальную часть чемпионата мира.

Пока бутсы не повешу

— Сергей, как получилось, что вы связали свою жизнь с футболом?
— Мой отец — бывший футболист, поэтому, как только я начал ходить, он меня сразу же приучил к мячу. Он же и стал моим первым тренером. Потом, лет в семь-восемь, я попал в школу одесского «Черноморца», после, лет в пятнадцать, в команду мастеров молдавского «Тилигула» из Тирасполя. Там мне и предложили принять молдавское гражданство, чтобы я мог играть за сборную. Я его принял, потому что на Украине не был востребован. Года три поиграл в Тирасполе, потом меня купили львовские «Карпаты», там я провел два с половиной года, после чего меня пригласил «Спартак».

— И как же так получилось, что вы оказались в «Спартаке»?
— Я думаю, что у «Карпат» был тогда финансовый кризис, и они распродавали всех игроков. У меня были варианты с киевским «Динамо» и «Спартаком» — и я выбрал красно-белых. Просто мне хотелось попробовать свои силы в более сильном чемпионате, да и «Спартак» мне нравился больше, чем «Динамо».

— А можно ли сравнить чемпионаты России, Украины и Молдавии? В России наверняка уровень повыше…
— Да, здесь и скорости выше, и уровень футболистов совсем другой. В чемпионате России, когда я только перешел в «Спартак», даже во встречах с аутсайдерами было очень тяжело. Я удивился даже. И принял решение играть в России.

— Вы попали в свою нынешнюю команду при Невио Скале…
— Да, но мой трансфер не сразу выкупили — для начала взяли в аренду. Хотели посмотреть. В итоге Скала решил, что я ему нужен.

— В «Спартаке» вы работали с четырьмя тренерами — Скалой, Старковым, Федотовым и Черчесовым…
— Сложно сказать, при ком мне было лучше всего, да и вопрос так ставить нельзя. Каждый хорош по-своему. Вот когда закончу игровую карьеру, тогда можно будет делать какие-то выводы.

Универсальный с детства

— Одно из ваших лучших качеств на поле — скорость. Оно заложено в вас природой или вы специально его развивали?
— Да я не сказал бы, что я в «Спартаке» самый быстрый. Хорошая скорость у Быстрова, у Баженова, а у меня обычная, средняя скорость, просто, может, я ее достаточно часто включаю, и потому кажется, что я быстрый. А так у меня по скорости седьмой-восьмой показатель в «Спар­таке».

— Вас считают универсальным футболистом — вы можете сыграть в центре, на фланге, некоторые тренеры использовали вас даже в оборонительной линии. А есть ли у вас любимая позиция на поле и как вы вообще относитесь к этой своей универсальности?
— Вообще я к этому привык с детства — даже в «Черноморце», когда мне было лет десять, тренер использовал меня на разных позициях — и в защите, и в полузащите, и даже в нападении. Да и в каждой команде меня по-разному использовали — постоянного места на поле у меня не было. Но вообще мне больше всего нравится играть в центре. Там ты и больше с мячом, и больше в игре. Потому что на фланге или в защите ждешь — дойдет до тебя мяч или не дойдет… А в центре ты именно чувствуешь саму игру.

— У вас нет версии, отчего вас так часто преследуют травмы?
— Даже не знаю. У меня до «Спартака» не было ни одной, даже маленькой травмы, я даже на неделю из-за травм не вылетал! Возможно, виной всему искусственное поле, потому что со здоровьем у меня проблем никогда не было.

— Вы пропустили из-за травмы почти весь сезон. Физиологическое восстановление — работа медиков, а как вы справлялись с этим психологически?
— Пожалуй, самое тяжелое для спортсмена — не знать, когда поправишься окончательно. Вот есть травма — ты вылечишься и знаешь, когда будешь играть. А тут мне даже диагноз не могли поставить — что там такое с мышцами. И это было тяжело — лечишься, а не знаешь от чего. Не знаешь, когда сможешь играть, когда мышцы тебе позволят полную нагрузку. В этом была вся проблема. Но как-то пережил, все нормально.

— В конце сезона вы провели несколько матчей за дубль, сыграли в Испании товарищеский матч с «Эльче» и провели матч Кубка УЕФА против «Спарты». Как себя ощущаете?
— Что касается дубля, то там соревнования послабее, и особо напрягаться не приходилось. К тому же было видно, что дублеры «Спартака» на голову всех сильнее. А вот игры с «Эльче» и «Спартой» дались тяжело. Вышел — просто задохнулся. Ноги не бегут, не дышится.

— Сейчас у «Спартака» кадровые потери в центральной линии. Готовы закрывать позиции на поле в оставшихся играх?
— Если тренер мне доверит, то, конечно, готов. Иначе я в обойму не попал бы.

— Есть ли у вас в «Спартаке» партнер, с которым на поле налажено наилучшее взаимопонимание?
— Я уже, наверное, и забыл (смеется). Год не играл, столько поменялось футболистов… Тут у нас все играющие — со всеми приятно работать. И на тренировках, и в игре.

Золото проиграли в матче с ЦСКА

— Вы весь сезон наблюдали за чемпионатом России со стороны. На ваш взгляд, чего не хватило «Спартаку» для чемпионства?
— Наверное, везения. В таких матчах, как с ЦСКА и с «Локо»… Особенно с ЦСКА, когда весь матч был выигран, да и с «Локо» на последних минутах пропустили такой ненужный гол. Мне кажется, в этих двух матчах мы и упустили чемпионство.

— На ваш взгляд, что лучше — три года подряд стабильно становиться вторыми или один раз в двадцать лет «выстрелить» чемпионством?
— Думаю, три серебра подряд говорят о классе команды. К тому же до первого места совсем недалеко. А выстрелить… За счет чего можно выстрелить, если нет класса у команды? А у «Спартака», думаю, следующий год будет чемпионским. Ну, ниже второго мы точно не опустимся.

— Вы стали участником всех трех серебряных сезонов. Сильно они отличаются друг от друга?
— Конечно, очень сильно. Когда я пришел, команда только строилась. При Старкове мы случайно стали вторыми, выскочили в конце чемпионата. А в следующие два года, конечно, показали зрелую игру и как команда стали сильнее. Год от года мы прибавляем.

Молдавия способна на многое

— Два сезона подряд «Спартак» сотрясали тренерские скандалы — в 2006-м Федотов сменил Старкова, в 2007-м — Черчесов Федотова… Можно ли сказать, что эти кадровые перемены стали ключевыми моментами двух последних сезонов?
— Тяжело сказать… Мы обычно всегда буксуем летом, а к осени набираем ход. Конечно, это очень большая заслуга Станислава Черчесова, что команда во второй половине сезона прибавила. При нем мы набрали 76 процентов очков. Если будем продолжать в таком же духе — будет супер. И для нас, и для болельщиков. От прихода Черчесова команда только выиграла.

— Некоторые игроки «Спартака» отмечали, что Федотов был слишком мягким тренером, а Черчесов делает большой акцент на дисциплину. Вам какой вариант больше по душе?
— Я не сказал бы, что Черчесов так уж держит нас всех «в кулаке». Он делает все так, как надо: если видит, что команде надо отдохнуть, — дает отдохнуть; если надо, чтобы мы как-то собрались, — делает все для этого. А что касается Федотова, то при нем дисциплина у нас действительно хромала.

— То есть пользовались его мягкостью?
— Ну да, может, что-то такое и было…

— Черчесов — молодой тренер, ненамного старше вас, игроков. Может, это помогает такому хорошему взаимопониманию?
— Я не стал бы заострять внимание на возрасте. Если он говорит правильные вещи, знает, как подсказать, как научить, — да пусть ему будет даже меньше лет, чем мне. Для меня это не имеет никакого значения.

— Можно сказать, что у Станислава Саламовича есть талант, тренерский гений?
— Да, можно так сказать.

— Сборную Молдавии сейчас тренирует Игорь Добровольский… Успели познакомиться с ним?
— Пока ничего не могу о нем сказать, потому что пока ни одного матча под его руководством не сыграл. Я был в сборной, когда он работал вторым тренером, но с ним практически не общался. А как он сам работает с командой, я не видел.

— Что скажете о жребии, который выпал Молдавии в отборочном турнире к чемпионату мира? Вам достались Греция, Швейцария, Израиль, Латвия и Люксембург…
— Жеребьевку, конечно, видел. Судя по последним матчам, в которых команда набрала десять очков, обыграв на выезде Боснию, Венгрию, сыграв вничью с турками, думаю, можно замахнуться и на выход из группы.

— То есть молдавский футбол на уровне национальной сборной может в ближайшее время совершить качественный скачок?
— Почему бы и нет? Футболисты играют в хороших клубах чемпионатов России, Украины… Латвия ведь сделала такой скачок.

— Вы верите в существование «спартаковского духа», о котором так много говорят болельщики?
— Конечно, он присутствует. Ощущается на трибунах. Когда выходишь на поле и чувствуешь эту поддержку зрителей, аж мурашки бегут по коже. «Спартак», наверное, этим духом и ценен.

— У вас есть принципиальные соперники в чемпионате России?
— ЦСКА. Как и у всех спартаковцев, наверное.

— Вы свое будущее на данный момент связываете со «Спартаком»?
— Да, недавно я продлил с клубом контракт на два года.

— А никогда не было желания по­пробовать свои силы в европей­ских чемпионатах?
— Чемпионат России с каждым годом набирает силу, имеет неплохие позиции в европейском рейтинге. Конечно, он уступает испанскому, итальянскому, английскому чемпионатам, но тоже очень сильный. В первенстве России играть престижно.

— Какой из европейских чемпионатов вам наиболее симпатичен?
— Люблю смотреть Англию — там хорошие поля, высокие скорости, сама атмосфера… Хотя если говорить о конкретных командах, мне нравятся «Барселона» и «Реал».

— В прошлом году «Спартак» играл в Лиге чемпионов, в этом — в Кубке УЕФА. Ощущаете разницу между этими турнирами?
— Разница, конечно, есть — другая атмосфера. Лига — турнир гораздо более серьезный, ажиотаж выше. В Кубке УЕФА все спокойнее, даже зрителей приходит на стадион меньше, хотя недавно в Москву приезжал «Байер». Что говорить — класс Лиги чемпионов выше. Хотя дойти до полуфинала/финала Кубка УЕФА — очень престижно. А уж тем более его выиграть.

— У «Спартака» в этом году очень поздно заканчивается сезон. Не отразится ли это на подготовке к следующему сезону? Успеете отдохнуть и набраться сил?
— Думаю, все будет в порядке. Доиграем этот год, нам дадут 25 дней паузы. Все отдохнут нормально — этого времени достаточно.

— А ведь в прошлом сезоне из-за раннего начала игр подготовка получилась скомканной — всего два полноценных сбора…
— Тогда получилось, что мы вышли на пик формы к Кубку Первого канала. А потом случился спад — и в сезон входили какие-то усталые. В этот раз мы соберемся только 15 января и будем постепенно набирать кондиции.

Кстати

Молдавские футболисты в российской премьер-лиге

В минувшем сезоне в заявках клубов российской премьер-лиги значилось девять игроков из Молдавии. Любопытно, что четыре из них (Катынсус, Иванов, Гацкан и Ковальчук) имеют российские паспорта, а потому не имеют статуса легионеров. Самый «молдавский» клуб высшего дивизиона — «Москва», в составе которой значимую роль играют три футболиста сборной Молдавии. Все они регулярно выходили в составе четвертой команды страны.

Полностью чемпионат-2007 провел только защитник «Томи» Валерий Катынсус. Напротив, ни разу не выходили на поле пропустивший практически весь год из-за травмы защитник «Амкара» Геннадий Олексич и еще один игрок обороны — перебравшийся в Россию по ходу летнего периода дозаявок Денис Илиеску. Также не сложился этот год у полузащитника московского «Спартака» Сергея Ковальчука, который залечил травму и набрал форму лишь к концу сезона.

Источник: http://www.sportdaily.ru

Комментарии: