Стипе Плетикоса: «...и тут кто-то сказал: «Россия проигрывает в Андорре!»
Что бы ни говорили, российскую сборную на чемпионат Европы вытащили хорваты. Победив Англию, бойцы Славена Билича разрушили наши стереотипы – оказывается, досрочно решенная задача вовсе не означает отказа от борьбы. Редакция «Советского спорта» пригласила вратаря сборной Хорватии Стипе Плетикосу в гости – по-русски «проставиться» за Евро. Стипе то ли отшутился, то ли всерьез возразил: «Нет, это я должен «проставиться», ведь своему месту в сборной я благодарен приезду в Россию!».
ЗНАЮ ВАШИХ МИНИСТРОВ
В самом деле, в доспартаковскую эпоху у Стипе складывалось не очень. Потерял место в «основе» «Шахтера», а Билич ясно дал понять: в сборной собираются те, у кого с игровой практикой порядок.
…Мы не стали препираться и приняли приглашение – Стипе позвал отведать балканских блюд в любимом ресторане «Дориан Грей», что поблизости от Кремля. Встретились 2 декабря – в день, когда страна двинула на избирательные участки.
Присев за стол, поднимаем тост за будущие победы России и Хорватии. В бокалах, правда, минеральная вода – вечером у Стипе тренировка в Тарасовке.
Редкий случай, когда интервью со спортсменом начинается с темы… выборов.
– Как вам наши политические страсти? – вопрос российского избирателя гражданину Хорватии.
– Впечатляет. С утра мне пришло сообщение на мобильный телефон: приходите на выборы! Сначала я подумал, что кто-то из русских друзей шутит. Оказывается, рассылка.
– Политика мне интересна, как и всякому хорвату, – продолжает Стипе. – У нас молодая страна, политический бум. Кстати, две недели назад в Хорватии тоже были выборы в парламент. Победил демократический блок. Жаль только, между демократами и президентом постоянно возникают какие-то трения. Наблюдаю за их борьбой по спутниковому ТВ. Переживаю: сколько можно ссориться?!
Вы удивитесь, но я знаю в лицо почти всех российских министров. Они заезжают в этот ресторан в будни.
– За ваш подвиг на «Уэмбли» эти самые министры, да и российские болельщики, были бы не прочь представить вас к государственной награде…
– О, как нескромно! Вы меня ставите в тупик. Если честно, я от медали не отказался бы. Домашняя коллекция разнообразием не отличается – с детства награждали только за успехи в турнирах. Мне рассказывали, что однажды двум футболистам дали звания национальных героев за победу над «Спартаком» (речь о случае, произошедшем в 1998 году. Тогда решением Кирсана Илюмжинова вратарь «Уралана» Андрей Саморуков и полузащитник Александр Игнатьев стали Героями Калмыкии. – Прим. ред.).
МНЕ ДАРИЛИ ОДНИ ШОКОЛАДКИ
– Впрочем, к чему вам медаль? Вам же «Мерседес» полагается!
– Ну вот, опять… Вы затронули очень деликатную тему. Как только Леонид Федун (владелец «Спартака». – Прим. ред.) объявил о своей премии, нам в Англию принялись звонить друзья и журналисты. Все очень возбудились из-за «Мерседесов». А в команде эти машины практически не обсуждали, спокойно готовились к матчу. Федун – человек слова, и я уверен, что он хочет преподнести этот подарок. Пусть президент нашей федерации Влатко Маркович решит, как поступить в этой ситуации. Знаю одно: в Хорватии не пойдут против УЕФА, который запрещает подобное стимулирование.
– С космической скоростью распространяется информация, что вам уже перечислены многомиллионные премии от российских бизнесменов…
– Никто ничего нам не дарил и не перечислял! Наверное, все прояснится, когда мы вновь соберемся в сборной. Пока информации о премиях не поступало.
– Знаю, вы точите зуб на английскую прессу.
– И еще какой зуб! Как вы знаете, один британский бизнесмен пообещал премировать израильтян за победу или ничью в матче с Россией. Этот поступок восприняли как само собой разумеющийся. А через несколько дней появилось заявление Федуна о «Мерседесах». Какой вой тут поднялся! Англичане стали возмущаться, бросились жаловаться в УЕФА. Хочу, чтобы в Англии задумались: почему так происходит? А я знаю – они насаждают двойные стандарты!
– Вы любите подарки?
– Как всякий человек. Вспоминаю детство. Жили мы небогато. Папа всегда учил меня: неважно, сколько усилий и денег потрачено на подарок, главное, чтобы он шел от сердца. Мне все время дарили шоколадки. В католическое Рождество, на День святого Степана 26 декабря, в Новый год, на день рождения, 8 января… Шоколадки, шоколадки...
– Все ваши семейные праздники чудесным образом выпадают на предстоящий отпуск!
– Да уж, повезло! Все 25 дней отпуска проведу в родном Сплите. О жарких курортах даже не задумывался. Все эти перелеты, гостиницы уже вот так достали (Стипе проводит пальцем по шее).
ЧЕМПИОНЫ МИРА ПО ПАТРИОТИЗМУ
– Сообщали ли вам во время матча на «Уэмбли» о ходе событий в Андорре?
– Конечно! Не обошлось без конфуза. Спешим во время перерыва в раздевалку. Спрашиваем у администраторов: как там Россия? Ответ меня просто убил – 1:0, да еще Андорра пенальти не забила. Разговор проходил в спешке, на ходу, вот и недопоняли что-то. В общем, подумали, что Россия проигрывает.
Я страшно расстроился: мы здесь Англию гоняем, а они с Андоррой не могут справиться. После игры, конечно, все прояснилось. На самом деле гол забила Россия, а пенальти не забил Колодин. Вздохнул с облегчением. Переживал за ваших!
– Ответьте откровенно, что подвигло хорватов лезть вперед, бить англичан?
– Патриотизм. Мы – чемпионы мира по патриотизму. Другого ответа не ждите. Меня люди все время про «Мерседесы» расспрашивают, а я хочу рассказать совсем о другом. Я вспоминаю тишину на «Уэмбли» после финального свистка. Восемьдесят тысяч человек просто сидят и молчат, лишь единицы голос подают. У меня от этой тишины до сих пор мурашки по коже. Я шел к сектору наших болельщиков, а по пути вглядывался в лица британских. Многие плакали. Мы устроили в Англии национальный траур.
– Вы видели лицо Макларена?
– Так он сорвался в раздевалку сразу со свистком. Из утренних новостей узнал, что Макларена уволили.
– Представьте, если бы Макларен был вашим родственником или другом, как бы вы его утешили?
– Наверное, так: «Стив, не убивайся, все лучшее впереди». Главная проблема англичан – утраченный командный дух. Они вроде бы вместе, а на самом деле каждый сам за себя. Не понимаю, как игроки из ведущих клубов мира так преображаются в сборной. Им надо собраться вместе и по-мужски поговорить. Иначе Англия и на чемпионат мира в ЮАР не попадет.
– Как вас встретили в «Спартаке» после возвращения из Англии?
– Навсегда запомню эти восторженные лица! Каждый подходил и благодарил. И в Москве довелось не раз слышать приятные слова. В субботу зашел в один дорогой магазин приобрести подарок супруге на Рождество. Продавец сказал: «Если бы магазин принадлежал мне, я отдал бы тебе все товары бесплатно».
БИЛИЧ – НАСТОЯЩИЙ ДЕМОКРАТ!
– Главного тренера сборной Хорватии Славена Билича сватают в клубы английской премьер-лиги. Как думаете, он променяет сборную на выгодный клубный контракт?
– До осени Билич никуда не перейдет. Вот закончится чемпионат Европы, тогда и посмотрим. Очень рад, что у нашей сборной такой тренер – знающий дело, творческий, демократичный, молодой. Я, кстати, давно с ним знаком. Какое-то время играли вместе, затем Славен стал моим тренером в «Хайдуке». Его философия подкупает: полная свобода игрокам и вера в их профессионализм. Славен никогда не станет давить на психику: то надо, этого нельзя…
– В результате Ивицу Олича и компанию засекли в ночном клубе незадолго до матча с Россией…
– Славен сразу же приказал этим игрокам покинуть расположение команды. Мы направились к тренерам и попросили, чтобы всех возвратили. Славен не выражал недовольства, не злился. Он нас послушал. Эта история получила красивый конец. А режим никто больше не нарушал.
– Если на досуге хорватские игроки могут позволить себе лишнее, то на поле – ни-ни?
– Это вы в точку! Мы самые дисциплинированные во всей Европе. В отборочном цикле у нас меньше всех карточек и лучшие турнирные показатели.
– Почему бы Хорватии теперь не стать чемпионом Европы?
– Рано загадывать. Если не будет травм, шанс вполне реален.
МОЙ РАСЦВЕТ НАСТУПИТ В 35
– Как вы познакомились с Черчесовым?
– С помощью телефона. Спартаковское руководство некоторое время контактировало с агентом, потом мы встретились и поговорили тет-а-тет.
– Черчесов – вратарь в прошлом и наверняка обсуждает с вами профессиональные вопросы.
– А вот и ошибаетесь. Вратарские дела – прерогатива Гинтараса Стауче. Черчесов больше заботится об игре в целом.
– Вспоминаете ли самые обидные ошибки сезона?
– Не отдельные ошибки покоя не дают, а две упущенные победы на последних секундах с ЦСКА и «Локомотивом». Эти потери предопределили исход чемпионской гонки. У меня такой подход: мы эти голы вместе пропускаем и вместе забиваем. Еще один удар ниже пояса – Лига чемпионов. Мы превосходили «Селтик»; все решили судейские ошибки в первой игре и серия пенальти во второй. Если бы «Спартак» прошел в Лигу чемпионов, эмоции были бы другие. Кто знает, может, и выиграли бы чемпионат…
– Мечтается о выигрыше Кубка УЕФА?
– Если ЦСКА смог, чем мы хуже? Конечно, это возможно. Считаю, «Спартак» – один из реальных претендентов на победу.
– Вас не удивило, что Владимир Федотов ушел по-английски – не попрощался, не «проставился»?
– Владимир Григорьевич очень хороший человек. Мне понравилось с ним работать и общаться. Да, он ушел по-английски, но это не значит, что он ушел плохо. Привет вам, Владимир Григорьевич, вспоминаю по-доброму!
– До каких лет собираетесь играть в футбол?
– Все еще впереди. Я чувствую, что мой расцвет наступит в 34 – 35 лет. Надо просто сохранить кайф от игры, какой я получаю сейчас.
– В восьмидесятые годы «Спартак» прозвали вечно вторым. Не опасаетесь, что в XXI веке прозвище вернется?
– Я верю, что мы все же добьемся своей цели. Прошли те времена, когда судьбу матчей решали звезды. Марадоне, Зидану, Роналдо достаточно было двух-трех касаний, чтобы выиграть любой матч. Сейчас футбол вырос, первая роль – за глобальной идеей. А за эту идею у нас отвечает главный тренер. Черчесов – тот человек, в которого я верю и которого считаю единомышленником. Главное, чтобы травмы больше не преследовали «Спартак».
– «Спартак» приглашал не одного хорвата в состав, но кроме вас никто не приехал. Почему?
– Возьмем Петрича (автор победного гола в ворота англичан. – Прим. ред.). Он мог оказаться здесь, но предпочел уехать в Дортмунд. Его можно понять: уже играл там, языком владеет. Не знаю, можно ли ждать новых хорватов в «Спартаке». По секрету вам скажу, спрос на наших ребят о-очень вырос.
КАК БОРОТЬСЯ С ХАМСТВОМ ПО-РУССКИ?
– Не стану возвращаться к теме «Мерседесов». Просто ответьте: какая марка авто любимая?
– Предпочтений не имею. Главное, чтобы машина была комфортная, безопасная и исправная.
– По Москве сами водите?
– Да. Это настоящая гонка на выживание! У водителей в Москве очень агрессивная манера вождения. Вот случай на днях: еду спокойно по своей полосе, вдруг спереди, едва не задев бампер, вклинивается какой-то умник. А мне куда деваться, в отбойник? Еле затормозил, аж пот прошиб. Люди куда-то спешат, но при этом ни черта не видят!
Еще одна история. Я вижу, что дедушка с тросточкой, лет восьмидесяти, хочет перейти дорогу по зебре. Правила предписывают пропустить пешехода. Я останавливаюсь и жду, пока он перейдет дорогу. Сзади пристраиваются машин пять, и все начинают сигналить. Я смотрю в зеркало и вижу, что водители еще и злобное что-то выкрикивают, мол, что встал, козел? То есть ради экономии десяти секунд эти люди готовы проехаться по старику! Разве это нормально?
– Как вы отвечаете на хамство?
– Первое время в Москве я порывался выйти из машины и выяснить отношения по-мужски. Страшно ругался на всех дураков. Потом настроил себя: не будь злым, не нервничай понапрасну.
БЛИЦ. КТО ЕСТЬ КТО ВСБОРНОЙ ХОРВАТИИ?
– Кто в вашей команде самый веселый?
– Конечно, Ивица Олич! Он постоянно шутит, заряжает всех оптимизмом. Даже старших подкалывает. У нас в команде есть два друга – доктор и администратор. Оба толстенькие, любят полакомиться. Обычно в ресторане для нас заказывают шведский стол. Врач с администратором входят в зал, и у них каждый раз глаза разбегаются: с чего бы начать? Олич им подсказывает: салат – налево, суп – направо, фрукты – прямо, а перед мучным и сладким знак «кирпич»!
– Самый добрый?
– Дарио Шимич. Он никогда не злится, даже на поле.
– Самый стильный?
– Роберт Ковач. Его жена была мисс Хорватии. Она привила ему отменное чувство стиля.
– Самый музыкальный?
– Срна. У него абсолютный слух и очень красивый голос. Срна, бывает, затянет песню, Олич подпевает. А потом остальные подхватывают.
– Кто самый ленивый?
– У нас все трудолюбивые! Правда, мой коллега-вратарь Ведран Рунье любит поспать. Он никогда в жизни не слышал приветствия «доброе утро». Как правило, Ведран просыпается к обеду, в полдень – час дня.
Комментарии: