Валерий Карпин: "Не думаю, что при Федуне Широков вернется в "Спартак"

Спорт-Экспресс 1176 0 Автор: Отдел футбола - 16 апреля 2015

Бывший главный тренер "Спартака" провел в гостях у "СЭ" более полутора часов. В разговоре с Карпиным мы затронули множество тем: ситуацию в красно-белых клубе и команде, перспективы Дмитрия Аленичева и Унаи Эмери, качества Дзюбы и Месси и многое другое.

– Клопп объявил об уходе из "Боруссии". Она в ваши планы случаем не входит?

– В мои планы может входить все что угодно, но это не значит, что меня хотят видеть.

– Если бы вам предложили должность второго тренера, пошли бы?

– Смотря к кому.

– Что-то изменилось за год в российском футболе? Уровень игры, степень накала борьбы? Какие матчи из увиденных понравились?

– Ничего особо не изменилось. Что касается матчей, то есть лучше и хуже, интересные и не очень. Как в любом чемпионате. Понравилась игра ЦСКА – "Динамо". Встреча "Краснодар" – "Кубань" получилась неплохой.

– "Краснодар" сейчас многие сравнивают со "Спартаком" 90-х. Говорят, он похож на него больше, чем сам "Спартак". Разделяете эту точку зрения?

– По отдельным матчам трудно делать заключение, но, судя по игре "Краснодара" с "Кубанью", а также матчам "Спартака", так можно сказать.

– Не складывается впечатления, что красно-белые просто физически не готовы? Во вторых таймах команда встает.

– Любите вы сразу делать выводы, не зная обстановки. Да и я не знаю, что там творится. Очень просто сказать: физически не готовы. Не бывает такого! Я не могу разделять физическую готовность с психологической. Все связано с головой. Если она хочет, то ноги могут. Есть миллион примеров, как в клуб приходит новый тренер – и команда начинает бежать, хотя за три-четыре дня физическую готовность не подтянешь.

– Разве не может быть такого, что команда так проводит подготовительный период, что впоследствии безо всякой психологии оказывается неспособной играть вторые таймы?

– Любой футболист, который в январе-феврале и немного в марте тренируется хоть как-то в поддерживающем режиме, да еще играет какие-то контрольные матчи, будет готов на 70-80 минут.

– На 70-80 как раз и хватает…

– Если проблема в этом, то за две недели это можно подтянуть.

– Вам видно со стороны, что у спартаковских игроков сейчас не горят глаза?

– В тех матчах, что довелось посмотреть, не увидел понимания того, что они должны делать на поле.


2009 год. Валерий КАРПИН и Артем ДЗЮБА. Фото - Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
 

ДЗЮБА СМОЖЕТ ЗАИГРАТЬ В "ЗЕНИТЕ". ЕСЛИ ЗАХОЧЕТ

– Владелец клуба сравнил Давыдова с Месси. Вы видите у него прогресс по сравнению с тем, что было при вас?

– Он как был футболистом с задатками, которые можно развивать, так и им остался.

– А не может ли громкая оценка со стороны Федуна повлиять на развитие молодого игрока?

– Все зависит от человека. На одних влияет, на других нет. А Давыдову пока рановато выходить в основном составе "Спартака". Одно дело появляться на 15-20 минут, когда все устали, другое – с самого начала. У Давыдова хорошие данные точно имеются, но от того, что в 20 лет он купил машину и его уже личный шофер возит, возможно, "крыша" немного и поехала.

– С Кротовым и Тимофеевым та же ситуация?

– Они тоже одаренные ребята, но как себя проявят, пока вопрос.

– Словом, будь вы сейчас главным тренером, Давыдов с первых минут вряд ли выходил бы?

– Не могу ответить категорично, потому что не вижу его на тренировках. Может, и выходил бы, но тут многое зависит и от его конкурентов в нападении.

– Вы Дзюбу осуждаете за уход из "Спартака" или понимаете его позицию?

– Красиво или некрасиво он поступил? Завтра вам предложили на другом месте работы условно на миллион рублей больше… Каждый решает свою судьбу. Главное – как Дзюба сам воспринимает происшедшее.

– То есть имя "Спартака" в наши дни уже не имеет никакого значения?

– Для кого-то не имеет, а для кого-то оно важно.

– В том составе, с которым работали вы, были люди, для которых "Спартак", ромбик, красно-белые цвета не пустой звук?

– Естественно. И кто-то при равных условиях останется в "Спартаке". Но дадут на тот самый условный миллион больше – уйдут.

– Вопрос, куда переходить. Вы уезжали в Европу, а Дзюба перешел к "заклятым врагам".

– Это наша российская ментальность. Из "Милана" в "Интер" переходят пачками, в обратном направлении – тоже. Тот же Луис Энрике сменил "Реал" на "Барселону", Фигу менял прописку.

– Их всех проклинали болельщики.

– Луиса Энрике – нет, Фигу – да. И только потому, что португалец за неделю до перехода поклялся болельщикам "Барсы", что никогда в жизни не будет играть в "Реале". Если бы промолчал и перешел, такого негатива не было бы. Опять же, все зависит от футболиста: если переходит обычный игрок, то ничего страшного.

– В "Зените" Дзюбе будет сложно?

– Я же не провидец. Если захочет, то сможет играть. Потенциал у него есть. Возможно, питерцы купят завтра еще кого-то. Например, Месси. Вот у него Артем конкуренцию не выиграет.

– У вас достаточно богатый опыт не только тренерский, но и управленческий. Как с точки зрения клубного менеджмента выглядит вся эта история: Дзюба уперся и бесполезно было что-то делать?

– Я же не знаю ситуацию. Вы меня спрашиваете о вещах, в которых нужно быть в теме, внутри клуба.

– Правда, что Дзюбе предлагали продлить соглашение еще полтора года назад? Вы же тогда еще были в команде.

– Какое-то предложение было, когда он уходил в "Ростов". Насколько помню, он отказался.

– То, что он сейчас ругает "Спартак" – обида? Имеет ли он право?

– У нас свободная страна, все имеют право высказываться. Вы же тоже говорите обо всем. Правильно или нет – другой вопрос.

– При этом Дзюба не отрицает, что он спартаковец. Как одно сочетается с другим?

– Вот вы и совместите. Вы – журналисты, давайте оценку. Вы же, наверное, примерно знаете, что предлагали "Спартак" и "Зенит". Посчитайте, сколько стоит преданность родной команде.

ФЕДУН НЕ СТАВИТ КРЕСТ НА ЛЮДЯХ

– Есть мнение, что каждый тренер формирует стиль игры исходя из возможностей футболистов. Вы видите в нынешнем "Спартаке" атакующий потенциал?

– Конечно! Эти ребята играли в комбинационный атакующий футбол. Нравился он или нет – вопрос другой. В том году не было Глушакова, Чельстрема, Хурадо, Тино Косты? Все они играли в центре. "Спартак" сделал хорошее приобретение в лице Промеса. Джано разве не может играть в комбинационный футбол? Паршивлюк, Комбаров, центральные защитники тоже были в прошлом сезоне в команде. Тогда о чем разговор? В том сезоне они играли так, в этом… Но по трем матчам судить не берусь.

– Выходит, Якин формирует стиль исходя из собственных убеждений?

– Сделайте выводы сами, я уже разложил все по полочкам. Понятно, что "Мальорка" не могла играть так, как "Спартак", владея мячом 70 процентов времени. Футболисты не того уровня. Поэтому действовали на контратаках. В этом и заключается задача тренера – разобраться в исполнителях, предложить им подходящий стиль игры для того, чтобы выжать из них максимум.

В прошлом сезоне "Спартак" ведь играл иначе, чем в предыдущих чемпионатах при мне. Потому что появились игроки нужного уровня и стиля. Нравилось или нет, но результат был налицо. В осенней части отставали от лидера на одно очко, тут придумывать ничего не надо – открыли таблицу и посмотрели.

– Вам так и не удалось найти общий язык с Макгиди. Как думаете, это вообще было возможно?

– Часто только время может доказать чью-либо правоту. Макгиди ушел в "Эвертон", сколько он там сыграл матчей? По потенциалу в "Спартаке" было два футболиста выше всех на голову – Макгиди и Квинси. Они могли и умели всё, но не использовали свой талант.

– А как же Алекс?

– Он раскрыл себя на все 100. Но те двое по своим данным намного сильнее.

– Не обидно, что время Алекса в команде получилось таким коротким?

– Он человек набожный, семья для него важнее всего. У жены была сложная беременность. Без родных Алекс только половина себя. Приходилось его отпускать, вместо подготовки к играм он летал туда-обратно. Поэтому пришлось расстаться.

– Широкова смогли бы вписать в команду лучше, чем Якин?

– Не знаю. Кому-то Широков нужен, кому-то нет. Все зависит от того, что ты хочешь от "Спартака". Я в свое время просил купить Романа, но его не взяли.

– После пикировки с Федуном есть у него будущее в "Спартаке"?

– Если Федун будет в клубе то, думаю, что нет.

– Федуну свойственно ставить на спортсменах крест?

– Нет, не свойственно.

– Как вы объясните дикую фразу о вас как о "сбитом летчике"? После пяти лет доверия и нормальных отношений такой выплеск со стороны главы клуба.

– Что-то же нужно было сказать... Ну надо же было придумать про 250 миллионов, потраченных на трансферы! Любой нормальный человек посчитает, что даже половины этой суммы не было израсходовано за 5-6 лет.

– Но такая характеристика стала неожиданностью?

– Зная Федуна – нет. Надо же было как-то оправдываться. Он может залепить, а через две минуты забыть. Та же фраза про тренера, от которого успех команды зависит только на 10 процентов – он уже и забыл про нее, завтра скажет что-то еще.

– А как это в нем совмещается: вроде бы серьезный бизнесмен, а эмоции как у фаната?

– Футбол – это эмоции. К сожалению или к счастью. К сожалению, мало руководителей в футболе принимают решения не на эмоциях, а все взвешивает.

– После той заочной перепалки общались с Федуном?

– Нет.

У АЛЕНИЧЕВА МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬСЯ. А, МОЖЕТ – НЕТ

– Возможен ли в ближайшее время выход "Спартака" из кризиса?

– Все возможно теоретически. Но это непросто сделать. Почему "Спартак" должен и обязан стать чемпионом?

– Потому что это "Спартак"…

– Хорошо. А еще какие предпосылки?

– Богатая клубная история.

– Вот именно. Но за счет истории не побеждают! Если "Барса" или "Реал" подкрепляли свои амбиции только историей, не думаю, что они что-то выиграли бы. Бывают исключения из правил – "Эйбар" с самым маленьким бюджетом во втором дивизионе – 2 миллиона евро – вышел в примеру. Сколько еще таких примеров? "Атлетико" в 90-х годах выигрывал чемпионат и Кубок. Но сколько времени прошло до момента их прошлогоднего титула.

– "Спартак" дважды обыграл "Динамо", один раз – ЦСКА, отнял очки у "Зенита". Что мешает показывать результат в матчах с командами из нижней части таблицы?

– Сейчас – не знаю. Не готов глубоко анализировать нынешний "Спартак", видел лишь последние три игры.

– Кстати, в 2009 году вы со "Спартаком" могли стать чемпионом. При этом бюджет был не самым большим.

– "Спартак" мог бороться за титул все эти годы? Да, мог. Но "может" и "обязан" – разные глаголы. Вот "Зенит", учитывая возможности, обязан. "Реал" и "Барселона" в Испании – тоже. А вот ЦСКА – нет, хотя может это делать за счет правильного руководства, хорошего тренера, точечных покупок.

– Чтобы бороться за титул "Спартаку" нужно увеличить бюджет?

– Не только.

– Федун не так давно сказал, что мечтает о времени, когда в "Спартаке" будут играть только свои воспитанники. Насколько это возможно?

– Они и сейчас могут играть. Возьмите из "Спартака"-2 Кротова, Тимофеева, Давыдова и других. А вот какой результат они будут давать – вопрос.

– Как вы относитесь к перспективе назначения Аленичева на пост главного тренера?

– Очень хорошо.

– Как думаете, он потянет?

– 50 на 50. Зависит от цели.

– Первое место.

– Значит, если не получится выиграть золото, то и вся работа насмарку? При мне "Спартак" первым не был, но вы сами говорите, что сейчас в сборной пятеро спартаковцев, было второе место, Лига чемпионов.

– Многие болельщики критикуют Якина, говорят, такой футбол смотреть невозможно. Ваш "Спартак" называли валидольным, и не всем он нравился. Но сейчас многие скучают по вашей команде. Как думаете, почему?

– Это болельщики, которые живут эмоциями – счастливы, когда команда выигрывает, расстроены, когда уступает. А вот когда эмоциями живут руководители клуба и в этом состоянии принимают какие-то решения, начиная от покупки игроков до увольнения тренера, это плохо во всех отношениях.

– За пять лет корите себя за какие-то ошибки?

– Естественно, промахи всегда есть. Но не ошибается тот, кто ничего не делает: то не того футболиста в состав поставишь, то с заменой ошибешься. Такие моменты в тренерской профессии неизбежны.

– То, что вы доверили в свое время место в воротах Джанаеву, а не Плетикосе, вас не мучает?

– А вы про лимит забыли? Если бы был Плетикоса, то не играл бы, скажем, Алекс или другой иностранец. Вместо него, допустим, Рыжков – и "Спартак" не забил бы столько. Ведь именно с Джанаевым мы до трех последних туров боролись за чемпионство. И никто ничего плохого про Сослана не говорил. И теперь, через пять лет, вы спрашиваете... До ошибки в матче с Украиной в Александра Филимонова никто не бросал камней. Случилась беда – и сразу заговорили, какой он плохой. Так что, не надо было до этого ставить Филимонова?

С ЭМЕРИ В ИСПАНИИ НЕ ПЕРЕСЕКАЛИСЬ

– Мы слышим от руководства "Спартака", что оно "наелось" тренерами-иностранцами и вот-вот пригласит российского специалиста. Какое значение имеет национальность тренера?

– Суть, наверное, не в том, кто тренирует – иностранец или россиянин. Главное – чего хочет от команды руководство. Тот же Галицкий ведь сказал, что ему не важно, какое место займет "Краснодар". Куда принципиальнее определенный стиль. И команда к нему стремится.

– Нужно ли иностранцу иметь в штабе россиянина?

– И у Лаудрупа, и у Эмери в штабе были российские ассистенты – Ледяхов у обоих, а у испанца еще и Попов. Но как раз про нарушение коммуникации с командой они и говорили.

– А в Испании с Эмери не пересекались?

– Нет. Он же в первом дивизионе работал, а я во втором.

– Как расценить слова Челоянца о том, что он в Якина никогда особо не верил?

– Не знаю. Судьбу Якина будет решать Федун.

– А вам не кажется, что Якин выглядит в "Спартаке" случайной фигурой? Где логика в его назначении?

– Вы у меня спрашиваете? Не знаю, кто продвигал его кандидатуру, кто был против. Меня в "Спартаке" уже не было. Наверное, этот вопрос лучше задать членам совета директоров.

– Рассматриваете в дальнейшем сотрудничество с Асхабадзе?

– Нет. Он – генеральный директор "Спартака", а я на данный момент – безработный. Какая связь?

– Но вам хотелось бы поработать вместе еще раз?

– Зачем водить вилами по воде? У нас сохранились дружеские отношения. Я этого не скрываю, но это еще ни о чем не говорит. Поддерживаю связь, например, и с Юрой Никифоровым, и с Витей Онопко, и с Димой Хохловым. Ну и что?

– Давайте сменим тему. Как вам со стороны видится ситуация с Кержаковым? Для вас очевидно, что Виллаш-Боаш его "душит" как ветерана команды, так как боится авторитетного человека?

– Не думаю, что Виллаш-Боаш кого-то боится. Наверное, Кержаков остается в запасе, так как сейчас, по мнению тренера, уступает по игровым параметрам другим нападающим. Любой тренер – не враг себе и выпускает на поле сильнейших.

– Время поколения футболистов, выигравших бронзу Euro-2008, уже закончилось?

– Еще нет, но подходит к концу. Прошло уже семь лет. А ведь на чемпионате Европы они уже были не 19-летними пацанами. Так что это нормальная ситуация.

– Акинфеев по-прежнему сильнейший голкипер страны или на него уже работает имя?

– Во-первых, не смотрю все матчи ЦСКА. Во-вторых, не слежу за всеми вратарями чемпионата России. Так что мне сложно судить. Да, Акинфеев ошибается. Но нельзя сказать, хуже ли он стал играть или лучше.

– Одно из самых светлых пятен в нынешнем "Спартаке" – Артем Ребров. Для вас его стабильная игра – откровение?

– Конечно же, нет. Задам встречный вопрос: а кто его брал в "Спартак"?

– Федун.

– Правильно (улыбается). Просто на тот момент у нас был Дикань. Потом под стиль нашей игры больше подходил Песьяков. Ребров же получил две серьезные травмы. Сейчас Артем – основной вратарь, находится в хорошей форме. Возможно, на линии он посильнее Песьякова, а в других компонентах уступает.

– Когда наступит время Митрюшкина?

– Ну и вопрос… Возможно, при мне он играл бы постоянно – или не играл. Может быть, встанет в ворота при другом тренере, вырастет в нового Акинфеева. Или никогда не заиграет. Никто же не знает.

– Не пора ли Реброва постоянно привлекать в сборную?

– Вопрос не ко мне.

СБОРНАЯ? ПОКА НЕ МОЕ

– А вам самому интересно было бы поработать с национальной командой?

– Честно, даже не знаю. Вообще это не каждодневная работа на поле.

– В общем, вам ближе ежедневный график?

– Наверное, больше подходит моему характеру.

– Впереди домашний чемпионат мира. Согласитесь, это дополнительная мотивация встать у руля сборной?

– Конечно, престижно, но одновременно и ответственно. Говорить об этом сейчас бессмысленно.

– Но вас греет мысль, что в Карпина тогда верила бы вся страна?

– А толку? Мы что выиграем тогда чемпионат мира?

– Как вы относитесь к выкрикам с высоких трибун о том, что в 2018 году мы, как минимум, должны дойти до полуфинала?

– Так и отношусь – как к возгласам болельщиков.

– Удачей в 2018-м для нас стало бы...

– Давайте доживем и посмотрим, какая у нас будет сборная, в каком она будет состоянии. Теоретически рассуждать нет смысла. В 2018-м году, не дай Бог, может сломаться три-четыре футболиста основного состава. Или наоборот, все будут в полном порядке, в хорошей форме, тогда уже и можно будет ставить задачу. А как ее озвучивать за три с половиной года до турнира?

– Просто смены особо не видно. Поколение-2008 уходит в прошлое, а большого выбора молодых у Капелло нет. Поэтому костяк, видимо, будет примерно таким же, что и сейчас.

– Но кто-то может еще и появиться. Тот же Портнягин, например, наберет бешеную форму. Может ведь такое быть? Так и с другими футболистами.

– В Бразилии сборная сыграла в свою силу?

– Нет, конечно. Из этой группы надо было выходить. Так же, как и нам в 2002-м в Японии. Мы тогда сыграли в свою силу? Нет.

– А играли лучше, чем нынешняя команда?

– Не хочу сравнивать. На вкус и цвет товарищей нет. Но мы тогда тоже не выполнили задачу.

– Допускаете, что с сегодняшней игрой России может не попасть на Euro-2016?

– Может быть. Стопроцентной уверенности, что выйдем, нет.

– Не стоит ли вместо декларирования высоких задач и использования дорогостоящих иностранных тренеров сконцентрироваться на детско-юношеском футболе и направить в него средства?

– Это было бы правильнее.

– Вы когда-то говорили, что не исключаете работу футбольным чиновником. Потом все-таки сказали: "Не мое". Вот предложат вам стать президентом РФС, почему ответите отказом?

– Потому что думаю, что все-таки не мое. Кабинет, бумажки, папки – это, наверное, не для меня в силу того же характера. Скучно. Работы-то там достаточно, но совсем другой.

– А почему баллотировались в исполком РФС?

– Одно дело исполком, который собирается раз в два-три месяца, а другое дело – каждый день проводить в кабинете.

– После матча в Краснодаре с Широковым не общались?

– Нет.

– А вообще с кем-то из футболистов поддерживаете контакт?

– Что вы понимаете под этим? Поздравить с днем рождения, с Новым годом – да, поддерживаю. А если имеете в виду ежедневное общение, то нет.

– Тогда – с кем из футболистов время от времени переписываетесь?

– Cо многими.

– Включая иностранцев?

– Да. Тот же Эменике пишет постоянно.

– Правда, что ему надоело в Турции, и он не прочь вернуться в Россию?

– Это мы с ним не обсуждали.

– Задайте вопрос в следующий раз.

– Зачем? Думаете, я расскажу вам ответ?

– В последнее время в России часто жалуются на состояние полей. Вы согласны с тем, что эта проблема требует пристального внимания?

– Естественно.

– Даже использовать такие радикальные методы, как перенос матчей в другие города?

– Если нет поля, то да. Мы тоже ездили в прошлом сезоне в Екатеринбург.

– В Испании играли на плохих газонах?

– Играл. В "Спартаке" тоже – с "Наполи", "Реалом" в снегу и на льду. Но это ненормально. Надо стремиться к тому, чтоб таких газонов не было. Заставить команды премьер-лиги обеспечить приличное поле, хороший стадион. Нет денег? Играйте в ФНЛ. Обязали же все клубы когда-то сделать подогрев. Средств ни у кого не было, все плакались, но сделали.

– Как вы относитесь к высказываниям западных чиновников и журналистов, что Россию нужно лишать чемпионата мира за расизм, хулиганов и прочую жуть?

– Это политика. Понятно, откуда, почему и для чего эти высказывания. Футбол здесь ни при чем.

– Какое к этому отношение в Испании?

– Если человек смотрит местное телевидение, и там говорится, какие русские плохие, то, естественно, он настраивается против. Если он залезает в интернет и почитает иную точку зрения, то возникнут другие мысли. Но большинство в Европе, естественно, настроены против России.

– У нас действительно остро стоят проблемы расизма и бесчинств на трибунах? Или в Европе все это тоже есть?

– У нас, естественно, гораздо острее. Как их решать, мы говорим уже лет пять. Пока государство не захочет этим заниматься, мы от хулиганов не избавимся. Не клубы, не федерации, а именно государство. Кто искоренил эти проблемы в Англии? Тэтчер прямым указанием. Ничего тут придумывать не надо! Приняли закон, ввели ответственность за его нарушение. Зажег файер – тебя условно сажают на год в тюрьму. Остальные задумаются. А сейчас – заплатил 1000 рублей и пошел дальше.

СИМЕОНЕ – ФЕНОМЕН

– За Лигой чемпионов следите?

– Конечно. Смотрю почти все матчи.

– После 0:0 в первой игре "Атлетико" – "Реал" у кого больше шансов?

– Равные. "Реал" уже семь матчей подряд не может выиграть у "Атлетико", хотя каждый раз шансов у него больше.

– Симеоне – феномен?

– Однозначно.

– Вы его в своем рейтинге мировых тренеров на какое место поставите?

– Наверное, в тройке. Вместе с Моуринью, Гвардьолой. Да там много тренеров рядом. Год назад, например, все назвали бы Клоппа.

– Он, напомним, уходит из "Боруссии" в конце сезона. Представляете его в России?

– Если денег дадут, то приедет, что здесь такого?

– "Спартаку" он бы подошел?

– Без понятия. Здесь учитывать нужно не только профессиональные факторы. Еще раз могу всем сказать – работать тренером в Европе и в России – это небо и земля. Разные профессии.

– В чем такие большие отличия?

– Когда Пареха плохо играл в "Спартаке", кто был в этом виноват? Тренер, который не научил и не его встроил в игру. Если Пареха ошибается в "Севилье" – виноват он сам. Вот такие разные подходы. У нас провели матч плохо – значит, тренер не настроил. То есть двадцать миллионеров играют в футбол, и их надо настраивать побороться за победу. Ну не бред? Не научили футболиста за 10 миллионов евро с зарплатой в 2 миллиона отдавать пас на 10 метров – тоже тренер виноват. При этом в Европе Пареха, плохо отыграв, не пойдет автографы раздавать и ужинать в людном месте. Потому что понимает ситуацию и держит себя в тонусе. Здесь с ним 25 фотографий сделают, он сядет в машину и поедет в ресторан.

– Получается, во всем виновато общественное мнение?

– Да. Не только у нас – в Турции, скажем, похожая ситуация. Когда в стране появились большие деньги, туда ринулись звезды, однако турецкий футбол не вырос до уровня английского или испанского. И не вырастет, пока не поменяется менталитет. В Европе игрок не добежал, сделал неточный пас – кому трибуны свистят и махают белыми платочками?

– Руководству?

– Отнюдь! В том-то и дело, что игроку.

– Выходит, аксиома "в поражении всегда виноват тренер" на Западе не работает?

– Она по-иному интерпретируется. Если, допустим, команда завершила первый круг на последнем месте, тогда – да, тренер виноват. Но за поражение в отдельно взятом матче его никто никогда казнить не станет. В Испании ни одному доморощенному аналитику, тем более журналисту, даже в голову не придет критиковать тренера. Недаром его уважительно называют мистер.

Я ПРОСИЛ ЧЕРЧИ, ШИРОКОВА, ЕРЕМЕНКО, ЯРМОЛЕНКО

– Эберта приобрели по вашей просьбе?

– Нет. Я просил Черчи, Широкова, Еременко, Ярмоленко...

– Откуда тогда всплыла кандидатура немца? Он в списке шел четвертым-пятым?

– Его вообще там не было! Но кандидаты из списка стоили от 10 до 30 миллионов. Мне же сказали: "Денег ни копейки не дам!" При том, что первый этап команда закончила в одном очке от первого места. А у нас ушел Макдиги, и справа оставался один Езбилис. Пришлось брать футболиста из другого списка – бесплатного.

– Эберт – ключевой футболист в построениях Якина.

– Значит, не так уж он и плох.

– Вы говорите, в чемпионате России иностранцы начинают играть хуже. А как же Халк?

– В "Порту" он выглядел гораздо сильнее.

– Можете вспомнить хоть кого-то из легионеров, кто остался на своем уровне или даже прибавил?

– Данни.

– А Вагнер Лав?

– Когда хотел – играл, не хотел – не играл. Бразилец.

– Как думаете, почему в России так меняется менталитет иностранцев?

– Нет людей, которые сами, без давления, будут измождать себя на 120 процентов. Вот, к примеру, я – профессионал, приехал в Россию с настроем все выполнять от и до. Потом смотрю: из команды еще трое делают так же, а 17 – по-другому. Рано или поздно тоже снижу планку. Это нормальная человеческая реакция.

– Если бы в России у футболистов была небольшая зарплата и солидные бонусы за результат, что-то изменилось бы?

– Как думаете, легионеры станут играть у нас за гарантированные пять копеек?

– Какой самый крупный штраф вы выписывали в "Спартаке"?

– Месячная зарплата. За опоздание на сбор. Таких случаев было несколько.

– Как люди реагировали?

– Плохо. Кому понравится, когда отбирают деньги? Но в контракте все прописано, так что обижаться нужно только на себя. Конечно, во всех командах, где играл и тренировал, штрафовали за мелкие нарушения. Тут суммы устанавливают сами футболисты для поддержания дисциплины. Скажем, в "Мальорке" за минуту опоздания платили условные два евро, а в "Спартаке" – десять.

– Каковы ваши ближайшие планы?

– На следующей неделе уезжаю в Испанию. Когда вернусь, не знаю.

– Но собираетесь вернуться?

– Естественно. Вообще-то в Москве у меня постоянное место жительства.

Фото - Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

Источник: http://www.sport-express.ru

Комментарии: