ПЛЕТИКОСА ТВОРИЛ ЧУДЕСА ПОХЛЕЩЕ, ЧЕМ НА "УЭМБЛИ"
Накануне матча вечером в отель Boscolo Carlo IV, где остановились спартаковцы, заглянул молодой человек. Подойдя к сидевшему с друзьями в холле Егору Титову, робко представился - по-русски, но с акцентом: "Меня зовут Петер. Я ваш персональный болельщик, специально приехал из Братиславы на игру, чтобы поболеть за вас и за "Спартак". Видел ваши матчи на чемпионате мира и в Лиге чемпионов. Примите, пожалуйста, от меня эти подарки".
И протянул Титову две красивые упаковки. В одной оказалась серебряная тарелочка ручной работы, в другой - бутылка словацкого вина с надписью на английском: "Моему другу Егору Титову". Такого спартаковец никак не ожидал: он искренне поблагодарил Петера, оставил ему автограф и пообещал после матча подарить свою футболку.
А потом мы со спартаковским капитаном вспомнили, как в 99-м в Праге удалили Тихонова, как из-за дымовых шашек прерывался тот матч, как громадный форвард Локвенц забивал Филимонову пятый гол, а на загривке у него висел сам Титов. Как в 2001-м отменили матч из-за бомбежки Америки 11 сентября, как по столице Чехии, словно вернувшейся во времена бравого солдата Шейка, бродили ужасные слухи о начале третьей мировой войны...
Да, многое можно было вспомнить с Титовым, которого ценят и любят не только в России. Вот только ни одной спартаковской победы в Праге в российские времена мы с Егором, увы, вспомнить не могли. Потому что единственный наш успех на берегах Влтавы был добыт предыдущим советским поколением спартаковцев, и вратарь Станислав Черчесов, между прочим, ни одного мяча в 90-м от "Спарты" не пропустил.
Но перед вчерашним матчем главному тренеру Черчесову лично я не завидовал, а сочувствовал. Он, надо отдать ему должное, никогда не жалуется на потери - но от этого не легче. Со времени последней официальной встречи, против "Динамо", красно-белые потеряли пять человек! Беда, как известно, не приходит одна. Вслед за Калиниченко и Павлюченко, словно по заказу "Спарты", из строя выбыли сразу трое опорных хавбеков - Моцарт, Сабитов и в последний момент Ковач.
Слабая надежда на чешского легионера, который по первоначальному замыслу тренера должен был закрыть важную позицию в центре поля, в среду вечером еще оставалась. Но где-то в полночь по московскому времени стало ясно: рисковать коленом Ковача не будут. А ведь Радослав так хотел сыграть на родине против бывшего клуба! Он раздал 30 билетов на матч родным и друзьям, а в итоге составил им компанию на трибуне. Наверняка заметив на спартаковском секторе баннер с собственным портретом и надписью: "Твоя игра РАДОсть!"
Казалось, вариантов с опорниками у Черчесова остается только два - Шоавэ или Ковальчук. Но тренер изыскал третий - Шоавэ и Ковальчук. Они вдвоем были призваны заменить одного Ковача. Риск, конечно, присутствовал: Шоавэ в начале осени потерял место в стартовом составе, играя на позиции левого защитника, а Ковальчук в этом сезоне из-за череды травм не провел за основной состав ни одного официального матча. Но куда деваться? Других писателей (в смысле опорников) у товарища Черчесова не было. К тому же Ковальчук рвался в бой. "Жутко соскучился по футболу, - сказал он мне накануне матча. - Если для ребят это конец сезона, то для меня - самое начало, готов сыграть на эмоциях". И у Ковальчука это получилось - он был одним из лучших на поле. В отличие от Шоавэ.
В центр обороны Черчесов поставил пару гренадеров Жедер - Дедура, а на правом фланге предпочел Штранцля Шишкину. Логика в этом присутствовала - у чехов рослая команда, которая особенно опасна при навесах и стандартных положениях. Именно потому и были избраны те, кто умеет сражаться в воздушных дуэлях.
Первый тайм прошел в примерно равной борьбе. Первыми потревожили вратаря пражане: Кисел пробил со средней дистанции, но новоиспеченный герой России Плетикоса с ударом легко справился. Ответ москвичей не заставил себя долго ждать. Веллитон в контратаке поборолся с медлительным Ржепкой, обокрал его, но к сожалению, пробил выше перекладины. Так же, как и Дзюба пятью минутами позже.
Но самый опасный момент до перерыва возник у ворот "Спартака" - уму непостижимо, как Плетикоса успел среагировать на удар в упор Резека! Впрочем, как мы знаем, хорваты способны и не на такое.
На 37-й минуте дали о себе знать спартаковские фанаты. Один из них с файером в руках прорвался на поле и пробежал от ворот Плетикосы до ворот Григара, после чего был выведен стюардами. Диктор по стадиону тут же обратился к зрителям на ломаном русском: "Нельзя ни в коем случае заходить на футбольную площадку".
В конце первого тайма обстановка на гостевой трибуне, к сожалению, накалилась. Чешская полиция вторглась на нее с дубинками и заранее заготовленными оглушающими петардами. Начались массовые драки. Весь перерыв полицейские "зачищали" красно-белые сектора. В итоге ко второму тайму вместо тысячной группы поддержки у спартаковцев осталась примерно половина. Она и затянула традиционную русскую "Катюшу".
Футболисты всего этого не видели - они находились в раздевалке. Замен в перерыве не последовало, а на поле, как и в первом тайме, продолжилась довольно жесткая игра. Арбитр из Уэльса позволял обеим командам бороться (иногда в прямом смысле слова) и выдерживал эту линию почти до конца - молчал даже в тех случаях, где 95 процентов судей свистят.
Спартаковцы могли выйти вперед на 59-й минуте, когда Дзюбе не хватило шага, чтобы проткнуть мяч с двух метров в цель. А потом овации вновь сорвал Плетикоса, который на "Летне" творил чудеса похлеще, чем на "Уэмбли". Хорватский голкипер дважды среагировал на удары чехов, когда мячу, казалось, некуда было деваться, кроме ворот. Не смог одолеть его и Дошек, выйдя один на один: Плетикоса отразил мяч ногами. Пусть в этом эпизоде судьи и зафиксировали офсайд - форвард-то с вратарем доигрывали момент до конца.
Под конец матча красно-белым пришлось пережить еще несколько неприятных мгновений, но в итоге получилась нулевая ничья, которая стратегически москвичей вполне устраивает. В следующем туре им нужно побеждать дома "Цюрих" - и с семью очками выход из группы будет обеспечен наверняка.
Комментарии: