"Спартак": есть ли жизнь после Карпина
"Спартак" в кризисе. Глубоком. Команда, еще недавно претендовавшая на чемпионство, теперь пытается зацепиться за место в Лиге Европы. Получается не слишком здорово. Самое время задаться вопросами: как подобное стало возможным и что ждет красно-белых в будущем?
УВОЛЬНЕНИЕ
Для начала давайте восстановим хронологию событий.
17 марта "Спартак" в самой концовке встречи с "Анжи" упускает победу, ведя по ходу матча в два мяча. И уже на следующий день в Москве экстренно собирается Совет директоров клуба (в этот орган, напомним, входят председатель Леонид Федун, заместитель председателя Александр Жирков, генеральный директор ООО "Стадион "Спартак" Андрей Федун, вице-президенты "Лукойла" Джеван Челоянц и Александр Матыцин, а также член совета директоров ИФД "КапиталЪ" Сергей Михайлов). На повестке дня лишь один пункт: что делать с главным тренером Валерием Карпиным? Оставлять его до конца сезона или расставаться?
На одной чаше весов – условие, выдвинутое Карпину перед началом сезона: взять один из трех трофеев. Пусть миссии в Лиге Европы и Кубке России уже провалены, в чемпионате страны шансы еще не потеряны. То есть формального повода для увольнения наставника пока нет. На другой – невнятная игра после возобновления первенства, всего одно набранное очко в двух матчах, сенсационный вылет из Кубка от коллектива второго дивизиона "Тосно".
Большинство членов Совета директоров, судя по дальнейшим событиям, склоняются к тому, что Карпин должен немедленно покинуть "Спартак". Любопытно: а задавался ли в этот момент кто-либо из присутствовавших вопросами – существует ли план "Б" и каков бюджет на приглашение нового специалиста? Видимо, тут и возникает кандидатура Станислава Черчесова.
Интересно понять и другое: как повел себя Федун-старший – ведь именно за ним последнее слово? Вероятно, сомневался. И сомнения эти объяснимы: с одной стороны, команда действительно валится, но, с другой, отставание от лидирующего "Локомотива" составляет совсем не критичные четыре очка, а от идущего вторым "Зенита" и вовсе одно. И, главное, Федун, как сторонник взвешенных решений, отдает себе отчет в том, что сиюминутная отставка – шаг во всех отношениях неподготовленный.
Чтобы осознать это, достаточно кинуть беглый взгляд на рынок тренеров. Приглашение титулованного иностранца а-ля Капелло, который гарантированно дал бы результат, – это минимум 5 миллионов евро (а, например, отошедший от дел чуть менее года Алекс Фергюсон "тянет" на все 12). Отыскать такого специалиста задача не из простых, но решаемая – были бы средства. Однако Федун, как известно, не привык сорить деньгами. Плюс приглашение тренера такого уровня повлекло бы за собой кардинальную ротацию состава – мэтр наверняка потребовал бы массовых закупок. Это тоже немалые траты.
Легионер крепкого среднего уровня стоит, конечно, дешевле. Но в "Спартаке" уже обжигались на таких вариантах – по тем или иным причинам не пошло ни у Невио Скалы, ни у Микаэля Лаудрупа, ни у Унаи Эмери. Да и каждый из них влетал клубу в копеечку.
Есть еще россияне или долго трудившиеся в нашей стране. Но среди них единицы тех, кто добивался успехов в последние годы. Леонид Слуцкий отпадает сразу – он не просто занят, а занят в ЦСКА. Здесь дополнительных объяснений не требуется. Лучано Спаллетти или Дик Адвокат из той же оперы, что и Слуцкий: путешествие из Петербурга в Москву представляется утопическим вариантом, пусть даже транзитом через Европу. Курбан Бердыев свободен, но его футбольная философия прямо противоположна спартаковской – болельщики вряд ли пришли бы в восторг от назначения специалиста, прекрасно выстраивающего оборону, но абсолютного прагматика в плане атаки.
Кто остается, если вынести за скобки уже трудоустроенных или давно не практикующих тренеров? Правильно: Черчесов. Бывший спартаковец, который доказал свою состоятельность работой в "Тереке" и "Амкаре" и мечтает вернуться в родной клуб, но ушел в свое время из него на фоне унизительного поражения от киевского "Динамо" (1:4 в Лужниках) и скандала с переводом в дубль трех ключевых полузащитников – Егора Титова, Максима Калиниченко и Моцарта.
В итоге Федун решается на радикальную меру – Карпин покидает "Спартак". Но при этом особо оговаривается, что решение принято по обоюдному согласию сторон – термин "увольнение" не звучит. Создается впечатление, что тем самым Федун намеренно не захлопывает дверь за Карпиным, а оставляет ее приоткрытой… Обязанности главного тренера возлагаются на Дмитрия Гунько. Пока – временно.
ЧЕРЧЕСОВ
О том, что "Спартак" рассматривает кандидатуру своего экс-голкипера, Челоянц в эмоциональной манере объявляет журналистам сразу после завершения Совета директоров. Ситуация, мягко говоря, странная: у человека действующий контракт с другим клубом, ни к нему самому, ни к его работодателям никто не обращался, а тренер уже "сосватан". Что ж, спишем это на переживания и искренность чаяний одного из руководителей красно-белых.
Дальше всё развивается стремительно. Уже 19 марта (то есть на следующий день после отставки Карпина) представители "Спартака" связываются с Черчесовым. Стороны, судя по дальнейшим событиям, находят общий язык и обозначают дату следующего разговора – уже личного. Встреча должна состояться 24 марта.
В этот день Черчесов вечером прилетает из Австрии и прямо из аэропорта отправляется на переговоры с Федуном. Встреча проходит конструктивно: все идет к подписанию соглашения сроком на три года. Правда, Черчесов сразу выдвигает не только финансовые требования (что логично), но и ряд других условий. Настаивает на смене не только тренерского штаба (понятно, что каждый специалист приходит со своим штатом помощников, которым доверяет), но и ряда сотрудников административного штаба. А также, похоже, с места в карьер начинает лоббировать приобретение новых исполнителей.
Впрочем, ни это, ни негативная реакция болельщиков на возможное возвращение Черчесова не смущают Федуна – предварительная договоренность достигнута. Не слишком рискуя ошибиться, предположу, что речь, в частности, шла о зарплате уж точно не менее 2 миллионов евро в год. Дело, казалось бы, остается только за документальным оформлением сделки.
Но дальше начинается самое интересное…
Все дело в том, что Черчесов интересен не только "Спартаку", но и "Динамо". Уже после того как тренер пришел к единому знаменателю с красно-белыми, он связывается с руководителями бело-голубых. Не исключено, что информирует их: мол, с бывшим клубом все решено, условия такие-то, слово за вами.
Футбольный мир тесен: в "Спартаке" быстро узнают что и как. И, нужно понимать, именно в этот момент Федун накладывает вето на подписание контракта с Черчесовым, о чем сам владелец клуба объявляет на следующий день.
При этом Гунько как минимум до конца сезона избавляется от приставки "и.о."
БУДУЩЕЕ
А что происходило в течение той недели в команде? Внешние проявления видели все – выезд к "Краснодару" закончился разгромом со счетом 0:4. Потому что внутри коллектива после ухода Карпина начались разброд и шатание. Как бы кто из футболистов не относился к ушедшему тренеру, его отставка спровоцировала у игроков шок. Да, у каждого он был вызван своими эмоциями (кто-то искренне пожалел о случившемся, кто-то порадовался), но шоком от этого быть не перестал.
Карпин неидеален и сам не раз говорил о допущенных ошибках. Но чего у него точно не отнять, так это умения находить общий язык с молодыми норовистыми миллионерами. Методы использовал разные: где-то давил, где-то говорил по душам, где-то взывал к совести. Но главное в другом: при Карпине разношерстная компания в большинстве случаев являла собой сжатый кулак, а не растопыренную пятерню. Будет ли так при Гунько? Судя по последним результатам, – большой вопрос. Причем это не вина 38-летнего тренера, ставшего заложником обстоятельств. А беда.
В Краснодаре из красно-белых будто выпустили воздух. Уверен, что повремени Совет директоров с отставкой Карпина хотя бы до окончания этого матча, "Спартак" не выглядел бы столь жалко – тренер не допустил бы.
После возобновления сезона многие пеняли штабу москвичей на плохую физическую форму футболистов. Только вот неужели есть сомнения, что это оставалось незамеченным для самого Карпина и Ко? Естественно, работа проводилась – и команда в итоге ожила (подтверждением тому хотя бы первый тайм против "Анжи"). И, вполне допускаю, заиграла бы, но…
Вообще, белое и черное в пятилетнюю эру Карпина переплелись в тугой узел. Четвертьфинал Лиги Европы – и 3:10 от "Порту" в том самом четвертьфинале. "Тосно" – и два серебра. 2:4 от "Зенита" – и 4:2. 2:5 от "Алании" – и победы в дерби над ЦСКА. А еще – выстраивание четкой клубной вертикали, когда все команды, начиная от самых младших в Академии и кончая первой, применяют одну схему. Инициатива создания "Спартака-2". Борьба за медали в каждом сезоне. То, что в сборной России представители красно-белых перестали быть редкими гостями, а Дмитрий Комбаров и Глушаков – ее основные игроки. И, наконец, шансы, которые при Карпине регулярно получала молодежь: так, именно при нем Макеев вырос в твердого футболиста основы.
По большому счету, состав красно-белых стал конкурентоспособным в смысле борьбы за золото только перед началом чемпионата-2013/14. Исполнителей собирали по крупицам несколько лет. Того же Боккетти можно было приобрести у "Рубина" на полгода, а то и год раньше, однако пришлось ждать, пока упадет цена. За зиму ни итальянец, ни другие, согласитесь, не могли разучиться играть.
Федун не раз говорил: "У Карпина – чистый чек". Спору нет, в последние годы средства на новичков выделялись регулярно и суммы выглядели достойно. Но хватало не на всех.
Один из самых ярких примеров – переговоры с Лассана Диарра еще до того, как на него вышел "Анжи". Вначале француз, принципиально не возражавший против переезда в Россию, запросил 6 миллионов евро в год. Получив отказ, предложил другой вариант – 5 миллионов и ряд бонусов. И вновь стороны взаимопонимания не нашли. А на месте Патрика Эберта зимой мог оказаться один из лидеров сборной Украины 24-летний Андрей Ярмоленко из киевского "Динамо". Или 26-летний Алессио Черчи из "Торино", имеющий опыт выступлений за "Скуадру адзурру". Или кто-то еще – такого же калибра. Но немец оказался куда более бюджетным вариантом.
Самая дорогая покупка при Карпине – ирландец Эйден Макгиди, который обошелся в 12 миллионов евро. А сколько стоили Халк и Витсель? Почувствуйте разницу.
Карпин, кстати, среди тренеров российских топ-клубов был самым низкооплачиваемым – по нашим данным, его оклад составлял порядка 1,2 миллиона. При этом он переподписывал контракты только на год, не включал в условия непомерных отступных, в случае неудач всегда брал удар на себя. Боролся, строил, ошибался, дерзил на пресс-конференциях, но всегда оставался неравнодушным.
Быть может, именно поэтому соответствующим подразделениям "Спартака" до сих пор не дана команда на поиск нового тренера? И не распахнется ли настежь та самая приоткрытая дверь, которую не стал захлопывать Федун?
Комментарии: