Якин: Мы пишем с клубом новую историю. Вспоминать то, чтобы было раньше - не мой стиль
Сегодня мы говорим с главным тренером футбольного клуба «Спартак» Москва Муратом Якином. Как команда готовится к матчу с «Арсеналом»? Все ли готово?
Якин М.: Мы работаем для того, чтобы всегда быть готовыми духовно, ментально и физически к каждому матчу. Все игроки находятся в хорошем состоянии, готовы к матчу. Я отмечу, что у нас, конечно, была очень хорошая фаза в игре против «Торпедо», против «Динамо». Сейчас концовка матча против «Кубани» оставила менее положительные впечатления. Поэтому нам нужно подготовиться таким образом, чтобы с самого начала быть сконцентрированными и готовыми к матчу с «Арсеналом».
Верите ли вы в приметы? Дело в том, что почти любой российский тренер оставил бы тот состав, который выиграл предыдущий матч. А если два матча – тем более. Вы же состав немного перекроили. Почему?
Якин М.: Мы вынуждены были сделать замены, потому что Таски заболел, у Паршивлюка – травма. К тому же Глушаков и Джано имели повреждения. И из-за всего этого нам пришлось сделать определенные изменения. Двух последних футболистов готовы были отправить в сборную, но они оказались вынуждены остаться в расположении клуба, где пропустили большинство тренировок к матчу с «Кубанью».
Надо сказать, что вы один из первых спартаковских тренеров, который активно стал внедрять молодежь в состав, стал доверять молодым. Насколько у них велик кредит доверия? Возможно ли увидеть когда-нибудь в воротах Антона Митрюшкина?
Якин М.: Нельзя не заметить развитие спартаковской молодежи. Мы считаем, что у «Спартака» прекрасная академия. Мы, играя с практически каждой командой премьер-лиги, сталкиваемся с тем, что как минимум один или два футболиста ранее представляли «Спартак». Мы сейчас находимся в той ситуации, когда мы можем согласиться с тем, что футболисты получают прекрасное образование в спартаковской академии, потом меняют клуб и играют против нас. Пора это менять и дать им шанс заиграть в «Спартаке». Мы считаем, что наш тренерский штаб способен вводить молодежь в состав. Но, что касается Антоша Митрюшкина, то мы учитываем все его великолепные качества и понимаем, что он обладает очень большим талантом. Но ему еще много в каких моментах нужно прибавлять, ему не хватает определенных деталей в игре. Рано или поздно он, безусловно, способен стать первым номером в «Спартаке».
Очень интересно вы выстраиваете игру в защите. Особенно в игре против сильных команд, которые выше нас в турнирной таблице. Какая схема вам ближе? С пятью защитниками, с четырьмя? И где в ней место Евгению Макееву?
Якин М.: Прежде всего, важно смотреть на то, как футболисты работают на тренировках перед матчем в течение недели. И также, конечно, мы ориентируемся на то, с кем нам предстоит играть в следующем туре. В любом случае, если мы говорим про защиту, возьмем последний матч, например: наши футболисты, они по разным причинам не смогли, может быть, показать все, на что они готовы. Мы вынуждены были реагировать на травмы, которые были в нашем составе.
После поражения в матче с «Краснодаром» мы выбрали тактику с тремя центральными защитниками, которая позволяет внести уверенность в игру команды для того, чтобы сзади было стабильно. При этом мы не приносим в жертву атаку, потому что у нас достаточно футболистов, которые могут действовать впереди. В целом могу отметить, что всегда, когда мы начинали любой матч Чемпионата России, мы выбирали правильную тактику. И мы угрожали чужим воротам, мы играли смело. Мы брали инициативу в свои руки. Потом зачастую в какие-то моменты у нас все из рук валилось из-за того, что не хватало организации, не хватало дисциплины и стабильности.
Раз мы заговорили о том, что не нужно было столько футболистов перед этим сезоном. Сколько вообще нужно профессиональной команде игроков для того, чтобы участвовать в трех турнирах: чемпионат страны, кубок страны и еврокубки?
Якин М.: Тут все зависит от ситуации. Для того, чтобы успешно играть в трех турнирах, нужно иметь две полноценные команды, еще несколько молодых на усиление. Нам, учитывая, что мы играем в одном турнире, сейчас хватает 20 футболистов. Но всегда примешиваются такие факторы, как травмы и дисквалификации. Об этом никогда нельзя забывать, они всегда могут спутать карты. Мы еще отдаем достаточное количество игроков в сборные. Плюс, у нас за время нашей работы здесь появились новые сборники, игроки своей национальной команды – это тоже вносит определенные коррективы.
У нас считают, что тренер должен быть в какой-то степени диктатором. Во всяком случае, наставником. Но совсем не другом игрокам. Как с этим в Европе? И как вы считаете, как должно быть? Можете ли вы, например, быть другом игрокам? И знаете ли вы, какой микроклимат в команде.
Якин М.: Тут все зависит от человека. Но я считаю, что в любом случае, игроки должны играть в футбол, не нужно их стегать кнутом. Учитывая мое воспитание, то, как я вырос, наверное, диктатура не тот стиль, который я хотел бы исповедовать. Я думаю, не для этого меня сюда позвали. Понятно, что нужно исходить из того набора характеров, которые собраны в команде, нужно где-то, наверное, подстраиваться под них. Нельзя гнуть только свою линию. Нельзя продавливать только то, что в манере поведения ты считаешь правильным. Хотя, безусловно, при всем этом я не считаю, что нужно быть диктатором. Где-то, наверное, нужно находить жесткие слова, но при этом оставаясь справедливым. И жесткая критика порой бывает уместна.
А можно примеры?
Якин М.: Я все-таки предпочитаю говорить о том, что является моим стилем, потому что игроки очень чувствуют, когда какие-то эмоции наиграны. И они им не верят. Я считаю, что гораздо конструктивнее обсуждать такие моменты, как какие-то ошибки, которые были допущены в игре. Обсуждать на разборе, когда футболист сам, может быть, до конца не понимает, что он действительно допустил эту ошибку. И, когда мы показываем ему видео, то даже не нужно каких-то жестких слов, он все прекрасно понимает сам, он видит, что было сделано неправильно. И тогда мы можем что-то улучшить в будущем. Я думаю, что диктатура, которая, как я краем уха слышал, была раньше, не привела ни к чему хорошему. Нужно сохранять аутентичность и верность себе.
Сколько вообще нужно новому тренеру времени, чтобы построить игру команды?
Якин М.: Футбольный тренер не имеет много времени, ему нужно принимать смелые и оперативные решения. Для этого нужно качество команды, которая будет готова идти с тренером, делать то, что ей предписано. Мы со стороны тренерского штата думаем о любой мельчайшей детали, которая может повлиять на исход матча. Мы пытаемся выжать из футболистов максимум. Понятно, что в данный момент результаты соответствуют ожиданиям лишь в определенной степени. Самое главное, нам не хватает постоянства. В том числе и потому, что нет нужного качества. При определенном терпении рано или поздно результат обязательно придет. И придет выстроенная игра. Для этого мы с нашей стороны делаем все возможное.
Насколько важна командная психология? Наверняка вы знаете, что «Спартак» десять лет был просто гегемоном в нашей стране, выигрывал одно за другим чемпионство. Сейчас команда уже много лет ничего не выигрывает. Думаю, вы об этом тоже знаете. Насколько важна психология?
Якин М.: Я хотел уйти от сравнения с прошлым, думая о тех футболистах, которые сейчас в составе. Их не очень сильно интересует история, они хотят играть в футбол здесь и сейчас. Понятно, что футбол меняется так быстро, что сравнивать то, что было 10 лет назад с нынешним днем просто нереально. Например, у «Спартака» сейчас тоже новая страница в истории. Новый стадион, который также строился ни один день. Сейчас он есть, и мы пишем вместе с клубом новую историю, пытаемся это делать. Сравнивать и вспоминать то, чтобы было раньше - все-таки не мой стиль.
Хорошо. Тогда вернемся к вашей игровой карьере. Вы выступали очень долго в Германии. Свою тренерскую концепцию вы взяли оттуда. Есть то, что российские игроки не очень понимают? Есть такие моменты, которые они не понимают из того, что вы пытаетесь им донести?
Якин М.: Конечно я научился многому от разных характеров разных тренеров разных менталитетов. Потом выучился на тренера в Швейцарии – это одно из лучших мест, где можно получить тренерское образование. Оно очень тщательное. Мы сейчас видим, как в Швейцарии растет молодежь, многие футболисты уже играют за границей в хороших клубах. Также с «Базелем» мы очень достойно выступали, продвинулись далеко к Еврокубку. Теперь я приехал сюда, чтобы здесь транслировать мои идеи, замыслы, пытаться претворять их в жизнь. Есть задумки, есть определенный опыт. И мы пытаемся делать так, чтобы здесь это заработало.
Это понятно. Но победы, допустим, бывают разные. Кому-то нравится победа 1:0, кому-то 5:4. Какая концепция ближе именно вам?
Якин М.: Я думаю, что, когда команда выигрывает со счетом 5:4, она не особо рада тому, что пропустила 4 мяча. С другой стороны, мы обязаны давать зрителям определенный спектакль. Когда они приходят на трибуну, они туда за этим и идут. С другой стороны они рады и победе со счетом 1:0. Понятно, что такие матчи случаются, когда люди забивают мячи из ничего. Например, недавняя ситуация с противостоянием лидеров, ЦСКА – «Зенит», когда такой мастер экстраординарного уровня, как Халк, забил два мяча из ничего. Конечно, такие игроки стоят определенных денег. Таких возможностей у нас сейчас нет, и мы начинаем с малого. Посмотрим, что нам принесет такая стратегия. Но, надеюсь, что будем добиваться успеха. Сейчас мы зачастую не забиваем. У нас не такая хорошая организация, не так много забитых мячей, но мы создаем болевые моменты. Значит, приближаемся к тому, чтобы забивать больше в каждом матче.
Что вас, Мурат, удивило в первую очередь в российской футбольной Премьер-Лиге? Ну, и вообще в стране, в России?
Якин М.: В одном предложении все сложно сказать. Но в целом футбольные клубы везде одинаковые, есть иностранные футболисты, есть местные футболисты. Поэтому более-менее все понятно. Я больше стараюсь смотреть на позитивные моменты. Позитивные моменты в том, что здесь играется футбол хорошего качества. Есть мастера высокого уровня в чемпионате. Если говорить про негатив, то, наверное, это длинная зимняя пауза, это качество полей на некоторых стадионах. И, наверное, то, что чемпионат, имея всего 16 команд, относится к тем чемпионатам в Европе, которые имеют наименьшее количество команд и наименьшее количество матчей. Но, в целом, мы, несмотря на то, что приезжаешь в страну всегда с предрассудками, стараемся очень позитивно смотреть на вещи.
Золин А.: Кстати, поле в Туле будет не очень высокого качества. Не боитесь ли вы за своих подопечных? «Спартак» учитывает этот фактор? Как команда собирается играть в Туле?
Якин М: Риск всегда существует, безусловно. Но можно играть каждый тур, поля бывают разные. И, если бояться увидеть полученную травму, то нужна только одна стратегия – не смотреть матчи. Но условия одинаковые для всех. Мы оказались в такой ситуации. И мы поедем в Тулу для того, чтобы постараться обязательно выиграть.
«Зенит» идет на первом месте в чемпионате страны. Чем «Зенит» может быть сильнее остальных клубов? Ведь «Спартак» же в Санкт-Петербурге показал хорошую игру, мог даже выиграть.
Якин М.: У них очень хороший состав, очень хороший тренер, поэтому они справедливо находятся на первом месте. Это команда, которая в последних матчах пусть и не устраивает какую-то голевую феерию, но добивается победы. Уверен, добивается победы. А в матчах против команд, которые считаются слабее, она забивает не только необходимые голы, но забивает и большое количество мячей. И это качество на данный момент есть только у «Зенита». Что касается нашей игры, то да, мы, может быть, даже могли обыграть «Зенит». Но это отдельный матч. Тренер должен обеспечить определенное постоянство в результатах. Отдельный матч не считается. Для того, чтобы набрать достаточное количество очков в чемпионате, нужно провести много игр на хорошем уровне.
У «Спартака» тоже хороший тренер. С «Зенитом» все понятно. Вы выступали в Германии. Там очень смело внедряют в большие клубы молодых игроков, не боятся этого делать. Чего не хватает, может быть, нашим игрокам, при переходе из молодежной команды во взрослую?
Якин М.: Здесь можно сделать интересное сравнение. Мы родом из Швейцарии, и у нас в Швейцарии у клубов нет широких финансовых возможностей. Там всегда возникает необходимость усилиться собственной молодежью. Это не 1-2 футболиста, это постоянный поток. Постепенно они обретают уверенность, становятся готовыми выполнять те задачи, которые от них ждут. Для этого обязательно нужно терпение. В России во многих клубах есть финансовые возможности для того, чтобы покупать высококлассных игроков. Это во многом снижает возможности молодежи пробиться в основу. Мы считаем, что у нас есть те качества, которые необходимы для тех тренеров, которые позволяют молодежи раскрыться. Есть определенное терпение. И понятно, что молодой футболист, выходя на поле, нервничает за основу, у него не хватает опыта. Но здесь нужно отдавать себе отчет в том, что один-два матча, которые провел молодой футболист за основу, это еще не повод для того, чтобы разносить его критикой в пух и прах. Нужно давать ему новые шансы. И тогда, со временем, конечно, он дойдет до того, чтобы стать полноценным игроком основы. Со временем это будет будущее «Спартака». Также к этому добавляется то, что в России очень серьезное давление от тренеров, все время требуется успех, победа. И нет возможности делать ставку исключительно на молодых футболистов, потому что, если делать ставку только на молодых, которые еще не дозрели до основы, то в какой-то момент, результаты перестанут приходить. И это будет влиять на уверенность в себя молодых футболистов, что в свою очередь помешает им развиваться.
Для вас важно то, что о вас думают российские футбольные эксперты? То, что пишут в газетах, говорят по радио, что говорят по телевидению про игру «Спартака»?
Якин М.: Я рад тому, что у меня есть возможность отдаваться на 100% работе в «Спартаке», концентрировано выполнять мои задачи. Я слышу краем уха то, что происходит вокруг «Спартака», шумиха, которая всегда есть вокруг тренерского штаба. Для меня важно, что я слышу мнение тех людей, которые мне важны в клубе. И все остальное, я думаю, это больше для зрителей и болельщиков.
Понятно. Кто по натуре больше: швейцарец, турок, немец или, может быть, русский?
Якин М.: Можно даже еще назвать несколько этносов, потому что в Швейцарии растешь в очень мультикультурной среде. И, в конце концов, меня интересует человек, а не его происхождения.
Что из русской культуры, может быть, уже подчерпнули? Взяли себе?
Якин М.: Когда мы ходим есть мясо, меня удивило, что не используется аргентинское мясо, используются российские отечественные производители.
Знаете, что у «Спартака», во всяком случае, у болельщиков, прозвище «мясо»?
Якин М.: Нет, не знал.
Мурат, я был со «Спартаком» в Швейцарии, слышал, как поют швейцарские болельщики. Как вам наши болельщики? Везде, где бы вы ни были, они есть – это понятно. Как вам болельщики «Спартака»?
Якин М.: В нашей серии заездных матчей в начале чемпионата я заметил, что поддержка у «Спартака» сумасшедшая, великолепная фанатская культура. Я могу только по выражениям лиц болельщиков на трибунах догадываться, что они имеют в виду, потому что я не понимаю, что они поют. Но видно, что за команду переживают, переживает большое количество людей. И нашу работу очень ценят, футболистов обожествляют. Мы должны отвечать взаимностью болельщикам. Понятно, что футбол не всегда концерт по заявкам, не всегда можно рассчитать заранее, какой будет результат. Но мы должны стараться, в том числе и для наших болельщиков, показывать такой футбол, который они ждут. Те болельщики, которые поддерживают «Спартак», они, безусловно, лучшие. Я в восторге оттого, что я вижу. Я вижу большое уважение между болельщиками. Я понимаю, что нужно привыкнуть, чтобы всем притереться, нужно определенное время. Я смотрел на то, как мы играли в Химках, как мы играли у себя на стадионе, как болельщики создают атмосферу. Они просто великолепного уровня. Они могут создать настоящую атмосферу праздника в футболе.
Сердар Таски собрался писать книгу о поездке «Спартака» в Комсомольск-на-Амуре. Какой город удивил вас?
Якин М.: Наверное, выезд в Комсомольск-на-Амуре ничто не может превзойти по эмоциям. Я считаю, что мы здесь для того, чтобы играть в футбол, добиваться успеха. Но путешествия – это неотъемлемая часть профессии футболиста, профессии тренера. Конечно, я не знал, что меня там ожидает. Я не представлял себе, что бывают такие длинные поездки. Потому что до этого я знал в Швейцарии, что выезд на матч еврокубков – это 2-3 часа в самолете, но не с 10 с половиной! Великолепные впечатления, я рад, что это было в моей жизни. Когда я рассказывал моим друзьям в Швейцарии, они пытались найти Комсомольск-на-Амуре. Но рано или поздно у них заканчивалась карта, они не могли найти это место.
Вы следите за футболистами, отданными в аренду? Кто-то из них, может быть, уже оправдывает, кого-то уже хотели бы вернуть?
Якин М.: Да, мы следим за теми, кто отдан в аренду. Но сейчас для нас главное сконцентрироваться на тех футболистах, которые есть в нынешнем составе «Спартака». Думать о них, следить за ними. Мы помним о том, что ряд футболистов отдан в аренду, и примем решение, когда срок аренды истечет, о том, что будет с ними дальше. Захотят ли они играть в «Спартаке» или мы пойдем разными путями. Что касается швейцарских журналистов, сейчас у меня не такие тесные контакты с ними. Да, получаю иногда запросы, может быть, один, два на интервью. Но не так много. И я этому рад, потому что 9 лет работы тренером, 15 лет футболистом…. Швейцария – маленькая страна. И я сейчас рад, что у меня есть сейчас определенная дистанцированность от моей родины.
Комментарии: