ВЛАДИМИР БЕСЧАСТНЫХ: «ПОЛУЧАЮ ОТ РАБОТЫ ОГРОМНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ»

spartak.com 1337 0 20 апреля 2014

Накануне старта Кубка «Спартака» интервью официальному сайту дал старший тренер команды Академии 1997 года рождения Владимир Бесчастных.

— Когда вы поняли, что свой путь в футболе хотите продолжить в качестве тренера? 
— Конкретный момент, конечно не вспомню, но все к этому шло. Будучи игроком, обращал внимание на то, когда и какие упражнения дают мои тренеры, как они строят общение с футболистами. Став ветераном команды, много молодым ребятам объяснял, подсказывал, они прислушивались и успешно играли.  Как только закончил игровую карьеру, поступил в ВШТ, сдал на категорию. Попросился сам на работу в Академию, и Сергей Юрьевич Родионов мне возможность начать тренерский путь в «Спартаке» предоставил.

— Прежде чем возглавить команду 1997 года рождения вы работали как тренер по технике и нападающим и были помощником старшего тренера «Спартака»-95. Что дал вам этот период?
— Очень многое! Ведь в новинку для меня как тренера было абсолютно все. Работа с атакующей группой футболистов помогла освоиться, познакомиться с ребятами всех возрастов нашей Академии. Занятия с нападающими проводим и сейчас, раз в неделю на утренних тренировках. Я убежден, что советовать нападающему что-то глобальное не очень продуктивно, игра в атаке сугубо индивидуальная. Поэтому и сейчас стараюсь присутствовать на матчах всех команд Академии и нашим форвардам подсказывать что-либо, опираясь на примеры конкретных игровых эпизодов.  Что касается команды 1995 года рождения, там я впервые работал как тренер возраста, помогал Владимиру Бодрову. Владимиру Васильевичу очень благодарен за доверительное отношение, за то, что чувствовал себя полноправным тренером и членом команды: моя помощь не ограничивалась расставлением фишек или проведением разминки – также подсказывал ребятам и в тренировочном процессе, и во время игр. В тот период была первая моя победа в качестве тренера – мы обыграли «Локомотив»-95, который тогда был сильнейшей командой Москвы и России по своей возрастной категории.

— Расскажите, пожалуйста, о своей работе в качестве старшего тренера «Спартака»-97. 
— Мы с ребятами нашли общий язык буквально с первых же тренировок. Могу предположить, что свою роль в восприятии меня ребятами сыграло, что я был достаточно известным игроком. Активно участвовал в упражнениях сам, доказывая, что приемы, о которых я говорю, сделать возможно. Поначалу долго сидели на теоретических занятиях, не только разбирая игры, но и обсуждая, какую команду мы вместе будем строить, принципы нахождения ее на футбольном поле. Подопечные мне достались очень талантливые и умные. Наша совместная работа принесла плоды уже через пару месяцев: мы стали чемпионами России 2013 года. Это подхлестнуло и меня, и ребят, помогло нам убедиться, что находимся на правильном пути. Когда работа выливается в ощутимый результат на соревнованиях, появляется больше веры в то, что делаешь. Рвение ребят, их желание трудиться и прибавлять, их заинтересованность вдохновляют меня, получаю от работы с ними огромное удовольствие. Я им неоднократно повторял: я не могу вас научить играть в футбол, я предлагаю упражнения, подсказываю, корректирую, а уж научиться вы должны сами. Они все к этому стремятся. Каждый футболист, находящийся в команде 1997 года рождения – талантливый.  Для меня все игроки, которые находятся в команде, это игроки, на которых я рассчитываю. Когда по причине травм или вызова в сборные нет ключевых футболистов, то те, кто выходит вместо сборников, например, четко знают, что им нужно делать, благодаря этому рисунок игры практически не меняется.

— В прошлом сезоне «Спартак»-97 под вашим руководством выиграл первенство России, стал чемпионом Москвы. Какие матчи минувшего года запомнятся особо?
— Ярких матчей было достаточно много. Очень сложно вспомнить какую-то отдельную игру, когда команда на протяжении всего года практически не проигрывала, каждый матч был очень важен, очень дорог. Наверное, особняком стоит игра с «Динамо» на выезде. Динамовское поле не располагает к комбинационному футболу, первый тайм мы провели далеко не так, как хотелось бы, как умеем. К перерыву уступали 0:2, после очередной ошибки нашей удалили Даню Горовых, играли вдесятером. После этого нам удалось отыграться, а если бы реализовали еще два верных момента – выиграли бы. В перерыве сказал им: «Выйти на второй тайм и проиграть в таком матче могут все, а выйти и вырвать игру могут единицы. Мне интересно посмотреть, относитесь вы к единицам или к большинству». Им было очень тяжело, но они в очередной раз доказали и мне, и себе, что они – одни из лучших.

— Игры с «Динамо» для вашей команды становились определяющими по ходу сезона: с ними играли в финале первенства России, с ними в последнем туре первенства Москвы разыгрывали первое место турнира… Когда вы играли на юношеском уровне, какой соперник был наиболее принципиальным для вас?
— Большую часть времени в юношеские годы я играл за ФШМ. Мы регулярно становились чемпионами Москвы, причем выигрывали с большим отрывом от остальных противников. Основным нашим конкурентом по тем временам был ЦСКА, но игры против армейцев давались нам весьма легко, а вот матчи против «Динамо», где я начинал заниматься футболом, всегда складывались непросто. Причем бело-голубые никогда за тройку не боролись, но нам то не удавалось им никак забить, то пропускали и не могли отыграться.

— Для вас как для тренера есть принципиальные соперники?
— Естественно, это пятерка сильнейших школ Москвы. Все команды достаточно сильные, в полноги никого из них не обыграешь. Но «Динамо» стоит особняком, ведь основная борьба за титулы что в первенстве города, что в первенстве страны разворачивается именно с бело-голубыми.

— Не обидно, что на трибунах во время игр ваших подопечных обычно мало болельщиков?
— Думаю, если ребята продолжат играть в том же духе, вскоре они уже будут выступать на ином уровне и болельщиков будет значительно больше.

— Регулярно футболисты «Спартака»-97 вызываются в сборные Москвы и России. Насколько сложно строить тренировочный процесс в условиях отсутствия большой группы игроков, влияет ли это психологически на команду?
— Тренировочный процесс не меняется вовсе. Другое дело, что в юношеской сборной России проповедуют иной футбол и нашим ребятам по возвращении нужно переключаться обратно на игру спартаковскую. У одних переход этот происходит мгновенно, другим нужно время, которого практически нет. Ведь не успевают футболисты вернуться из расположения сборной, как уже грядет ответственный матч в составе «Спартака».  Как правило турниры среди юношеских сборной жесткие: достаточно большое количество игр проводится в сжатые сроки. Игроки приезжают уставшими, нередко еще и травмированными. Всегда нужно быть готовым к тому, что сборники не смогут принять участие в ближайшем матче. Естественно, в такой ситуации заранее начинаешь готовить им замену.  Бывают случаи, когда готовлю футболиста к игре в стартовом составе, а потом оказывается, что вернувшийся из расположения сборной парень хорошо себя чувствует и к матчу готов. Это очень трудный момент в психологическом плане для меня как тренера и для рвущегося играть парня, которому приходится объяснять, что выйдет на матч сборник, а не он.

— Случается, что футболист уверяет, что играть готов, а вы видите, что ему лучше матч пропустить, восстановить силы?
— Играть при любом самочувствии рвутся все ребята. И порой, действительно, они умалчивают о микротравмах – ох уж этот юношеский максимализм! Пытаюсь до них донести, что лучше сейчас залечить микротравму, пропустить неделю тренировок и пару игр, чем усугубить в ближайшем матче свое повреждение и выбыть из строя на долгий срок.

— Этот год для футболистов 1997 года рождения станет последним в стенах Академии. Какое-то дополнительно давление в связи с этим чувствуете?
— По уровню мастерства в дубль имеют шансы попасть если не все футболисты команды, то абсолютное их большинство. Давления никакого нет. На этот год моя задача – подготовить ребят таким образом, чтобы, попав в дубль, они там не набирали форму, не догоняли уже играющих в молодежке футболистов, а влились в команду быстро, соответствовали бы в плане технического оснащения, тактической выучки и психологической подготовленности.

— Череда ярких побед и успешные выступления на всех турнирах не могут вызвать у ребят звездную болезнь?
— Мои подопечные прекрасно знают, чего я в работе не люблю и допускать не позволю. Один из этих пунктов - неполная самоотдача футболиста, выходящего на поле. Если я это вижу, долго терпеть не буду, сразу произойдет замена и неизвестно, когда он выйдет в следующий раз. Неоднократно повторял ребятам, что если они хотят играть в больших командах, то не имеют право терять место в основном составе – его тут же займет другой футболист, который их ошибок не повторит. Подобных примеров в истории множество. Пропускал игрок матч из-за недисциплинированности или из-за ненужной красной карточки, команда продолжала идти вперед, выигрывать без него… Тогда футболист понимал, что в коллективе он не является главным, команда справляется и без него, а справится ли он без команды – вопрос. Если возвращаться к разговору про спартаковцев 1997 года рождения, я пока даже на тренировках не сталкивался с ситуациями, в которых кто-либо из них не выкладывался бы полностью.

— Как помогает в тренерской работе ваш богатый игровой опыт?
— По большому счету в футбольной своей карьере прошел все. Ситуации, с которыми сейчас сталкиваются ребята, были и у меня, привожу конкретные примеры. Да и в целом им интересно узнать, как было на чемпионате Европы, что было на чемпионате мира. Примерно в их возрасте играл в команде мастеров, делюсь воспоминаниями, даю советы на будущее, как себя правильно вести, когда попадаешь во взрослую команду. Нужно уважать футболистов, игравших в команде долгие годы до тебя, соответствовать порядкам, которые установились внутри коллектива. С другой стороны - четко обозначить, что ты пришел не мячики подавать, а играть, наравне с ними. Место в основном составе придется отстаивать, доказывая на поле и в быту, что оно по праву твое.

— В качестве ориентира в плане тренерского мастерства вы называете Олега Ивановича Романцева. Чему удалось у него научиться? Какие принципы построения тренировок и принципы общения с футболистами позаимствовали у него? Спрашиваете ли совета сейчас?
— В последнее время достаточно часто общаемся с ним, делюсь с Олегом Ивановичем новостями и своими соображениями относительно тренировочного процесса. Стараюсь работать с командой в его манере: шутки вне футбольного поля и строгая дисциплина на тренировках и во время матчей. Если делаю замечание по ходу игры, футболист со мной не спорит. У нас с ребятами договоренность: не согласен с чем-то, не понимаешь, почему надо делать именно так – приди, спроси. Я всегда открыт для общения. Если же ему удастся найти аргументы весомые, что он поступил верно или действовать надо иным способом, я соглашусь. Но на футбольном поле никаких разговоров со старшим тренером быть не может. Если что-то не понятно, для этого есть перерыв - время задать вопрос, обсудить конкретный игровой эпизод.

— Команда за время работы с вами заметно изменилась, изменились ли вы?
— Конечно! Например, стал значительно увереннее в себе. Ребята учатся у меня, я у них. Все что мы с ними начинали для меня было вновинку как для тренера, для них – как для футболистов. Мы вместе, несмотря на случающиеся порой трудности, идем вперед, результаты совместной работы показывают, что идем в правильном направлении.

— Во вторник стартует международный юношеский турнир на Кубок «Спартака», в котором именно вашим подопечным предстоит отстаивать честь Академии. Каков настрой команды на эти соревнования?
— Мы ждем турнир с нетерпением. Ребятам будет интересно себя попробовать свои силы в матчах с представителями ведущих европейских академий. Очень здорово, что «Спартак» соревнования подобного уровня проводит, международный опыт важен для молодых игроков.  Постараемся показать свой лучший футбол. 

Источник: http://www.spartak.com

Комментарии: