Виктор Онопко: российский "тихоход", ставший капитаном испанского "Реала"
На нём закончилась сборная СССР и с него началась сборная России, он творил судьбу отечественного футбола в 1994 году и продолжает делать это в 2014. Он — Виктор Онопко, легендарный защитник, до сих пор сохраняющий за собой рекорд по количеству матчей, проведённых в национальной команде. 14 октября 2014 года Виктор Савельевич отмечает своё 45-летие.
Онопко: начало
В 1969 году, когда в Луганске на свет появился маленький мальчик, которого было решено назвать Виктором, мало кто мог подумать, что несколько десятилетий спустя именно он будет олицетворять целую эпоху в российском футболе — время его становления.
Как и все мальчишки в 70–80-е годы прошлого века, Витя Онопко увлекался футболом, впитывая каждую секунду из редких чёрно-белых трансляций матчей своих кумиров в красной форме с надписью СССР на груди. Чтобы стать похожими на них, Витя просит родителей отдать его в футбольную школу. Выбирать не приходилось — в Луганске лучшие тренеры работали в «Заре», там и начался долгий путь Онопко в большом футболе.
В 16 лет Виктор Онопко уже практически состоявшийся футболист, которого примечает зоркий и цепкий на таланты глаз тренера донецкого «Шахтёра» Анатолия Конькова. Футболиста приглашают попробовать себя в одной из лучших команд Украинской ССР.
Но, не успел Виктор провести и трёх матчей за свой новый клуб, как его призвали в армию — в те времена с этим было жёстко. Онопко отправляется служить и продолжает играть в футбол. Армия на Украине означала одно — столичное, киевское «Динамо». Спустя год службы, когда Виктор уже демобилизовался и паковал вещички, чтобы вернуться, как и обещал Конькову, в «Шахтёр», его «на ковёр» вызывает великий и ужасный Валерий Лобановский, тренер, которому не было равных в Европе.
Наставник киевского «Динамо» предлагает Виктору путёвку в жизнь — место в своей команде, сплошь состоявшей тогда из игроков национальной сборной. Даже Аль Пачино назвал бы это предложением, от которого невозможно отказаться...
Но Онопко сказал Лобановскому нет. Никто не знает, как повернулась бы его судьба, останься он в Киеве. Наверняка не было бы и донецкого «Шахтёра», и московского «Спартака». Возможно, не было бы и переезда в Испанию, и даже сборной России. Это всё предположения. Всё решал Виктор, и он обещал Конькову вернуться. И вернулся.
«Спартак» и письмо четырнадцати
Вернулся ненадолго — всего на два сезона. А в 1992 году за ним приехал Олег Романцев из московского «Спартака». Он прельщал футболиста безумными перспективами и золотыми горами, о которых в том «Шахтёре», без его нынешнего богатого покровителя, нельзя было и мечтать. Супругу Виктора представители «Спартака» также «обрабатывали»: столичная жизнь, магазины, рестораны...
Скрепя сердце Онопко согласился надеть на себя красно-белую футболку с ромбиком в районе сердца. И не пожалел. Уже в 1993 году он стал чемпионом России, получил звание лучшего футболиста страны, обеспечил себе место в сборной России, с которой должен был поехать на чемпионат мира 1994 года в Соединённые Штаты Америки.
Насколько много шансов было у сборной России выстрелить на том Мундиале, настолько же велика была и вероятность, что Онопко туда вообще не поедет. Во всём виновато пресловутое «письмо четырнадцати», которое 14 футболистов сборной России написали, требуя улучшения материального содержания сборной России, не столько в плане премиальных, сколько в плане экипировки. Но одним из требований футболистов было и увольнение легендарного тренера Павла Садырина. В итоге Российский футбольный союз принял сторону наставника команды. Многие из подписавшихся так и остались без ЧМ-1994. Онопко вовремя одумался, отозвал свою подпись и был вызван в сборную. Но ослабленная команда пролетела мимо плей-офф, вылетев из группы.
Испания
А год спустя вылетел и сам Онопко — из России в Испанию. В его услугах заинтересовался скромный «Реал». Не мадридский, конечно, — из города Овьедо. Но для России даже это было прорывом. За похождениями отечественных футболистов на полях Европы с придыханием следила вся страна, читая каждую неделю об их подвигах в спортивных газетах.
Возможно, Онопко и в этот раз остался бы в полюбившемся клубе, но как раз в то время, когда он должен был принимать решение, с ним начали происходить необъяснимые вещи: угнали автомобиль, неизвестные начали звонить сначала по телефону, а затем и в дверь его квартиры. Ситуация накалялась настолько, что Виктор даже подумал ненароком, что его могли специально выкуривать из России. Не став будить лиха, он решился на переезд. И снова не прогадал.
В «Овьедо» его приняли как своего. С первых же матчей он закрепился в основном составе. А со второго-третьего сезона в Испании уже стал лидером клуба. В один из последних сезонов Онопко и вовсе заслужил высшей степени доверия и уважения — был избран капитаном испанского клуба. Это в стране, где принято назначать капитанами исключительно испанских футболистов. В благодарность он отдавал «Овьедо» всего себя, не щадя ни сил, ни денег. Мало кто знает, но в последние два сезона Онопко вообще не получал зарплаты — задолженность клуба перед защитником достигала 1,6 миллиона долларов.
Закончилось всё быстро — банкротством команды и переводом её во второй испанский дивизион, где она продолжает барахтаться до сих пор. Затем был мадридский, но уже не «Реал», а «Райо Вальекано». Команда попыталась закрепиться в Примере, но не смогла, и Онопко принял решение вернуться на родину.
Возвращение
В свой первый сезон после возвращения он помог «Алании» со скрипом сохранить прописку в Высшей лиге и после этого ушёл в более удобный в плане жизни подмосковный «Сатурн», который тренировал уже на закате своей тренерской карьеры хороший знакомый Виктора — Олег Романцев. Там Онопко и завершил карьеру, став в 2005 году сначала играющим тренером, а в 2006 году и вовсе повесив бутсы на гвоздь.
Параллельно с последними своими матчами Виктор Савельевич учился в высшей школе тренеров — это обеспечило ему тренерскую категорию А и трудоустройство в любом клубе России.
Но Онопко принял решение попробовать себя на административной должности — в Российском футбольном союзе. Поняв, что кабинеты — это не его, он принял предложение московского ЦСКА и стал помощником нового главного тренера «армейцев» Хуанде Рамоса. Одним из решающих факторов, качнувших чашу весов в пользу Виктора Савельевича, стал его практически безупречный испанский язык.
Он и сейчас продолжает оттачивать свои тренерские навыки в ЦСКА, работая бок о бок с Леонидом Слуцким. Вполне возможно, что когда-нибудь мы узнаем ещё и главного тренера по имени Виктор Онопко.
Комментарии: